Каким быть IV-му сезону «Лета Господня»

Каким быть IV-му сезону «Лета Господня»

Эксперт Международного детско-юношеского конкурса «Лето Господне» им. И.Шмелёва[*], преподаватель русского языка и литературы московской школы 1861 «Загорье», заслуженный учитель Российской Федерации Татьяна Васюченкова – об итогах третьего конкурсного сезона и будущем конкурса – четвёртом сезоне.


– Татьяна Владимировна, как протекала ваша экспертная работа на конкурсе? Вырабатываются ли у вас какие-то личные принципы оценки, и если да, то какие именно и в зависимости от чего?

– Я впервые участвовала в проверке работ такой направленности. Сопоставляя свой опыт по оценке олимпиадных работ по литературе с работой эксперта конкурса «Лето Господне», пришла к выводу о том, что, несмотря на чётко прописанные критерии оценки, проверять работы участников конкурса труднее: в них ярче представлено личностное восприятие событий, фактов, произведений.

Получается, что оцениваешь не только уровень знаний, умение анализировать, но и глубину восприятия, осмысления жизненных явлений, в какой-то мере и эмоционально-волевую сферу личности. Хорошие работы тем и отличались, что в них чувствовался автор, который по-своему, не штампованно выражает свою «Я» – позицию.

– Какими вам показались конкурсанты «Лета Господня»? Кто они, о чём думают, куда стремятся? Высок ли уровень их образования, даёт ли он надежду на быструю и безболезненную адаптацию молодых авторов в современную российскую действительность, или, напротив, только даёт основания для острого конфликта с ней? Страшно ли вам порой за чистые, невинные души?

– Конкурсанты оценивают мир только с позиций добра, даже в не очень удачных работах реферативного характера ярко выражено стремление жить в соответствии с христианскими заповедями. И это не лозунги, не декларации в соответствии с чьими-то требованиями, а, скорее, «проживание» в особой духовной атмосфере. Оно и формирует такую жизненную установку.

Когда я присутствовала на вручении наград победителям конкурса, ещё раз отметила, насколько даже внешне отличаются эти дети от своих ровесников. Ни вызова, ни торжества победителя – только достоинство, смирение и покой в лицах, манере поведения, даже когда они получали из рук Патриарха высокие награды.

…Им всё-таки, на мой взгляд, трудно будет вписаться в российскую действительность. Вера, несомненно, спасёт от конфликтов, от противоборства с теми, кто живёт по другим правилам, но спокойно им будет только в духовной среде близких им людей.

– Как сегодня, по вашему мнению, должны строиться отношения науки, образования и Церкви, чтобы избежать соблазна удариться в чистую идеологию («вчера КПСС, сегодня Господь»)?

– Очень сложный вопрос. Знаю одно: нельзя кидаться из крайности в крайность. Проводя очередные реформы, не стоит забывать о золотом правиле – «не навреди ребёнку».

Психологи, педагоги должны постоянно вести кропотливую работу по изучению потребностей личности. Содержание работ участников конкурса отражает яркое стремление детей к самореализации, свободному изложению своей жизненной позиции. Общая задача для всех в том и заключается – сформировать такую атмосферу, чтобы способы самореализации не носили негативный характер.

yui.jpg

– Какие и, может быть, чьи сюжеты детских работ и особенно их исполнение остались в памяти, и почему? Что по прочтении работ оказывается определяющим – сугубая достоверность, зримый показ подспудной сердечной муки, стальная последовательность аргументации, что-то иное?

– Прежде всего, запомнились работы творческого характера – сюжетные рассказы, стихи, эмоциональные работы-очерки – рассказы «Монах Савва», «Девочка с красными руками», «Дарующий радость». Отмечу стихотворения «Сергий Радонежский», «Гермоген» и «С тобою я уже давно…», а также стихотворный цикл « Бесконечность», очерк «Святой узник Донского монастыря» о патриархе Тихоне.

Запомнились работы литературоведческого характера – например, очень глубокая по оригинальности мышления, речевому выражению чувств и мыслей работа «Образ лишнего человека в произведениях русских классиков»; анализ произведений носит литературоведческий и психологический характер, хотя автору всего 15-16 лет. Литературно-критическая статья «Душа моя, веди меня» носит лирический характер, настолько она эмоциональна и в то же время убедительна.

С удовольствием прочитала работы «Библейские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Идиот», «Творчество Крупина в моей жизни», «Духовные основы произведений Крупина». Такие глубокие исследовательские работы впечатляют, я, учитель литературы, была потрясена умением детей открывать новое в известных произведениях.

– На что важно обращать внимание детей и организаторов при проведении четвёртого сезона конкурса, который начнётся уже этой осенью?

– Как я уже отмечала на подведении итогов конкурса, необходимо выработать отдельные критерии для работ реферативного характера. Их нельзя оценивать наравне с исключительно художественными работами, поскольку такой конкурсант-исследователь изучает много исторических, архивных документов, мемуарных материалов, делает выводы об актуальности темы. Неподдельный интерес конкурсантов к работе такого вида указывает на желание детей, подростков изучать историю не только по страницам школьных учебников. Хорошо, что не рвётся связь времён.

То, что конкурс объединяет людей с чистыми помыслами, бесспорно. И потому – удачи четвёртому конкурсному сезону.

Беседовал Сергей Арутюнов




[*] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».