Кто обладает правом предоставления автокефалии, и на каких основаниях?

Кто обладает правом предоставления автокефалии, и на каких основаниях?
Фото: Четвертый Вселенский Собор. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.
Книге митрополита Никифора (Киккотиса) «Современный украинский вопрос и его развитие согласно божественным и священным канонам» присуждено первое место в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга» Открытого конкурса изданий "Просвещение через книгу" 2021 года
Кажется, самый убедительный ответ на вопрос, кто имеет право предоставлять автокефалию Поместной Церкви и на каких условиях, дает сам Вселенский Патриарх Варфоломей. Согласно его утверждению в интервью греческой газете «Неа Эллада» в январе 2001 г., «автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию, при условии, что они это одобрят»[1].

Ту же самую позицию отражает и приснопамятный Вселенский Патриарх Афинагор в своем письме от 27 июля 1961 г. к тогдашнему Патриарху Болгарскому Кириллу, где он говорит: «…разумеется, с уверенностью и ожиданием, что в данном нашем решении относительно событий прошлого нам будут единомысленны и единогласны и остальные Блаженнейшие и честнейшие Патриархи и Предстоятели Православных Автокефальных Церквей»[2].

Та истина, что для предоставления автокефалии какой-либо Церкви необходимо всеправославное согласие, подтверждается и ближайшим сотрудником и консультантом Патриарха Варфоломея митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом)[3], который в качестве председателя Межправославной подготовительной комиссии в Женеве 9–17 декабря 2009 г. отмечал следующее: «Поскольку Вселенский Патриарх обеспечивает консенсус Поместных Православных автокефальных Церквей, заручившись их письменным согласием, он может подписать Патриарший Томос единолично… Если Вселенский Патриарх один подписывает Томос обавтокефалии, этим нисколько не принижается всеправославный консенсус, поскольку, согласно уже принятым решениям, было бы необходимо предварительно получить согласие всех Предстоятелей — и, разумеется, Предстоятеля Матери-Церкви. На Вселенского Патриарха возложена задача координации, и он может выражать мнение всего Православия. Но делает он это после того, как согласует его с другими Предстоятелями. Это не имеет никакой связи с папским приматом. Папа выражает свое мнение, он не спрашивает других. Вселенский Патриарх стремится обеспечить мнение других и его выражает»[4].

Видные университетские ученые также подтверждают вышеизложенное. В качестве наглядного примера упомянем только двоих — В. Фидаса и В. Ставридиса. Профессор Власий Фидас в своей работе, изданной в 1979 г., говорит следующее: «Вселенский Собор или единодушное согласие всех Патриарших Престолов являются каноническим органом провозглашения автокефалии или автономии какой бы то ни было Церкви, а всякая иная процедура антиканонична и не только не служит единству, но, совершенно напротив, попирает каноническое Предание, подрывает и уничтожает единство Церкви в правой вере и любви»[5].

А профессор Василий Ставридис[6] в специальном исследовании по истории Вселенского Патриархата отмечает: «Патриарх обладает определенными правами… предоставления и признания автономного, автокефального и патриаршего достоинства церковных областей, ранее находившихся в его подчинении и имеющих для этого канонические предпосылки, при единогласном утверждении других братских Православных Церквей»[7].

На основании вышеизложенного мы можем вне всяких сомнений сделать следующий вывод. Вселенский Константинопольский Патриархат, согласно божественным и священным канонам (3-е правило Второго Вселенского Собора и 28-е правило Четвертого Вселенского Собора) обладает «первенством чести» среди всех Патриарших Престолов Востока. После Великого раскола 1054 г. Вселенский Патриархат оказывается первым Престолом в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Христовой Церкви и обладает каноническим правом на почетное председательство среди Православных автокефальных Церквей. В более специальном смысле Вселенский Константинопольский Патриарх как «первый среди равных» (primus inter pares) имеет право председательства на Вселенском Соборе и, соответственно, обязанность координации Православных Церквей. Он также уполномочен предоставлять автокефалию или автономию той или иной церковной области на определенных, ясных и строгих условиях, установленных церковным Преданием и согласных с православной экклезиологией и каноническим порядком. И эти условия идентичны с теми, по которым было достигнуто согласие представителей всех Поместных Православных Церквей на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 гг., которая осуществляла подготовку к Святому и Великому Критскому Собору (2016)[8].

