Михаил Афанасьев: Эти дети обладают внутренней свободой

Михаил Афанасьев: Эти дети обладают внутренней свободой

Чем так особенны тексты детей, которые участвуют и побеждают в конкурсе «Лето Господне»? Какой должна быть работа, чтобы она понравилась жюри? Об этом мы говорим сегодня с членом комиссии конкурса – директором Государственной публичной исторической библиотеки, кандидатом педагогических наук Михаилом Дмитриевичем Афанасьевым.


Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от Международного детского литературного конкурса «Лето Господне». 

— Это был очень интересный опыт для меня самого. Когда в храме Христа Спасителя награждали детей, я как раз об этом сказал, что это очень интересно мне самому, потому что через их работы знакомишься с совершенно новым поколением. Ну для меня это как внуки уже. Они, конечно, немножко по-другому смотрят на окружающий мир. Это конкурс, проводимый Издательским советом Русской Православной Церкви, и естественно, в нем есть некоторый отбор тех детей, которые так или иначе связаны с храмом и с Церковью. Но нельзя сказать, что это такой узкоконфессиональный конкурс получился, потому что в текстах встречаются и какие-то наивные ошибки терминологические, и иногда даже просто так искренне ребенок говорит о том, что в храм не ходит, но это все равно — это совершенно свой мир. 

И особенность этого конкурса, в отличие от других и литературных, и вообще конкурсов, где дети участвуют, — это то, что и тематика, и сам подход заставляет детей думать. То есть участники — это думающие дети, и размышляют они над теми проблемами, над которыми вообще-то и взрослые не всегда задумываются, а когда задумываются, не всегда глубоко проникают, потому что это и смысл жизни, это и отношение к миру, это и анализ своих переживаний по поводу чего-то. И в этом отношении дети, конечно, поражают. Может быть, отчасти своей неиспорченностью, они очень остро, очень глубоко чувствуют, и это иногда просто до слез. Вот читаешь — и комок в горле стоит.

Да, одновременно, они — начитанные дети. Часть из них начитана в литературе, которая продается в храмах. И это тоже видно, по языку, по терминологии, они стараются подражать этому. Это как раз меня скорее огорчает, потому что — ну, вы себе представляете язык вот этой околоцерковной литературы — он очень специфический. Это не русский литературный язык 19 века и это не современный разговорный язык, а это такой «умственный конструкт», я бы сказал. Но даже это не мешает. Это принимаешь как некие правила, вот этот ребенок выбрал такой язык.

А есть дети с явным литературным даром. И вот как раз победители и прошлого года, и этого года умеют писать, умеют излагать свои мысли. У них получается соединить несколько вещей: какие-то общие принципы, почти философские, связанные с судьбой и образом мира, с той реальностью, в которой они живут. Когда это рассказ о своей семье, о своей бабушке, о судьбе семьи в прошлые времена — это получается не столько даже пересказ сюжета, а вот это ощущение судьбы человека и его миссии. 

Замечательно, что их работы сразу же начали публиковаться, и прошлогодние, и новые. Уже даже то, что были прочитаны цитаты из их произведений на награждении, — это тоже такая публикация. И каждый может это понять и почувствовать. Поэтому это, конечно, удивительный опыт, в первую очередь для меня. Но для них, я надеюсь, это хорошая школа проверки своих способностей, знаний. Есть там и еще очень такие наивные и простые работы, но каждый ребенок заслуживает похвалы за свою работу.

740.png

Вы говорите, что участники чем-то отличаются, что они мыслят по-другому? Можете пояснить свою мысль?

— Вы знаете, здесь, я бы сказал, есть внутренняя свобода. Вот у моего поколения очень много пришло из той советской жизни: ты в том, что ты говоришь, как ты думаешь, невольно ориентируешься на те правила игры, которые были установлены когда-то. Вот следующее поколение уже более свободно, но в силу возраста и опыта все равно как-то хочется себя сдерживать, лучше не буду говорить. И человек все-таки с возрастом проверяет себя на реакцию. Он просчитывает, какая будет реакция, ему хочется выглядеть таким, а не другим. И чем больше человек от этого зависит, тем менее искренние его чувства, которые он выражает.

А вот поколение участников конкурса обладают внутренней свободой. Человек не поддается прессингу общественного мнения, потому что он все-таки считает так. И то, что они хотят понравиться тем, кто читает их произведения, это не самоограничение, это немножко еще в языке может встретиться в каких-то деталях, но по сути своей это мир свободных, свободных будущих взрослых людей, которые сами знают о том, что им нужно, для чего они здесь живут, как будет их жизнь строиться. Вот это ощущение в их произведениях — самое интересное.

Может быть, Вы что-то посоветуете будущим участникам, как написать работу на конкурс?

— Мне сложно что-то советовать, тут вдохновение должно быть, потому что усидчивостью в литературном конкурсе ничего не сделаешь. Но один совет я дам — надо пробовать. Вот кто-то из финалистов написал целое эссе об этом: о том, что надо совершать поступок. Если ты его не совершишь, то с тобой ничего и не случится, но ты и себя никаким образом не проявишь. Поэтому ты должен совершать поступок. Вот как раз написание такого эссе, литературного произведения — это поступок. 

 Я вспомнил, как я однажды — тоже будучи подростком — шел по улице, и была ранняя весна или оттепель, вокруг было так удивительно красиво, такое серебряное небо, и на этом белом небе — березы. И я взял и написал такое эссе, просто описал это, и показал своему дедушке. И он сказал, что это замечательно и что у меня есть вот этот дар. И мне было очень приятно. Я это сделал исключительно для себя, но вот до сих пор запомнил, потому что тогда это было мне приятно, что мой дед меня похвалил. Это такой частный случай, но думаю, что каждый из детей, кто принимал участие в конкурсе, даже если он не победил, он ощутил на себе влияние поступка. 

Какой должна быть работа, чтобы она понравилась жюри? 

— Вы знаете, здесь самое главное — это чувствовать, пропускать то, что ты пишешь, через себя. Когда девочка или мальчик в общении со взрослыми что-то вдруг почувствовал: его взволновала судьба собственной семьи, собственной бабушки, вот тогда, при наличии небольшого внутреннего таланта, это получается, и это очень заметно. Такие вещи и попадают в финал.

Беседовала Юлия Мялькина

Фото: Алиса Власова

При реализации проекта «Лето Господне» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»