Московский Собор 1503 года

Московский Собор 1503 года
Фото: ortox.ru
Книге Владислава Петрушко «Очерки по истории Русской Церкви: Середина XV в. - конец XVI в.» присуждено первое место в номинации «Лучшее учебное издание» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2023 года
Помимо Собора 1504 г., осудившего «жидовствующих», важнейшим событием времени митрополичьего служения Симона стал еще один Собор, проходивший в Москве годом ранее, в 1503 г., и обсуждавший вопросы укрепления канонического порядка в Русской Церкви.

Заседания Собора проходили предположительно в августе-сентябре 1503 г.: летописи сообщают об этом Соборе крайне лаконично, без четкого указания на время его проведения. Соборное определение о невзимании ставленнических пошлин датировано 6 августа709. Между тем известно, что спустя месяц Собор еще продолжал свою работу: 6 сентября 1503 г. его участники во главе с митрополитом Симоном совершили освящение нового собора в Чудовом монастыре в Московском Кремле710.

Собор 1503 г. был весьма представительным, помимо митрополита Симона в нем принимали участие: архиепископ Геннадий Новгородский, епископы Нифонт Суздальский, Протасий Рязанский, Вассиан Тверской, Никон Коломенский, Трифон Сарский и Никон Велико-Пермский. На Собор также прибыли наиболее авторитетные представители русского монашества — прпп. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, настоятели ряда монастырей. На Соборе присутствовали великий князь Иван III, его сын, соправитель и наследник Василий Иванович, а также младший сын — удельный князь Дмитрий Иванович Углицкий.

Борьба с «жидовствующими» помогла осознать наличие целого ряда негативных явлений в церковной жизни Руси, на которые нередко обращали внимание еретики с целью подвергнуть критике Православную Церковь. Искоренение этих недостатков стало главной задачей Собора 1503 г., который принял ряд важных постановлений дисциплинарного порядка, изложенные в двух соборных грамотах711.

Прежде всего, было решено положить конец попыткам трактовать как симонию взимание ставленнических пошлин с кандидатов в священнослужители. В этой связи Собор 1503 г. постановил: «Отъ поставления святителемъ Архиепискуповъ и Епискуповъ, архимандритовъ и игуменовъ, и поповъ и диаконовъ, и отъ всего священническаго чину не имати ничего никому, ни поминковъ намъ не имати отъ ставления никому ничего»712.

Нарушителей этого определения полагалось извергать из сана, а неправедно совершенную хиротонию признавать недействительной713. Одновременно Собор напомнил о существующих в Православной Церкви канонических возрастных нормах для клира: священником мог стать лишь мужчина, достигший 30-летнего возраста, дьяконом — 25-летнего.

Собор 1503 г. также принял ряд решений, направленных на поддержание должного нравственного уровня священнослужителей Русской Церкви714. Вновь был подтвержден запрет на служение овдовевших клириков, что допускалось лишь при условии принятия ими монашества и ухода в монастырь. В случае, если священник-вдовец не хотел принимать постриг, он мог продолжить свое служение в Церкви, но только лишь в качестве дьячка (пономаря), сохранив, правда, при этом право причащаться священническим чином в алтаре. Поскольку отрешенный от служения священник, причащаясь, надевал на себя епитрахиль и поручи — знаки своего священнического сана, данная категория духовенства получила на Руси название «патрахельных попов». Тех священнослужителей, которые вступали в канонически недопустимый повторный брак или заводили сожительниц, было постановлено лишать сана и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

Московский Собор 1503 г. также издал определение, направленное на борьбу с пьянством духовенства: священнослужителям запрещалось литургисать с похмелья, на второй день после того как они напьются допьяна. Кроме того, Собор обратил внимание на такой факт, вызывавший смущение в пастве и критические нападки на монашество, как наличие так называемых «оптиных» (то есть общих) монастырей, в которых общины монахов-мужчин и женщин-монахинь находились в одних стенах. Подобные монастыри возникли на Руси, главным образом, либо по причине стихийного появления обителей при храмах, изначально являвшихся приходскими, либо в условиях, когда община из монастыря, разоренного в период монгольского нашествия, в силу чрезвычайных обстоятельств находила приют в другой обители противоположного пола. Дабы избежать возможного соблазна, Собор впредь воспрещал совместное проживание монахов и монахинь в одном монастыре. Также было решено, что в женских монастырях обязанности священнослужителей должны исполнять исключительно представители белого духовенства, а не монашествующие.