Это совместное решение Православных автокефальных Церквей о процедуре предоставления автокефалии, достигнутое на Предсоборных совещаниях по подготовке Святого и Великого Собора, было зафиксировано в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», подписано представителями всех Православных Церквей и во всем соответствует православной экклезиологии и каноническому порядку, предусматривая:

1) запрос той или иной церковной общности о предоставлении автокефалии;

2) согласие Матери-Церкви, от которой отделяется испрашивающая автокефалию церковная область;

3) одобрение со стороны остальных Православных автокефальных Церквей[9].

К сожалению, текст этого совместного решения не был представлен на Святом и Великом Соборе в г. Колимбари (Крит). Некоторые утверждают, что это произошло из-за несогласия Русской Церкви. Но Священный Синод Русской Церкви своим официальным заявлением от 17 октября 2019 г. сообщает нам, что «в действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора… по настоянию Патриарха Варфоломея»[10].

Таким образом, первейшее, что должна сделать Церковь, которая желает автокефалии, — это выразить от лица всей своей христоименитой полноты (клира и народа) желание автокефалии и представить его в виде прошения на рассмотрение Вселенской Патриархии. Здесь следует особо заметить, что обращаться с прошением об автокефалии должна вся полнота Церкви либо, по крайней мере, подавляющее ее большинство, а не группы меньшинства и неканонические, раскольнические группы.

Затем Вселенский Патриархат должен свериться с мнением Матери-Церкви: Церкви, от которой будет отделена испрашивающая автокефалии церковная область, — согласна ли она с данным прошением. Заручившись согласием Матери-Церкви, Вселенский Патриархат должен препроводить прошение об автокефалии остальным Православным Церквам, чтобы был достигнут всеправославный консенсус. Другими словами, Вселенский Патриархат, как координационный центр Православия, должен вступить в переговоры со всеми другими Православными автокефальными Церквами, чтобы гарантировать согласие всех Церквей по вопросу предоставления автокефалии.

В частности, что касается вопроса Украины, о котором мы говорим сейчас, следует отметить следующее. Принять к рассмотрению прошение об автокефалии Вселенский Патриарх мог бы только от одной церковной структуры в стране, и то если она соответствует каноническим требованиям. Как нам всем известно, единственной канонической церковной структурой Украины является возглавляемая митрополитом Онуфрием и признанная всеми Православными Церквами (а до недавнего времени и Вселенским Патриархатом) автономная Украинская Церковь, в которую входит 90 епископов, 12 500 приходов, 250 монастырей, 5 000 монашествующих и десятки миллионов верующих, представляющих подавляющее большинство православного украинского народа.

Но эта каноническая автономная Церковь, с 1686 г. подчиняющаяся церковной юрисдикции Московского Патриархата, имея на то всякое право, ни у кого не просила автокефалии. И никогда ни от кого никакой автокефалии не принимала.

Автокефалии Украинской Православной Церкви добивались, запрашивали и получили две раскольнические структуры:

1. «Украинская православная церковь, Киевский патриархат» (УПЦ КП)[11], вопреки канонам отколовшаяся от Русского Патриархата, во главе с изверженным из сана и анафематствованным бывшим митрополитом Киевским Филаретом Денисенко.

2. «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ)[12] во главе с нерукоположенным Макарием Малетичем, «в прошлом изверженным священником Русской Церкви, чья лжеепископская “хиротония” ведет свое начало от одного изверженного епископа и одного изверженного из сана диакона Русской Церкви Викентия (Виктора) Чекалина[13] — драматического персонажа с богатой “историей”, побывавшего “православным” лжеепископом, униатом, пастором-протестантом, отбывшего заключение за деторастление и получившего пенсию по психической инвалидности в Австралии»[14].

Не имеющий вообще никакой канонической епископской хиротонии самопровозглашающий себя «митрополитом Киевским и всея Украины» Макарий Малетич возглавлял «движение», идущее от Василия Липковского (1921) и возрожденное в 1980 г. самопровозглашенным «патриархом» Мстиславом, проживавшим на Западе[15].

