Марафон молодых знаек

Марафон молодых знаек
Все мы помним время, когда многие планы были отложены на неопределенный срок. 

А наш орг. комитет конкурса в лице иеромонаха Макария (Комогорова), Елены Кульбовской, Сергея Ломова, Маргариты Живетьевой и меня, любим, когда в Москву приезжает больше трёх десятков юных словесников. С ними в Совет входит весна; оживлены все – сопровождающие детей родители, педагоги, наши волонтёры и, конечно, сами дети, смущённые, сосредоточенные и каждую минуту норовящие рассмеяться.

– Что будем делать? – спросили мы сами себя.
– Давайте проведём дистанционный брэйн-ринг, – сказал кто-то из нас.
– Дистанционный?!
– Да, прямо «ВКонтакте» будем выкладывать вопросы, а дети пусть отвечают. Без команд, каждый сам за себя, очко – первому ответившему верно, потом подсчёт, и мы отправим им наши книги, как раз осталось несколько наборов со Дня Православной книги (людей накануне пандемии пришло чуть меньше).

Очные брэйн-ринги, спасибо Юго-Западному викариатству, мы уже проводили, и не один раз: за пять или шесть столов садились команды и православной, и просто студенческой молодежи, и начиналось весёлое действо – ответы на громко зачитываемые вопросы. Были здесь и свои чемпионы, и умные подарки им. Но – заочный ринг?! Будет ли он интересен ребятам?

Тем не менее, мы решились.
14 апреля 2020-го года я запомню навсегда. Брэйн-ринг был посвящён великому Пушкину.

Ажиотаж был таким, что пришлось отказаться от первоначального намерения проводить ринг в чате конкурсной группы. Улыбки, шутки, приветствия сыпались одно за другим, страница беспрестанно обновлялась. За нами следили несколько сотен человек, в том числе болельщики интеллектуальных спортсменов, их друзья! Вот как соскучились по живому действу в изоляции. Кто-то упорно повторял: «Да тише же вы, дайте задать вопрос!» - но только я начинал выкладывать его, как страница исчезала, и появлялась уже с новыми репликами о тишине.
Лишь через сорок минут (!!!) после начала удалось понять, что вопросы лучше выкладывать прямо на страницу, как новости, каждый отдельно. И понеслось.

Больше всего меня поразили тогда не решимость, «воля к победе», а ощущение, что я нахожусь не у себя дома, а в огромном зале, где физически ощутимы движения мысли и чувства.

Второй ринг мы провели уже через две недели: апрель не мог пройти просто так, и ощущение счастья было точно таким же. Ребята, несмотря на сложность темы, пришли угадывать верные варианты, и угадали их довольно скоро (в течение нескольких секунд). Не помню вопроса, который бы вызвал затруднения (молчание, обилие неверных ответов). Оказывается, что Иван Сергеевич, некогда входивший в школьную программу только «Человеком из ресторана», знаем и любим школьниками!

Накануне Дня Победы, 7 мая, мы устроили ринг о писателях и поэтах-фронтовиках, и тоже испытали радостное чувство: наши дети отвечали мгновенно, точно, несмотря на прихотливые формулировки некоторых вопросов, понятных, как нам казалось, лишь прожившим большую часть жизни в Советском Союзе, заставшим те тиражи военной прозы и поэзии. Мы ошибались: литература Великой Отечественной стала действительно народной классикой, уцелела, несмотря на все тенденции последних лет, и в школьной программе, и в семьях. «Их читают и знают» - говорили мы после о великих певцах борьбы и Победы.

Ровно через две недели, 22 мая, ребят ожидал уже четвёртый ринг ко Дню славянской письменности и культуры. Результат прежний: быстрота реакции, безукоризненное чутьё на правду и неправду, точность, интеллект и… вера в слово. Без неё ответить на некоторые каверзные вопросы просто не вышло бы.
После четвёртого брэйн-ринга мы уже хорошо понимали, как формируется команда лидеров: имена постоянных участников и победителей мы выучили и только ожидали, когда нас поразят Ангелина Маркарова, Ксения Яковчук, Петр Михайлов и Викентий Копытков.

