Ложное представление о реальности

Ложное представление о реальности
Книге Жан-Клода Ларше «Духовное бессознательное» присуждено второе место в номинации «Лучшее учебное издание» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2022 года
Все психические заболевания происходят от ложного представления о реальности,
о чем бы ни шла речь — о себе, о других людях или об окружающем мире. Такое ложное
представление о реальности принимает крайние формы бреда, который встречается при
психозах. В этих формах часто определяющую роль играют органические причины (так же,
например, как бред сопровождает лихорадку или прием алкоголя и наркотиков), и тогда
они требуют медикаментозного лечения. Тем не менее содержание бреда (как
и сновидений) в немалой степени зависит от представления о мире, присущего субъекту,
от его желаний, его страхов и его эмоцио­нального состояния. Одна из проблем, с которой
приходится сталкиваться терапевту, заключается в том, что бред овладевает больным
настолько, что делает его невосприимчивым к какому бы то ни было исправлению
посредством рефлексии или доводов разума. Медикаментозная терапия в этом случае
не только полезная, но и необходимая поддержка: снижая силу приступов бреда, она
может сделать больного открытым к разговору с врачом и к соответствующей личной
рефлексии, позволяющей ему постепенно выправлять представление о мире
и реальности.

Не многие психотерапевты принимали во внимание в качестве образующего фактора
в большом числе болезней такое ложное представление о реальности (понимаемое как
ложное Weltanschauung — как ложное видение мира и бытия) и полагали, что
исправление этого представления должно составлять важный элемент терапии. Из их
числа выделяется Виктор Франкл и его логотерапия, которая ставит проблему смысла
(logos) существования в центр понимания психических заболеваний и их лечения.
Концепция Франкла, хотя и справедливо указывает, что отношения человека с Богом
являются определяющими в том, верный или нет смысл человек вкладывает в свое
бытие, и в оценке тех позитивных или негативных последствий, которые это влечет
за собой для его душевного здоровья, всё же остается слишком общей, поскольку
не соотносится с какой-то определенной религиозной антропологией.

Выше мы продемонстрировали, что в рамках христианского мировоззрения святые отцы
с точностью определили причины и результаты патологии познания, а также то, как ее
лечить . Эта патология достаточно сложна. С одной стороны, неведение Бога — источник
всех недугов, в частности всех страстей во главе с себялюбием. С другой — страсти
в значительной мере влияют на познание у человека, и только при лечении страстей,
увенчавшимся ἀπάϑεια, или бесстрастием , человек может обрести в совершенстве
верное знание.

В психопатологии эти два аспекта пересекаются: с одной стороны, ложное представление
о реальности дает начало некоторому числу психических расстройств, но с другой —
психическая патология искажает познание у субъекта. Если терапевтическая работа
должна состоять в воздействии на представление о реальности у больного, речь не может
идти о чисто интеллектуальном процессе: такая работа должна сопровождаться
воздействием на различные расстройства, способные затрагивать познание.
Это означает, что, коль скоро можно связать умственную патологию с патологией
духовной, применяемая терапия должна будет состоять в том, чтобы помочь больному
обрести верное знание о реальности через уделение Богу центрального места в его
представлениях о мире. Это позволит снизить большую часть патогенных факторов, проанализированных выше: ложной вины, ложного страха и ложного беспокойства,
абсолютизации относительного, извращенной агрессии, неверной направленности
желания, патологически завышенной и заниженной самооценки, нарушений отношений
с другими, состояний, которые всегда тесно связаны с ложным знанием о своем объекте.
Но не менее верно, что облегчение духовных заболеваний, которые дают начало
умственным расстройствам, поспособствует исправлению ложного знания и обретению
знания небредового.

Материал и иллюстрация обложки предоставлены издательством Сретенского монастыря