«Липковство» — движение, созданное в 1921 г. советскими властями, которые стремились разделить Украинскую Православную Церковь и ослабить позиции Русской Церкви и Патриарха Тихона. Лжеепископ Василий Липковский[16] отвергал священные каноны семи Вселенских Соборов и усвоил себе новые, собственного творения каноны, именовавшиеся «Киевскими». Так, он учредил женатый «епископат» без апостольского преемства, согласно воспринятой им теории идеолога и лидера «Братства рабочих Слова» Владимира Чеховского, по которой не епископы имеют на себе благодать Святого Духа, но Церковь, т.е. сообщество верующих, и по этой причине означенное сообщество верующих способно само собой, без участия епископов рукополагать кандидата и наделять его благодатью и дарами Святого Духа. Точно таким же способом был рукоположен «во епископы» и сам Василий Липковский — не епископами, а пресвитерами, иеродиаконами и мирянами: «Старший по возрасту протоиерей читал освятительную молитву, а все члены собора клали на плечи друг другу руки, а те, что стояли на солее, на плечи диаконам, те на плечи священникам, а священники — на ставленника. При пении церковном и молитвах одели посвящаемого в архиерейские ризы»[17].

Говоря по чести, невозможно понять, каким образом сейчас Вселенский Патриарх Варфоломей — вопреки тому, что сам провозглашал еще не так давно, до возникновения вопроса — в одностороннем порядке, без предварительного согласия и утверждения других Православных автокефальных Церквей (в том числе и Русской Матери-Церкви, от которой отсоединилась бы Украинская Церковь), предоставляет автокефалию; и притом не канонической Украинской Церкви во главе с митрополитом Онуфрием, а двум раскольническим группам — изверженного Филарета и не имеющего апостольского преемства, нерукоположенного Макария.

Сперва священный Вселенский Патриархат одним деянием якобы «восстановил в каноническом статусе» это сборище изверженных, анафематствованных, «самосвятных» и не принесших покаяния раскольников. После он перешел к созыву общего так называемого Объединительного собора,[18] который избрал в качестве «предстоятеля» «митрополита» Епифания Думенко, имеющего «хиротонию» от изверженного и анафематствованного Филарета Денисенко. А затем Вселенский Патриархат предоставил новой структуре, возникшей в результате этих действий, статус «автокефалии», назвав ее «Православной церковью Украины». И все это в то время, когда каноническая Православная Церковь под управлением митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, объединяющая подавляющее большинство православных христиан Украины, подвергается ущемлению в правах и гонениям.

Все эти экклезиологически неприемлемые и антиканонические действия, имевшие место на территории Украинской Православной Церкви, по меньшей мере, ошеломляют. Разве Вселенский Патриарх может единолично, самочинным деянием снимать прещение с тех, кто был извержен на канонических основаниях и всеправославно признан изверженным? Разве он может единолично «уврачевать» отсутствие апостольского преемства у самосвятов, а затем предоставить этим нераскаявшимся раскольническим сообществам «Томос об автокефалии»?

Все мы знаем, что в нашей Православной Восточной Церкви нет папской системы, согласно которой папа обладает правом определения (defi nimus), а остальные подчиняются. У нас в Православной Церкви есть демократическое соборное устройство, согласно которому все автокефальные Церкви под председательством Вселенского Патриарха Константинополя принимают решение на Соборе об уврачевании раскола и «по икономии» делают распоряжение относительно хиротоний. Вот почему на «интронизации» Епифания, кроме Вселенского Патриарха, не присутствовало ни других Предстоятелей иных Православных автокефальных Церквей, ни их представителей, и ни один из Предстоятелей не направил поздравительных писем. И дело неслыханное в истории Церкви: в течение целого года ни одна Православная Церковь не признавала псевдоавтокефалию, предоставленную вопреки канонам местечковому раскольническому сообществу!

Даже сейчас за исключением двух Церквей: Александрийского Патриархата и Элладской Церкви, через год пошедших на признание по своим причинам — все остальные Церкви по-прежнему выступают против и отказываются признать Епифания.

Как и следовало ожидать, надругательство над священным институтом автокефалии, имевшее место в случае Украины, не только не привело к искомому церковному примирению и единству, но напротив, внесло еще большее смущение и разделение в жизнь украинского народа, проходящего столь тяжелые испытания, а также вызвало глубокий кризис как в Украинской Православной Церкви, так и во Вселенском Православии.

Сейчас на Украине существуют: канонический митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; Епифаний, в качестве «предстоятеля» якобы «Православной автокефальной церкви Украины»; и «Почетный патриарх» Филарет, получивший этот титул на «Объединительном соборе». Последний, впрочем, расторг заключенное с ним изначально соглашение и не принял так называемый Томос об автокефалии, не согласившись с отменой «патриархата», который сам некогда провозгласил.

