Хлеб

Хлеб
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Александра Матвеева, который занял 2-е место среди учеников 10-12 классов II сезона Конкурса

МАТВЕЕВ АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ

МОУ "Королевщинская СОШ"
Педагог: Пушкина Анна Петровна

Хлеб («Судьба человека»)

Очный этап

Пару раз в месяц приходит машина с просроченным хлебом. Фургон автолавки битком забит запакованными в пакеты булками, батонами, сдобой. Люди, выстраивающиеся с мешками перед открытой дверцей, кричат водителю, чтобы он добавил в мешок пакет с пряниками или лепёшками.

Хлеб стоит недорого, всего 200 рублей мешок. Кому-то надо собаку кормить, кто-то корове гостинцев припас. А кто-то, поглядев на пакет, скажет: «Ерунда, здесь просрочки-то всего неделя», и выпьет чаю с плюшкой.

Именно так и сделала баба Маня, сидя за столом со своей внучкой. Она рассматривала пакеты, читала непривычные названия. Ленка, сидевшая на диване, постоянно тискала клавиши телефона. Глянув на стол, она вытянула лицо: 

- Ба, ну вы совсем одичали здесь. Ты знаешь, что это такое? 

- А что такое?

- Про-сро-чка!

- Ну так, Лен, он потому и дешевле намного, а самый такой, что в магазине. 

- Самый такой! Никто нормальный не возьмёт в городе товар, который неделю, как просрочен.

- И что? Он же хороший.

- Хороший. Да там же куча микробов, и так неизвестно, с какими он добавками а ещё и не свежий. Ты бы видела, как эту просрочку мужики грязными лопатами в машины загружают, плюют, ногами по нему ходят. 

- Господи, прости нас, грешных, - вздохнула баба Маня. – До чего народ дошёл. Мой братик… Лёшка… в войну с голоду помер, маленький, 7 годиков. Если бы хоть кусочек хлеба, хоть чёрствого, хоть какого… А они… ногами… Мы и крошке рады были.

Матвеев Александр.jpg
Александр Юрьевич Матвеев

Перед глазами у бабы Мани одна за другой вставали картинки военного детства. Вот она собирает липник (липовые листья), чтобы испечь из него лепёшек. Вот мама делит эти лепёшки среди ребятни, а у самой лицо тёмное, усталые тёмные глаза ввалились от голода. Похороны Лёшки… Постоянная мысль о хлебе, о кусочке, хоть самом малом кусочке.

Баба Маня прожила долгую жизнь, в свои восемьдесят два она многое делала сама. 

Пенсия была небольшая, но её хватало. Взяв полосатую вязаную сумку, баба Маня шла в магазин купить что-нибудь вкусненькое. Там всегда был свежий товар, три раза в неделю привозили свежий хлеб. Но хлеб не был товаром для бабы Мани, к хлебу у неё навсегда осталось такое трепетное уважение, что говорить о нём, как о просрочке, для неё было немыслимо, как немыслимо было считать просроченным что-то важное, святое, не имеющее цены.

Переживший голод иначе смотрит на жизнь. Сытый, если не сказать, зажравшийся, перестаёт ценить вообще всё. Чтобы стать таким, можно не иметь миллионов. Весь ужас в том, что нас, зажравшихся, становится всё больше и больше. Мы очень многого хотим… Купив одну вещь, нам в тот же день хочется другую, мы все поголовно мечтаем похудеть, лопая безмерно, что попало. Так получается, что мы сами не знаем, чего хотим. Недавно одна дама в автобусе жаловалась на то, что у неё украли телефон с сапфирами. А если в мыслях одни приобретения, то о душе думать некогда. 

А то, что тонны хлеба вывозятся на свалки, стало обыденностью. Вопрос – зачем производить столько, чтобы потом ходить ногами? Второй вопрос – почему бы его не отдать тем, кому он, возможно, облегчил бы жалкое существование (таких немало!) С точки зрения экономики, возможно, найдутся какие-то ответы. С точки зрения морали – нет. Потому что для православного человека хлеб всегда был даром Божиим. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» - гласят слова молитвы. Иисус Христос разделил хлеб на Тайной Вечере между своими учениками. Просфору мы принимаем вместе со Святым Причастием после исповеди… Значит, и отношения хлеб требует особого. Кто-то их мыслителей сказал, что народ, который не уважает прошлое, может потерять и будущее, и мне кажется, что это относится к хлебу.