«Лето Господне» в поисках живых созвучий

«Лето Господне» в поисках живых созвучий

Международный детско-юношеский литературный конкурс «Лето Господне» им. Ивана Шмелёва в наступившем году и сам вступил в пору летнего солнцестояния: опыт за почти три сезона накоплен значительный, а, следовательно, пробил часподводить предварительные итоги и думать о будущем, попутно корректируя организационные подходы.

Активность третьего сезона (собрано более 1200 работ) убеждает в том, что инициаторы его изначально ни в чём не ошиблись: как и в прежние годы, конкурс востребован, в нём нуждаются.

Что влияет на массовость участия в «Лете Господнем», каково качество поступивших духовных сочинений, образовалась ли, наконец, творческая среда, открытая каждому талантливому страшекласснику, – вот лишь некоторые из вопросов, волнующих сегодня главного организатора конкурса, Издательский совет Русской Православной Церкви.

Фактор оповещения

Мало какое широкое, «надфедерального» уровня начинание возможно сегодня вне воздействия СМИ.

В третьем сезоне явно положительным фактором, прямо повлиявшим на количество присланных работ, явилось размещение информации о конкурсе в таких массово читаемых газетах и журналах, как «Литературная Россия», «Фома», «Москва», «День и Ночь», «Дружба народов», православный портал «Переправа», портал Литературного института, официальный портал Донецкой Народной Республики, социальные сети и т.п.

Однако при проведении мероприятий нельзя слепо полагаться на один лишь Интернет – он в России, да и за рубежом охватил ещё далеко не всех родителей и педагогов. Поэтому с целью оповещения о новом, третьем сезоне, была предпринята серия теле- и радиоэфиров на ведущих православных каналах – о конкурсе рассказывали и на «Союзе», и на «Царьград-ТВ», и в МИА «Россия сегодня».

По словам помощника Председателя Издательского совета иеромонаха Макария (Комогорова) большую роль сыграло очное представление конкурса в различных регионах страны, включая Урал, Сибирь, Северный Кавказ.

«Наш конкурс стал известен далеко за пределами страны, в частности, полны решимости развивать сотрудничество с конкурсомв Ташкентской и Узбекистанской епархии, мы получили и другие важные для нас отклики из стран СНГ и дальнего Зарубежья», - рассказывает о. Макарий.

Упор на школы

Сообществу «Лета…» предстоит развиваться за счёт школьных учителей. Такая перспектива более чем актуальна: профессионалы, имеющие дело с детьми каждый день по многу часов, лучше всего знают особенности проявления талантов, и знают, как создать для удачного литературного «выплеска» наилучшие условия.

Во время очного этапа в Москве маленькие конкурсанты, несмотря на атмосферу любви и внимания, всё-таки находятся в стрессовой ситуации – незнакомый город, столица, иная жизнь, непривычное обилие впечатлений, а для тех, кто приехал не с родителями, а со своими педагогами, - отрыв от семьи…

Как сделать так, чтобы талант, дарованный Богом, развился и показал себя в полной мере? Для того, чтобы «не упустить чуда», уловить даже мельчайшие его дуновения, в экспертный и конкурсный советы конкурса включается всё больше педагогов.

Педсовет рекомендует

«На основе христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Ценность духовных сочинений в том, что они помогают раскрыть творческий потенциал юных авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. Однако при проверке работ я столкнулась с некоторой неполнотой понимания ребятами жанра эссе. Часто такая работа представляла собой совокупность заимствованных исторических фактов при отсутствии выражения своих мыслей, анализа прочитанного. Среди конкурсных работ гораздо больший интерес вызвали именно творческие работы – рассказы и сочинения», - отмечает эксперт конкурса, педагог московской школы № 1861 «Загорье», заслуженный учитель Российской Федерации Татьяна Васюченкова.