Некоторые иерархи Элладской Церкви утверждают, будто Вселенский Патриарх Варфоломей не решился бы на предоставление автокефалии «церкви Украины», если бы Московский Патриархат не игнорировал приглашение и не отсутствовал бы на Критском Соборе 2016 г. Дескать, тогда бы Собор озаботился вопросом предоставления автокефалии и, если бы его обсудили сообща, решение нашлось бы, и не было бы проблемы…

Да разве может здравомыслящий человек оправдывать неправославное, антиканоническое, одностороннее и волюнтаристское предоставление автокефалии в качестве мести за то, что Московский Патриархат не явился на Святой и Великий Критский Собор?

Акт предоставления автокефалии нельзя использовать в наказание тем, кто оказал неповиновение или не признаёт власти. Пренебрежение священными канонами, нарушение их приносят в Церковь непорядок, мир и единство, но беспорядок, смущение и разномыслие.

Итак, подводя итог, отметим, что ни одно из трех базовых условий предоставления автокефалии не было соблюдено в случае Украины:

1) предоставление автокефалии было испрошено не всеправославно признанной Украинской Церковью под предстоятельством митрополита Онуфрия, а двумя намного меньшими раскольническими группами;

2) роль Матери-Церкви, каковой для Украины является Русская Церковь, была полностью проигнорирована и не принималась вовсе во внимание;

3) Вселенский Патриарх Варфоломей приступил к предоставлению автокефалии без каких-либо контактов и переговоров с


[1] Цит. по: Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви от 14 сентября 2018 г. // Официальный сайт Московской Патриархии, 14.09.2018 [Электронный ресурс] http://www.patriarchia.ru/db/text/5268282.html (дата обращения 05.12.2020).

[2] Относительно послания за № 532 Вселенского Патриарха Афинагора Патриарху Болгарскому Кириллу см.: «Έξαγγελτήριον τῆς ἀναγνωρίσεως τῆς γενομένης πράξεως περί ἀνυψώσεως εἰς τήν πατριαρχικήν ἀξίαν τῆς ἐν Βουλγαρίᾳ Ὀρθοδόξου Ἐκκλησίας» // Ὀρθοδοξία 36 (1961), σσ. 303–304.

[3] Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас; род. 1931) — известный богослов Константинопольского Патриархата. Защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете и затем в Афинском университете. В 1967–1970 гг. занимал пост секретаря комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета Церквей, отвечая за организацию международных межхристианских конференций; в 1970–1973 гг. — преподавал догматическое богословие в Эдинбургском университете; в 1973–1987 гг. — читал лекции по систематическому богословию в университете Глазго; в 1984–1998 гг. — был преподавателем догматического и символического богословия в Фессалоникийском университете. В 1989 г. получил звание почетного профессора Королевского колледжа Лондона, а в 1993 г. был избран постоянным членом Афинской академии наук. Долгое время был сопредседателем Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, многократно возглавлял делегацию Константинопольского Патриархата на межправославных мероприятиях по подготовке Всеправославного Собора. Богословские концепции митрополита Иоанна подвергались и подвергаются критике со стороны ряда православных иерархов и богословов. — Примеч. ред.

[4] Цит. по: Гоцопулос Анастасий, протопресв. Небольшой вклад в диалог по вопросу об украинской «автокефалии». Ч. 2 // Официальный сайт ОВЦС МП, 15.03.2019 [Электронный ресурс] https://mospat.ru/gr/2019/03/15/news171593/ (дата обращения 05.12.2020).

[5] Φειδᾶ Βλ. Ἰω. Τό “Αὐτοκέφαλον” καί τό “Αὐτόνομον” ἐν τῇ Ὀρθοδόξῳ Ἐκκλησίᾳ // Νέα Σιών, ἔτος ΟΑ΄, τεῦχος Α΄ (Ἰανουάριος – Ἰούνιος 1979). Σ. 23.

[6] Василий Ставридис (1925–2016) — греческий богослов, патролог. Родился в Константинополе, обучался в Великой школе нации и Халкинской богословской школе. По приглашению архиепископа Американского Афинагора (позднее — Патриарх Константинопольский) изучал богословие в США. Преподавал в Халкинской богословской школе, где среди его студентов был, в том числе, будущий Патриарх Константинопольский Варфоломей. На протяжении многих лет являлся консультантом и сотрудником Константинопольской Патриархии, участвовал в работе ряда синодальных комиссий. — Примеч. ред.

