Сборнику Жана-Клода Ларше «Обратная сторона новых медиа» присуждено второе место в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2023 года
***
Тот факт, что человек больше не подчиняется — по крайней мере в определенной степени — пространственно-временным ограничениям, присущим обычному человеческому состоянию, внушает ему иллюзию свободы и власти, даже всемогущества, до такой степени, что он ощущает себя наделенным особыми качествами, присущими Богу, например вездесущностью, то есть способностью одновременно находиться в нескольких местах. Например, видеоконференция объединяет одновременно в одной комнате на одном экране собеседников, находящихся в Нью-Йорке, Париже, Москве, Пекине и Сиднее. Также любой человек по телевидению или Интернету может увидеть события, происходящие одновременно в разных частях мира и в разное хронологическое время для тех, кто эти события переживает.
Новые средства информации и коммуникации также наделяют человека «божественной» способностью воздействовать на вещи независимо от времени и расстояния: можно, скользя пальцами по смартфону, закрыть ставни своего дома в Бургундии, находясь в это время в отпуске на Мальдивах. Электронная коммерция позволяет быстро получить любой товар, произведенный в любой точке мира. У нас также есть мгновенный доступ к библиотекам по всему миру, которые могут предоставить нам оцифрованные копии книг и статей, которые нам было бы очень трудно получить прежними традиционными способами. Во многих отношениях Интернет, кажется, делает для нас доступным весь мир.
Однако, как мы увидим, упразднение дистанций не устраняет пространство как таковое, но виртуальная природа контакта или встречи устанавливает дистанции иного типа. Отсутствие необходимости перемещаться не только. не упраздняет реальное пространство, но и лишает виртуальные встречи существенной части их наполнения и некоторым образом усиливает чувство одиночества.
Отсутствие ожидания экономит время, но также лишает нас психологических и духовных преимуществ ожидания: терпения, усиления желания и интенсивности радостных чувств, которые вызывает отложенное удовлетворение. Вы не испытываете одинаковой радости, когда с трудом поднимаетесь на вершину пешком или когда вас туда высадил вертолет.
Кроме того, не факт, что медиа экономят нам время. Сжатие времени заставляет его проходить быстрее, и поэтому у нас его меньше, и каждый вид деятельности становится менее интенсивен. Более того, умножение задач, возможное благодаря новым медиа, приводит к тому, что нам всегда не хватает времени. Наша власть над вещами зачастую распространяется только на предметы и практически нивелируется той властью, которую взамен обретают над нами медиа, если не учитывать предваряющую ее власть над нами коммерсантов.
Таким образом, свобода и власть, которые мы якобы приобрели, характеризуются новыми ограничениями и поэтому кажутся в значительной степени иллюзорными.
***
Все потребители новых медиа признают их ощутимую времязатратность, то есть что их использование отнимает много времени.
Новые медиа часто используются, чтобы «скоротать время», то есть избавиться от скуки незанятого времени. В первую очередь это относится к телевидению, которое, вопреки распространенному мнению, новые медиа не вытеснили, а либо дублируют, либо адаптируют и интегрируют. Многие люди ежедневно проводят значительное количество времени перед телевизором. Это время впечатляет, если подсчитать количество часов в день, и еще более впечатляет, если сложить ежедневные показатели за продолжительный срок. Мишель Демюрже на основе статистических данных отмечает, что типичный зритель старше 15 лет проводит перед телевизором в среднем 3 часа 40 минут, что составляет примерно 20 % его времени бодрствования и 75 % его свободного времени, а в сумме дает 1338 часов в год, или почти два месяца. Так что человек, проживший 81 год (текущая продолжительность жизни), провел перед телевизором 11 лет своей жизни, если мы учитываем только время бодрствования.
К этому следует добавить время, потраченное на просмотр Интернета, написание электронных писем, текстовых сообщений или твитов, заполнение страницы в Facebook, общение по телефону и, в некоторых случаях, игры на разных устройствах.
Интернет-сёрфинг имеет свойство поглощать время быстро и незаметно. Эта «магическая» способность возникает из-за увеличения числа физических и особенно умственных действий, связанных с соответствующим типом устройств, постоянных перемещений с одной страницы на другую, от одной ссылки к другой. Как говорил Аристотель, время тесно связано с движением: через второе мы воспринимаем первое. Чем медленнее движение, тем медленнее кажется нам и время; напротив, чем многочисленнее и быстрее движение, тем быстрее проходит время.
