Каждая группа участников – новая история. Возможно, даже к лучшему, что в этот раз нам случилось собраться в более «камерной» обстановке, чем обычно. Так, ученики 8-9 классов впервые за историю конкурса отправились в Николо-Перервинский монастырь, Патриаршее подворье. Этот монастырь располагается на Юго-Востоке Москвы (во времена основания он находился аж в 7 верстах к югу от столицы), и атмосфера здесь совсем иная, нежели в шумном, суетливом центре: словно бы кто-то вдруг подошёл сзади и закрыл тебе уши ладонями – так тут тихо.
Но есть в нём и что-то узнаваемо Московское: это и крепкая связь с судьбой столицы, богатое историческое прошлое, и само название монастыря, такое же загадочное для туристов и понятное для старожилов, как имена узких московских улочек. Кто-то из историков утверждает, что Николо-Перервинский монастырь возник здесь в конце 15 века, кто-то – что в начале 16. Так или иначе, изначально он назывался «Николою Старым». По легенде, название «Перервинский» возникло, когда Москва-река, над которой возвышается монастырь, внезапно прервала своё течение и повернула в сторону Коломенского. «Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила» – это слова Митрополита Платона (Левшина), которого в Москве 18 века прозвали «вторым Златоустом». Именно он основал здесь семинарию, именуемую Платоновской. Семинария остается действующей и по сей день: один из её воспитанников провел для нас экскурсию по обители.
Семинарист Вячеслав проявил себя как младший ученик и искренний последователь апостола Петра, «ключника» Райского сада: связка ключей в его руках открыла нам бессчетные двери, каждая из которых вела к церкви – «малому небу». Дело в том, что до постройки здесь Никольского собора – сказочного терема эпохи московского барокко, препоясанного красными «изразцовыми поясами» с крестами, звездами и херувимами, — на территории монастыря находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. Теперь все они укрылись под одной соборной крышей.
День, когда мы приехали в монастырь, выдался теплым, но пасмурным: солнце заволокла серо-сизая дымка. Но стоило нам зайти в храм, как мы увидели, что всё солнце – в нём. Никольский собор удивительно любим светом: кажется, он спроектирован так, чтобы лучи могли проникнуть в самый дальний уголок, приложиться к древним мощам, заглянуть в каждый иконописный лик и зажечь над ним золото нимба. Храм Николая Чудотворца – это проповедь в камне. Стены здесь – от пола и до потолка – украшены сценами из Ветхого и Нового завета, и свет, выхватывая из прохладного полумрака то одну, то другую фигуру, лицо или жест, буквально оживляет перед тобой нравоучительные притчи, страшные пророчества и сцены земной жизни Иисуса Христа. Чугунные плиты пола, пережившего пожар 1812 года, пошли волнами, и, рассекая это тёмное море, из глубины храма неспешно выплывает ковчег алтаря.
Но что мне больше всего запомнилось в Николо-Перервинском монастыре, так это не богатое убранство, не оригинальная архитектура, даже не игры света, а стоптанная – «ещё древними монахами», как сказал Вячеслав – лестница, ведущая в Успенскую церковь. Узкая и крутая, и на каждой ступени – следы монастырской жизни, трудов многих и многих поколений монахов, – настоящая «лествица», живая иллюстрации пути «наверх», пути к Богу. Вот ты взбираешься по ней, боишься оступиться, ищешь опоры, а с обеих сторон только гладкие стены… Небесно-голубые.
С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов
Сайт конкурса "Лето Господне"