[7] Σταυρίδου Β. Συνοπτική Ἱστορία τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου. Θεσσαλονίκη, 1991. Σ. 70.

[8] Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата, 17.10.2019 [Электронный ресурс] http://www.patriarchia.ru/db/text/5515008.html (дата обращения 05.12.2020).

[9] См. там же краткое содержание документа и обстоятельства его принятия. —Примеч. ред.

[10] Там же.

[11] «Украинская православная церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП) — раскольническая структура, созданная в 1992г. вследствие объединения ушедшего в раскол бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко) и подконтрольных ему общин с уже существовавшей на тот момент раскольнической «Украинской автокефальной православной церковью» (УАПЦ), подчинявшейся «патриарху Киевскому и всея Украины» Мстиславу Скрыпнику (1898–1993). Номинальным главой УПЦ КП был избран Мстислав, Филарет — его заместителем и фактическим руководителем структуры. После смерти Мстислава в 1993 г. часть «иерархов» бывшей УАПЦ всле ствие конфликта с Филаретом вышла из УПЦ КП и вновь восстановила УАПЦ, избрав «патриархом Киевским и всея Украины» Дмитрия Ярему (1915–2000). В УПЦ КП «патриархом» был избран в 1993 г. Владимир Романюк, в 1995 г. скоропостижно скончавшийся при невыясненных обстоятельствах. С 1995 по 2018 г. УПЦ КП, объединившую большинство раскольнических общин Украины, возглавлял Филарет (Денисенко) с титулом «патриарх Киевский и всея Руси-Украины». В декабре 2018 г. «епископат» УПЦ КП, включая самого Филарета (Денисенко), вошел в состав созданной Константинопольским Патриархатом неканонической так называемой Православной церкви Украины. Однако в июне 2019 г. Филарет (Денисенко) объявил о выходе из новой структуры вместе с несколькими ее «епископами» и о воссоздании УПЦ КП. — Примеч. ред.

[12] «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) — раскольническая структура, существовавшая на Украине в 1989–2018 гг. «Епископат» УАПЦ основан изверженным из сана бывшим епископом Житомирским Иоанном (Боднарчуком) и самозванцем, выдававшим себя за «катакомбного епископа», бывшим диаконом Виктором Чекалиным, осужденным за совращение малолетних. В декабре 2018 г. «епископат» УАПЦ вошел в состав созданной Константинопольским Патриархатом неканонической так называемой Православной церкви Украины. — Примеч. ред.

[13] Чекалин Виктор Владимирович (род. 1952) — лишенный сана диакон Русской Православной Церкви. В 1987 г. преподавал в сельской школе Калужской области, по жалобам родителей учеников приговорен к 3 годам тюрьмы за совращение малолетних. Освободился досрочно. В 1989–1990 г. побывал в США, где стал выдавать себя за епископа некой «катакомбной церкви», пытаясь присоединиться к Русской Православной Церкви Заграницей. В январе 1990 г. Архиерейский Синод РПЦЗ отказался признать его епископом или пресвитером; вскоре после этого он был изгнан из РПЦЗ за кражу антиминса и литургических сосудов в храме и депортирован из США. В том же 1990 г. прибыл на Украину, где, выдавая себя за епископа «катакомбной церкви», примкнул к УАПЦ и вместе с лишенным сана епископом Иоанном Боднарчуком создал «иерархию» УАПЦ, «рукоположив» Василия Боднарчука и Андрея Абрамчука. В 1991 г. принят в юрисдикцию УГКЦ митрополитом Львовским Владимиром Стернюком, но не был признан Римом и покинул УГКЦ, создав собственную «Российскую православную католическую церковь». В дальнейшем проживал в Австралии под именем Винсента Берга. Неоднократно менял вероисповедание, в частности, был пастором одной из протестантских общин в Мельбурне и выдавал себя за «англиканского епископа». Впоследствии получил пенсию по психической инвалидности. В сентябре 2018 г. Винсент Берг приговорен в Австралии к 4 годам и 3 месяцам тюремного заключения за многочисленные акты мошенничества и подлога (в частности, выдавал себя за врача-психиатра, используя поддельные дипломы). Также обвинялся в сексуальном насилии по отношению к несовершеннолетним пациентам. Материалы исков и свидетельства о вынесенном приговоре опубликованы в австралийских СМИ и интернет-ресурсах. — Примеч. ред.