***
Парадоксально, но предоставляемая новыми медиа возможность в любой момент быть на связи и «присоединиться», создание социальных сетей, позволяющих установить постоянное и непрерывное общение каждого из их членов с десятками, сотнями или даже тысячами других, ставших их «друзьями», умножение контактов и сообщений и, следовательно, гиперсвязь и гиперкоммуникация, сформированные всем этим, привели к сокращению и обеднению общения между людьми, которые действительно находятся в контакте, в своем непосредственном окружении, и даже во многих случаях приводили к еще большей изоляции человека, чем когда-либо прежде.
В каком-то смысле абстрагирование от конкретной среды и изоляция от окружающих носят скорее вынужденный, чем намеренный характер, когда человек, получающий запросы и предложения установить контакт, не пытается им сопротивляться, а напротив, добровольно уступает, как будто бы виртуальные отношения, которые ему предлагают, являются более многообещающими, чем реальные отношения, которые он может установить в тот же момент.
Однако, с другой стороны, тенденция изолировать себя от реального окружения с помощью медиа свидетельствует о том, что современному человеку трудно жить с другими людьми — что также объясняет кризис брака (как обещание прочного союза) и даже кризис пары (как совместной жизни), — то есть трудно согласиться на необходимые компромиссы, которые предполагает любая форма общественной жизни. Это следует рассматривать в контексте гедонистического общества, которое возводит индивидуальные желания и удовольствия в абсолют.
Не имея возможности реально сосуществовать с другими, homo connecticus создает свой собственный мир, виртуальный, в котором он запирается, получая от него удовольствие, потому что этот мир сформирован в соответствии с его желаниями, не подвержен ограничениям мира реального или требованиям в рамках отношений с другими людьми и над этим миром он безраздельно властвует.
***
Беспокойство вызывает тот факт, что важнее стало сделать снимок и опубликовать его в Facebook или Twitter, чем ощутить и прочувствовать само событие. Прежде чем даже просто рассмотреть пейзаж, его фотографируют, а как только сфотографировали — успокаиваются, потому что возникает ощущение его присвоения. Цифровой фотограф больше не воспринимает реальность, кроме как в форме ее постоянного изображения и распространения, — другими словами, он постоянно абстрагируется от реального мира и погружается в мир призрачный.
Предоставляя изображение мира в распоряжение homo connecticus, новые медиа заглушают в нем желание открывать и познавать этот мир. Они обедняют его жизнь, утверждая, что обогащают ее, ограничивают сферу его свободы, утверждая, что расширяют ее.
Хотим ли мы по-прежнему открывать или посещать далекие страны, со всеми сопутствующими издержками, усталостью и опасностями, когда фильмы, которые мы можем смотреть по телевидению или в Интернете, представляют их перед нашими глазами? Хотим ли мы по-прежнему добираться и стоять в очереди в музеи, когда Google с его приложением Art Project предлагает нам почти 40 тысяч шедевров из музеев со всего мира в высоком разрешении?
Но здесь явно кроется обман: ни размер полотен, ни исходные цвета, ни возможность отойти от картин на разное расстояние, чтобы рассмотреть и оценить их с разных ракурсов, ни, прежде всего, эмоции от встречи с ними в особом месте, специально отведенном для их созерцания, не передаются в цифровой форме. Вместо музея, где можно видеть оригинальные произведения, пользователь оказывается перед набором (или, скорее, серией) копий, подобных тем, которые сделал бы изготовитель подделок, и даже еще более ничтожных, поскольку они уменьшены до размеров экрана (а скульптуры еще и в двухмерном изображении).
***
Пользователи новых медиа теряют способность распоряжаться и управлять своей внутренней жизнью. Они фиксируют внешние факторы, руководствуются ими и отдают им
ведущую роль в организации своей жизни и направлении, зачастую произвольном, своей деятельности. Не остается больше времени ни для уединения, способствующего развитию и стабилизации психологической и духовной жизни, ни для тишины, необходимой для глубокого размышления и созерцания, которые питают и укрепляют дух. Течение внутренней жизни постоянно нарушается многочисленными телефонными звонками, а также электронными письмами или твитами, сопровождающимися звуковыми оповещениями. Привычка мгновенно реагировать и откликаться на них еще больше способствует фрагментации внутренней жизни и превращению психической жизни в ряд бессвязных отрезков.
Когда нет внешних вызовов, их инициируют самостоятельно, отправляя SMS, твиты или электронные письма, которые позволят получить ответы и перезапустить цепь обмена сообщениями.
Homo connecticus стал неспособен переносить время простоя, молчания и бездействия по отношению к миру, которое можно было бы посвятить размышлению или молитве. Потребность заполнить пустоты становится навязчивой идеей, за которой скрывается тот факт, что именно эта коммуникативная деятельность и порождает пустоту.