Особенным – особенным ли? – сюрпризом оказалось, что москвичи, казалось бы, располагающие чуть большими возможностями в плане информационного обеспечения учёбы (интернет проложен, кажется, в каждый дом, на каждый перекрёсток или закуток), не завоёвывали абсолютного лидерства. Школьники регионов доказывали нам, что качественное образование, умение видеть суть, начитывать материал и знать его долго-предолго не зависят напрямую от места проживания. Блестящие знания показывали все.
Потом я долго – почти месяц – составлял вопросы для пятого ринга, посвящённого русскому языку. Боялся, что все уже разъехались, отвлеклись, устали от учёбы как таковой. Но наших детей не ввергнешь в подавленность. Москва уже немного ожила, и только что, кажется, прошли онлайновые выпускные, последние звонки… Ребята собрались отвечать на сложнейшие филологические вопросы, и снова показали нам немыслимую, невозможную глубину знаний.

Можно, конечно, заподозрить, что они «гуглят»… Но времени на гугление практически нет. Если ты получаешь ответ спустя пять секунд после публикации вопроса, совершенно понятно, что это – знания.

Другая возможная претензия – формат «угадайки». Ткни в верный ответ инстинктивно, и очко твоё… Но не так всё просто даже с ЕГЭ, по сути учащим безжалостной редукции смыслов, наиболее точному попаданию в «десять» ростовой мишени и игнорированию оттенков. Локальные цвета знаний «да» и «нет» выстраивают поколение своеобразно: оно понимает, что правда действительно одна, но даже в ней возможны «варианты». Среди них – пока туманные для не знатока оттенки умолчаний, итерационное приближение к истине, тщательно замаскированной общепринятыми определениями.

Накануне шестого брэйн-ринга, посвящённого русским святым и феномену святости (сначала я хотел посвятить его русской сказке и её культурологии), наша команда уже не волновалась. Дело, что называется, «пошло». Сдвинутое с мёртвой точки в месяцы, когда, казалось, всё умерло и вряд ли возродится, оно стало органическим продолжением конкурсной стратегии на выявление одарённых детей, став маленьким маяком в океане информационной невнятицы.
Наши подарки были, разумеется, книжными. Так как всё делается дистанционно, отважная Елена Владимировна отправилась на почту и за один приём отправила 15 посылок победителям. И вот что они рассказали после того, как получили книжки:


«Самой запоминающейся книгой оказался роман Ивана Лажечникова «Ледяной дом». Мне всегда нравились исторические приключенческие романы, но большинство из них были иностранные. А в этой книге рассказывается история российская, тем более интересно, что про Анну Иоанновну нам рассказывали на уроках истории. Оказывается, и наша история полна тайн, порой жестоких, но увлекательных... Эта книга напомнила мне роман Гюго «Собор Парижской Богоматери»: тоже трагедия, но только не из-за любви, а из-за власти» 

Максим Будаков


«С удовольствием почитала Жуковского – об этих его поэмах я не слышала до этого. Катехизис (имеется в виду «Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева) – прим. ред.) – полезный учебник, в нем мы всей семьёй черпаем знания. А сборник сочинений (имеется в виду «Луч солнца золотого» - сборник сочинений «Лета Господня» за первые три сезона – прим. ред.) отдала учителю в школу, его с благодарностью приняли. Вот так!»

(Варя Сафонова)

«Больше всего мне понравилась книга «Луч солнца золотого». Благодаря этому сборнику я познакомилась с творчеством своих сверстников. Удивляет жанровое многообразие работ - это и рассказы, и стихотворения, и очерки, и дневники, и интервью и исследования. Было очень интересно почитать размышления ребят на совершенно разные темы – это и истории из жития святых, рассказы из жизни, разбор творчества писателей и размышления о вере, Боге, жизни, выборе между добром и злом. Особенно меня заинтересовала проектная работа Афанасьевой Алины «Небесный женьшень», где Алина рассуждает об Арсеньеве, его путешествии по уссурийской тайге. Я и раньше слышала об этом путешественнике и писателе, но не встречалась с его произведениями. Еще меня заинтересовали сочинение Сущей Екатерины «Душой дитя, судьбой монах» про «Мцыри», литературно-критическая статья Сечкина Дмитрия «Житие преподобного Сергия Радонежского в произведениях русских художников», сочинение-рассуждение Уховой Марии «Богоспасаемая крепость». Сейчас я хочу прочитать произведение М. А. Тарковского «Не в своей шкуре». Я знаю, что Тарковский в своих произведениях поднимает такие темы, которые до него поднимали и такие наши великие писатели А. Солженицын, В. Распутин, В. Астафьев»