[14] Цитируется открытое письмо четырех митрополитов Элладской Церкви: Дриинупольского Андрея, Пирейского Серафима, Кифирского Серафима и Этолийского Космы — Патриарху Варфоломею и Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Греч. текст см.: Σύγκληση Πανορθόδοξης Συνόδου γιά τό Οὐκρανικό ζητοῦν 4 Μητροπολίτες (Κονίτσης Ἀνδρέας, Πειραιῶς Σεραφείμ, Κηθύρων Σεραφείμ καί Αἰτωλίας Κοσμᾶς)// Έθνος, 29.11.2019 [Электронный ресурс] www.ethnos.gr/ekklisia/ekklisia-tis-ellados/74798_sygklisi-panorthodoxis-synodoy-gia-oykraniko-zitoy... (дата обращения 05.04.2020). — Примеч. ред.

[15] Здесь опущено ошибочное предположение автора, будто «хиротония» Макария Малетича может восходить к «липковской» УАПЦ. Макарий Малетич — бывший протоиерей и клирик Луганской епархии Украинской Православной Церкви. В 1989 г. запрещен в священнослужении за уклонение в раскол, впоследствии лишен сана. 3 ноября 1996 г. был «рукоположен» во «епископы» УАПЦ Дмитрием Яремой, Игорем Исиченко, Мефодием Кудряковым: двое из них (Ярема и Исиченко) имели прямую преемственность «хиротоний» от В. В. Чекалина, Мефодий Кудряков получил «рукоположение» от анафематствованного на тот момент М. А. Денисенко. О чекалинских хиротониях на основе архивных материалов и достоверных свидетельств см.: Шумило С. В. Образование иерархии УАПЦ в 1990 г. и самозваный «епископ» Викентий Чекалин // Церковь и время. 2020. № 3 (92). С. 154–212. — Примеч. ред.

[16] Василий Липковский (1864–1937) — основатель неканонической «Украинской автокефальной православной церкви» — исторически первой организации украинских автокефалистов, существовавшей на Украине в 1921–1937 гг. Возглавлял эту структуру в 1921–1927 гг. Окончил Киевскую духовную семинарию и академию, рукоположен во священника в 1891 г. Был активным сторонником автокефалии Украинской Церкви и участником самопровозглашенного «Всеукраинского православного церковного собора духовенства и мирян», состоявшегося в Киеве в 1921 г. По решению этого собора был «рукоположен» в «митрополита Киевского» группой священников, диаконов и мирян без участия епископа, в связи с чем возглавляемая им группа получила в церковном народе именование «самосвяты». — Примеч. ред.

[17] Церква і Життя. 1927. Ч. 4. С. 279. Цит. по: Шумило С. В. Старая проблема новой церкви. «Липковство» как духовная, каноническая и экклезиологическая проблема украинских церквей // Православие.ru, 13.06.2019 [Электронный ресурс] https://pravoslavie.ru/121776.html#_edn15 (дата обращения 05.12.2020). Греч. оригинал статьи см.: Ρομφαία. Πρακτορείο εκκλησιαστικών ειδήσεων, 02.06.2020 [Электронный ресурс] https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/29502-ena-palaio-problima-tis-neasekklisias (дата обращения 05.12.2020). — Примеч. ред.

[18] «Объединительный собор» — собрание украинских раскольнических «иерархов», проведенное в нарушение церковных канонов 15 декабря 2018 г. в Софийском соборе в Киеве по инициативе Константинопольского Патриархата с целью создания на Украине «единой поместной православной церкви» и последующим предоставлением ей автокефалии. Мероприятие состоялось вопреки официально выраженной позиции Украинской Православной Церкви, которая неоднократно заявляла, что не намерена участвовать в навязываемом ей проекте «украинской автокефалии». В «соборе» приняли участие иерархи «Украинской православной церкви Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», к которым примкнули один епархиальный и один викарный епископ Украинской Православной Церкви (17 декабря — запрещены в священнослужении). По итогам «собора» раскольники объединились в новую неканоническую структуру под названием «Православная церковь Украины». — Примеч. ред.

Материалы предоставлены издательским домом «Познание»