Пользователь стал неспособен существовать сам по себе и по отношению к Богу; он существует только социально; у него сложилось впечатление, что его существование имеет ценность только в рамках общественной жизни. Для него существовать — значит быть на связи и самому иметь возможность связаться в любое время, это также значит быть в любое время увиденным, услышанным, замеченным; это значит постоянно поддерживать эффект своего присутствия в глазах окружающих через отправляемые сообщения и фотографии, а также показывая и раскрывая себя другим или перед другими.
Тот факт, что человек бесконечно во весь голос разговаривает по телефону в общественных местах, будучи услышанным всеми, рассказывает на открытых форумах или в блогах о самых сокровенных подробностях своей интимной жизни, означает не только потерю естественного чувства скромности, но и полную экстериоризацию своей внутренней жизни, обнародование и выставление напоказ своей личной и интимной жизни. Граница между частной и общественной жизнью стирается вплоть до полного исчезновения, что является формой обезличивания.
То, что вначале может показаться средством освобождения от забот, волнений, тревог и своего рода терапией, вскоре оказывается источником новых переживаний. Кто выставляет себя подобным образом, не только опустошает и обедняет себя изнутри, но и предстает перед не всегда благожелательным взором других, подвергается осуждению, осмеянию, отвержению...
***
Создается впечатление, что новые средства информации и коммуникации, поскольку они дают каждому возможность мгновенно и непрерывно общаться со всем миром, способны упразднить два основных ограничения нашей свободы: пространство и время. Таким образом, кажется, что они предоставляют неограниченное пространство для нашей свободы, а также бесконечную возможность выбора среди любых объектов в мире, к которым они дают нам доступ.
Однако, как мы видели в предыдущих главах, новые медиа на деле ограничивают свободу человека на различных уровнях: политическом (через наблюдение и пропаганду, инструментом которых они зачастую служат), экономическом и профессиональном (через мониторинг и эксплуатацию отдельных работников), социальном (через упразднение границы между общественной и частной жизнью). Зависимость от новых медиа (будь то киберзависимость или кибер-опосредованная зависимость) — это форма ущемления свободы, в дополнение к вышеперечисленным, однако более серьезная, потому что она касается уже внутренних, а не только внешних ограничений.
Зависимость создает такое же ущемление свободы, как и страсти (в психологическом и в духовном смысле), потому что они ограничивают сознание и волю человека и подвергают его сильному притяжению — с одной стороны, внешних факторов, которые кажутся ему привлекательными, но имеют лишь слабую связь с реальностью (воображаемую — в контексте обычных страстей, виртуальную — в случае привязанности к новым медиа), а с другой стороны, внешних механизмов, которые мобилизуют его энергию и направляют его способности в бессмысленное и бесплодное русло. Филипп Бретон отмечает, что если прежний человек представлялся самоуправляемым изнутри, то новый человек, являющийся прежде всего существом коммуницирующим, выносит все свое внутреннее вовне. Сообщения, которые он получает, исходят не изнутри, «а скорее из его окружения. Он не действует, а реагирует, и он реагирует не на действие, а на реакцию».
Здесь подтверждается то, что мы уже отмечали ранее: Интернет действительно выглядит как паутина или как сеть, в которой запутываются те, кто в нее погружается, а социальные сети подобны путам или цепям, которые связывают и удерживают своих пользователей.
Повседневная общественная жизнь демонстрирует нам, в какой степени люди все больше привязываются к своим мобильным телефонам и к столь далекому от реального виртуальному миру, чей отзвук доносится до них через провода наушников, опутавшись которыми они рассеянно бредут, словно на поводу...
***
Поскольку новые медиа сами являются носителями активности, они приучают детей к состоянию пассивности и интеллектуальной летаргии (вопреки напряженной работе пальцев на пульте телевизора, геймпаде, клавиатуре, мышке или тачпаде), а также к потреблению легкодоступных аудиовизуальных удовольствий, в противоположность дисциплине, усилию, терпению, настойчивости и жертвенности, связанными с качественным обучением в какой бы то ни было области. Эта пассивность и вялость перед экраном приводит к импульсивности и беспорядочной и бессистемной гиперактивности вдали от них, то есть в нормальной семейной и школьной обстановке, что вызывает сегодня
жалобы у многих родителей и учителей, поскольку наносит значительный ущерб как семейной жизни, так и школьному образованию в целом.