(Ксения Яковчук)


«Больше всего мне, конечно, понравился сборник работ финалистов конкурса «Лето Господне». В них подкупают искренность, чистота восприятия. Часто ребята находят очень интересные способы выражения своих мыслей, необычные метафоры, и это удивительно. В книгах для меня, в первую очередь, важны сюжет и психология персонажей. Люблю размышлять над поступками героев, думать, как я бы поступила в подобной ситуации. Я много читаю, и составление домашней библиотеки давно стало моим хобби. Стараюсь покупать все книги, которые мне хотелось бы прочитать, не люблю электронные версии и библиотеки»

(Ульяна Фролова)

«Хочу ещё раз поблагодарить Вас за набор книг, которые я получила. Книги мне очень понравились. С удовольствием познакомилась с работами финалистов конкурса «Лето Господне». Я являюсь прихожанкой храма Введения Пресвятой Богородицы в деревне Кравотынь Осташковского района (Тверская область – прим. ред.). И полученный мной «Катехизис» помогает мне лучше разобраться в вопросах православной веры. Настоящим открытием для меня стала книга Михаила Тарковского «Не в своей шкуре». Это было ново для меня, интересно и необычно. Книга написана особым языком, позволяющим проникнуться атмосферой Сибири. Меня поразило мастерство автора сочетать литературную речь с простонародной. На протяжении всей книги чувствуется любовь автора к животным. Также хотелось бы отметить высокое качество самого издания. Очень понравились иллюстрации, выполненные с любовью. Для меня самое важное в книге заключается в том, чтобы после прочтения произведения посмотреть на мир другими глазами»

 (Ангелина Маркарова)

«Луч солнца золотого» – эта книга для многих может показаться лишь сборником чьих-то стихов и рассказов, которые писались юными литераторами, но для меня это история юных дарований, это история моей семьи, частью которой я стал недавно, это книга связывает города и сёла, школы светские и школы воскресные, а самое главное: связывает людей, соединяет их мечты и надежды, они едины в своей вере в Бога. Велик и могуч русский язык, и также велики все те, кто использует его во благо людей и страны, а самое важное: во имя Творца!» 

 (Кирилл Лехмус)



Умно? Серьёзно? Конечно же, и умно, и серьёзно. И сколько в этом уме и серьёзности надежды для нас – надежды на то, что ничто не прервётся, а продолжится так же, как и началось, и продолжается в нас и помимо нас.

И нам, и детям, и их болельщикам – школьным друзьям, родителям и педагогам – совершенно очевидно с времён дистанционных брэйн-рингов следующее: что бы ни бушевало за окнами, долг человека – знать, чувствовать, верить и действовать в любой обстановке!

Далее: проблема дистанционного образования может ставиться как угодно, в любой мыслимой позиции, но нам сделалось также прозрачным то, что такие события, как интеллектуальное соревнование, может проводиться с помощью современных коммуникаций в любое запланированное время, кроме глубокой ночи и самого раннего утра.

И третье, самое главное: что бы ни происходило в России, она непостижимым образом порождает каждый год людей, не просто образованных и чутких, но невероятно знающих и стремящихся к знаниям. Возобладают ли такие люди в своем поколении, или будут отодвинуты на самый дальний план, вопрос вопросов, но несравненный аромат истинного профессионализма мы ощутили и хотели бы, чтобы он длился и длился.
Как было бы славно, чтобы именно Викентий Копытков или Ангелина Маркарова, а хоть бы и Ксения Яковчук возглавили бы с годами те экстремально важные отрасли производства, без которых и мы не мы! Как хорошо было бы, кажется нам, чтобы именно талантливые, одарённые замечательной памятью, пониманием словесности, истории люди выходили в нашем обществе на первые места, сделались бы образцами и мудрости, и человечности для многих и многих. Эти образцы Россия, может быть, неосознанно бережёт на самый крайний случай, когда уже не стоит вопроса «верить или не верить», а стоит другой вопрос – «быть или не быть». Быть ли нам как суверенной цивилизации, гражданам страны, прошедшей столькие испытания – вот как стоит вопрос, и наши дети своими знаниями и отвагой знать уверенно отвечают на него единственно возможным способом.
«Да».

Подготовил Сергей Арутюнов

С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов