Мой мальчик с ручкой

Мой мальчик с ручкой
Фото: Сергей Ломов
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Маргариты Аникеевой - финалистки VIII сезона Конкурса среди учеников 6-7 классов

МАРГАРИТА АНИКЕЕВА

МОУ «Глубоковская основная общеобразовательная школа
(Московская область)
Педагог: Начарова Елена Васильевна

Мой мальчик с ручкой

Заочный этап

Я очень хорошо помню тот урок, это было после новогодних каникул, в святочную неделю. В классе было тихо и тепло. За окном могучие ели, припорошённые снегом, тоже замерли, будто прислушались. И было так уютно и спокойно. Учительница читала нам Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Сначала было очень непонятно: «мальчик с ручкой» - что это? Потом нам объяснили, что так называли детей, которые просили милостыню, что это такой профессиональный термин придумали сами дети: «с ручкой» - с протянутой рукой, чтобы денежку дали. Я помню, как мы хихикали, когда учительница читала про это, а потом она показала нам картины «Тройка» и «Спящие дети» русского художника В.Г. Перова и рассказала о жизни детей в XIX веке. Это было для меня потрясением. Неужели так было?!

А вот потом мы продолжили слушать, и мне ясно стали рисоваться картины беспощадного отношения к детям.

Сырой подвал и совсем замерзший мальчик, непросыпающаяся мама и воющая собака… От всего этого мне вдруг стало очень страшно…

Я не знаю, что было бы со мной, если бы я не смогла разбудить свою маму, если бы лицо ее вдруг стало холодным… Как жутко должно было быть этому мальчику. И его стремление к людям в этом чужом городе.

Я тоже боюсь городов. Меня пугают множество машин и толпы прохожих, мне хочется спрятаться, держать за руку близкого человека, найти место, где можно дышать свободно. Я никогда не было в городе одна, а он оказался на этих улицах один. Он начинает замечать красоту города, а я в такой обстановке даже не успеваю что-либо разглядеть.

Хотя должно же было быть так: среди этих людей нашлись те, которые смогли ему помочь, увидели, что он замерз, что он хочет есть, что он плохо одет. Но получается, что среди множества людей не оказалось человека, способного помочь мальчику. Даже полицейский отвернулся от него, помощи не предложил.

Я думаю, что сегодня на улицах больших городов, появись этот мальчик с ручкой, обязательно нашелся бы тот, кто помог бы ему. Я бы так хотела, хотя не совсем в этом уверена.

А потом я увидела его перед большим стеклом, за которым стояла большая елка, красивая, нарядная, в огнях, в яблоках и игрушках. Перед елкой бегали красивые чистенькие детки, им весело, они играют и что-то кушают. А мальчик уже отморозил пальчики.

Мне очень жалко его. Ему никто не протянул руку помощи. А разве это так сложно? Почему бы не пригласить его в теплый дом к елке? Почему бы не согреть и накормить? Разве это так тяжело? Задаю вопросы учителю.

Тяжело. Оказывается, что и тогда и сегодня быть внимательным к чужому горю – это тяжело. Так объяснила нам учительница. Я хотела не согласиться, но постеснялась. Мне кажется, что все должно быть наоборот: тяжело должно быть грубить людям и обижать их, а нести добро должно быть легким делом.

Хотя я тоже видела, как богатые дачники, приезжающие к нам на лето, с пренебрежением относятся к нам, деревенским ребятам. Смотрят с высока, смеются над нами, над нашими вещами, над нашими играми. А чем они лучше нас? Точно, что злее наших. Только вот почему? Ведь у них чего только нет: и телефоны новые, дорогие, и вещи красивые. Мы себе такого позволить не можем.

Может быть, чтобы в сердце человека поселилась доброта, надо сделать так, чтобы ему чего-то не хватало, чтобы он сам узнал, что такое нужда, что такое голод, что такое потеря близких.

Вот у тех барынь, которые выпихнули его из своего дома, не дав ему согреться, не предложив ему поесть, что у них на душе? Сунули в окоченевшую ручку копеечку и вытолкали за дверь. В такой праздник, когда еды видимо-невидимо, когда все празднуют рождение Христа, когда любовь должна посещать все людские сердца.

Но нет! Вот стоял мальчик, глядел на куколок, радовался, даже засмеялся, но тут появился другой злой мальчик и ударил.

Откуда оно это зло? Зачем стукнул?  Почему ударить легче, чем помочь? Много вопросов задаю сама себе и не нахожу ответа.

Понимаю только, что среди людей, даже в такие радостные праздничные дни, не нашлось человека, готового прийти на помощь другому человеку, ребенку.

Только Христос протянул руку помощи, позвал к себе на елку, где много других мальчиков и девочек протягивали ему руку, радовались ему. Среди них была и мама. И так хорошо стало ему. Так тепло.

А я не могла себя чувствовать довольной и счастливой, не могла, потому что поняла, что хорошо на земле не бывает. Разве это так?

Нет. У меня есть мама и папа, брат, и всех я очень люблю. Они для меня самые главные люди. Если они со мной рядом, значит и мир вокруг меня полон счастья и любви. Если есть рядом люди, которые любят тебя, значит этот мир добрый, здесь есть любовь. Я это понимаю так. И еще я думаю, что люди, которые кого-то любят, имеют доброе сердце, а доброе сердце всегда чувствует чужое горе. Я думаю, что чем больше добрых сердец, тем меньше вокруг людей несчастных.

Этому научил меня Федор Михайлович Достоевский – писатель, который сам переживал за всех мальчиков и девочек с протянутыми ручками, который и нам рассказал о них, чтобы в наших сердцах поселились добро и любовь к людям.