А вот мнение другого эксперта, педагога школы № 1861 «Загорье» Елены Евглевской::

«Для меня, учителя русского языка и литературы, проверка показала, насколько интересными по содержанию и форме могут быть творческие работы детей.Прежде всего поразили стихи и рассказы. Не менее интересны работы, написанные в жанре литературно-критических статей и эссе. Дети оценивают литературные произведения, исходя из духовно-нравственных заповедей. Читая эти работы, понимаешь, что сами авторы стремятся следовать им в жизни, поэтому так убедительно детское слово.

Работы, которые имеют низкий процент уникальности согласно данным программы «Антиплагиат», носят реферативный характер. Думаю, подобные работы надо оценивать по другим критериям, которые необходимо выработать, потому что, с одной стороны, участниками конкурса была проделана большая работа по изучению первоисточника, а с другой, как правило, они либо оцениваются очень низко, либо вообще теряют баллы».

Отписка или исповедь?

Проблема куда как значимая: в системе школьного образования жанр реферата зачастую приучает если не к автоматическому скачиванию информации из сети, то к поверхностному отношению к изучаемому предмету. Через конкурс не могли не пройти именно такие работы, и делать с этим что-то определённо надо.Что?

Возможно, жанр нуждается в ограничительной сегментации в самой школе, а возможно, что некоторой коррекции должны подвергаться и методики обучения некоторым предметам. Стремление к видимым показателям «любой ценой» может с годами превратить систему среднего образования в «счётчик рефератов», сколь автоматически оформляемых, столь и бездумных.

Где же искать «душу живую»? В каком возрасте старшеклассники, подавляемые современными темпами восприятия и усвоения новых знаний, ещё способны проявить к ним личное, выстраданное, подлинно человеческое отношение?

Эксперты сходятся на возрасте 6-8 класса, и готовы ради поисков подлинного таланта поступиться многим, в том числе, даже орфографией и пунктуацией.

«Карова, сабака, аблака»

«Критерий оценивания грамотности тоже нуждается в доработке. Я при проверке не учитывала некоторые орфографические и пунктуационные ошибки, исходя из объёма работы и возраста участника. Уж если речь заходит о публикации лучших детских работ в таких ведущих литературных журналах, как «Дружба народов», «Москва», «День и Ночь», в них по-прежнему действует институт редактуры, через который проходили все без исключения писатели-классики», - убеждена Елена Евглевская.

«Детям-лауреатам, которых мы выберем, нужно, по сути, одно – большой, полномасштабный литературный семинар на постоянной основе, такой, какой мы ведём в Литературном институте», - считает руководитель семинара детско-юношеской литературы в Литинституте Александр Торопцев.

На пороге четвёртого сезона

В будущем, четвёртом сезоне конкурс планирует расширить тематический круг: так, школьникам предложат исследовать жизни и судьбы новомучеников и исповедников Церкви Русской, героев Первой Мировой и Великой Отечественной войн, окинуть острым взглядом будущего писателя природу родного края.

Также по результатам третьего сезона планируется выпустить сборник лучших детских работ, в который, наряду с ними, войдут методологические статьи ведущих экспертов конкурса, педагогов, писателей и самих организаторов, в частности, послание доктора исторических наук, профессора Калужского государственного университета, главы Издательского Совета Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента.

«Мы же, как всегда, постараемся порадовать наших маленьких победителей умными и добрыми подарками»,- подводит итог «круглого стола», посвящённого развитию детско-юношеского литературного творчества, прошедшего на днях в Издательском совете Русской Православной Церкви, помощник владыки Климента иеромонах Макарий.

Эксперты надеются, что фундаментальный подход к конкурсу, направленный на максимально полное изъяснение полученного в результате проведения трех сезонов конкурса опыта, поможет как детям и учителям, так и их родителям лучше понять душу молодого писателя и исследователя и приложить максимум возможных усилий для того, чтобы она – раскрылась.

Сергей Арутюнов

При реализации проекта «Лето Господне» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»