Парадоксальным образом одной из первых жертв постановлений, принятых Собором 1503 г., стал старейший иерарх Русской Церкви, сыгравший ключевую роль в борьбе с «жидовствующими», — архиепископ Новгородский и Псковский Геннадий (Гонзов). Не исключено, что к его устранению с Новгородской кафедры могли приложить руку какие-то сторонники еретиков.

Первоначально архиепископ Геннадий, вернувшись по окончании Собора 12 ноября 1503 г. из Москвы в Великий Новгород, начал исполнять соборные постановления. Архиепископ «остави попы и диаконы вдовые от церкве»715. Но вскоре Геннадия обвинили в нарушении соборного определения о невзимании ставленнических пошлин, и в 1504 г. он по распоряжению великого князя Ивана III и митрополита Симона был отстранен от управления Новгородской епархией716.

Воскресенская и Никоновская летописи в качестве причины отставки архиепископа Геннадия называют его преклонные годы: «Оставилъ престолъ свой за немощь»717. В своей отреченной грамоте, адресованной митрополиту Симону, владыка Геннадий также писал: «Своея ради, господине, немощи оставил есми свою архиепископию и степень своего святительства Великого Новаграда и Пскова»718.

В то же время, летописцы отметили и другую, более существенную причину смещения Новгородского архиерея то, что вопреки решениям Собора 1503 г., которые он сам только что подписал, по возвращении в Великий Новгород Геннадий «начят мзду имати у священников от ставлениа»719. Кроме того, отставка владыки Геннадия, скорее всего, также была связана и с тем раздражением, которое вызвало у великого князя Ивана III выступление Новгородского архиепископа в защиту церковного землевладения на Соборе 1503 г.720

Вряд ли причиной того, что Геннадий Новгородский нарушил соборный запрет на взимание пошлин с кандидатов в клир, было банальное стяжательство: в этом трудно заподозрить архиерея, принадлежавшего к плеяде лучших представителей русского монашества — святитель Геннадий был учеником прп. Савватия Соловецкого. Еще менее это вероятно с учетом престарелого возраста архиепископа: ко времени его ухода с Новгородской кафедры Геннадию было не менее 80 лет, и в это время он, безусловно, должен был думать о скорой кончине, а не о накоплении материальных благ. Правда, летописи отмечают, что владыка Геннадий якобы действовал по внушению своего приближенного — дьяка Михаила Ивановича Алексеева721.

Но, скорее всего, подлинная причина неисполнения архиепископом Геннадием соборного решения об отмене ставленнических пошлин крылась в другом. Новгородская епархия была в то время самой обширной в Русской Церкви, ее гигантская территория простиралась от Балтики до Белого моря, и ее архиерею было весьма затруднительно разъезжать по приходам и монастырям для надзора и поставления новых клириков, не компенсируя за их счет издержек архиепископской кафедры.


709. ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. № 382. С. 484–485.

710. ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859. С. 243.

7
11. ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. № 382. С. 484–485; № 383. С 485–487.

71
2. ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. № 382. С. 484–485.

7
13. Решение Собора 1503 г. о невзимании ставленнических пошлин в дальнейшем было отменено Стоглавым Собором в 1551 г., так как русские архиереи при гигантских размерах подчиненных им епархий несли значительные убытки в ходе поездок, предпринимаемых ими для поставления духовенства. Ставленнические пошлины были призваны компенсировать связанные с этим затраты.

7
14. ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. № 383. С. 485–487.

715. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 611.

716. Сохранился текст отреченной грамоты Геннадия Новгородского, датированной 26 июня 1504 г. и адресованной на имя митрополита Симона (ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. № 384. С 488).

717. ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859. С. 244; Т. 12. СПб., 1901. С. 258.

718. ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. 384. С 488. Отреченная грамота архиепископа Геннадия Новгородского датирована 26 июня 1504 г.

719. ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859. С. 244; Т. 12. СПб., 1901. С. 258.

720. Бегунов Ю.К. «Слово иное» — новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351–364.

721. ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859. С. 244; Т. 12. СПб., 1901. С. 258.

Материал предоставлен издательством ПСТГУ