Негативное влияние новых медиа на школьную успеваемость ощущается не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Недавнее исследование показало, что чем больше ребенок смотрел телевизор до 3 лет, тем меньше к 10 годам он был вовлечен в процессы школьного обучения с точки зрения активности участия, прилагаемых усилий и проявлений любознательности. Другое исследование показало, что каждый час, проведенный перед телевизором в возрасте от 5 до 11 лет, увеличивает вероятность возникновения нарушений внимания в возрасте 13 лет почти на 50 %. Еще одно исследование показало, что каждый час, проведенный перед компьютером в возрасте 14 лет, увеличивает вероятность нарушений внимания в возрасте 16 лет на 44 %. Многие другие исследования, проводившиеся на протяжении более чем 40 лет, доказали огромную роль цифровых аудиовизуальных форматов в возникновении нарушений внимания у детей и подростков. Однако при нарушениях внимания затрагиваются и прочие когнитивные функции. Несколько исследований также показали, что существует корреляция между продолжительностью просмотра телевидения и вероятностью получения высшего образования.
***
Связи, устанавливаемые при помощи новых медиа, фактически подменяют связь человека с Богом, которая осуществляется через участие в богослужениях, с одной стороны, и личную молитву — с другой.
Как мы уже неоднократно отмечали, новые медиа отнимают у человека очень много времени. Это можно сказать о телевидении, но в еще большей степени об Интернете, который, в частности благодаря системе ссылок, вовлекает пользователя Интернета в бесконечное перемещение со страницы на страницу, поглощает его внимание и заставляет потерять представление о времени. Каждый пользователь Интернета неоднократно сталкивался с ситуацией, когда разовый поиск, который должен был бы занять всего несколько секунд, на практике продолжался гораздо дольше.
В сопоставлении виртуальных связей и связи с Богом превалируют виртуальные связи, потому что общение с Богом, невзирая на всю любовь, которую мы можем к Нему испытывать, неизбежно требует усилий с нашей стороны для отстранения от нашего окружения и наших собственных мыслей в глобальном смысле (рассуждений, фантазий, воспоминаний, желаний и т. д.), а значит и бдительности и внимания (к этому мы еще вернемся), тогда как путешествие по Интернету легко осуществимо (дай только себя увлечь) и погружает нас в приятный мир, который неизменно отвечает нашим желаниям и страстям. Кроме того, оно сопровождается ощущением полной свободы, а отношения с Богом, по крайней мере при наличии серьезного и обязательного отношения к духовной жизни, предполагают регулярность и постоянную дисциплину.
***
В духовной жизни необходим навык, традиционно называемый сосредоточенностью, то есть умение направить свои способности извне вовнутрь, концентрировать их в себе, чтобы, соединив, вложить их в свои отношения с Богом через созерцание и молитву. В подготовке к молитве сосредоточенность является стадией, предшествующей собранности ума. Однако, как мы показали, новые медиа ориентируют способности человека в противоположном направлении: постоянная нацеленность вовне и рассеяние среди множества разнородных побуждений раскалывают душу и разрушают целостность и идентичность внутреннего человека.
Новые средства массовой информации значительно развивают два следствия прародительского греха: 1) утрату внутреннего единства способностей, прежде соединявшихся в познании Бога и исполнении Его воли, и их рассеяние на чувственные предметы и их изображения (мысли, воспоминания, образы и т. д.) или на желания и страсти, которые они пробуждают; 2) вытекающее из этого внутреннее разделение, раздробленность и рассеянность, причем человеческая природа оказывается, по выражению святого Максима Исповедника, «разделенной на тысячи частей». Как отмечают святые подвижники, ум тогда находится в состоянии постоянного рассеяния, не перестает колебаться, блуждает туда-сюда и находится в состоянии постоянного беспокойства, противоположного тому глубокому покою, в котором он пребывал в своей первоначальной созерцательной деятельности. Мысли его, прежде сосредоточенные и соединенные между собой, рассеиваются и текут, многочисленные и различные, в непрерывном потоке, становятся путаными и непоследовательными, разделяются и расходятся, разбегаясь во все стороны, и увлекают за собой все существо человека, разделяя его изнутри. Святой Максим Исповедник называл это «упятерением чувства души во внешних чувствах по образу чувственных вещей», потому что душа становится многосложной по образу чувственной множественности, которую она же парадоксально создала и которая на самом деле есть только иллюзия, происходящая от того факта, что она утратила способность воспринимать объективное единство всего сущего в силу своего неведения о связи всего сущего, от начала до конца, с Единым Богом.
В результате того, что ум рассеивается и распыляется на множество порождаемых им мыслей и увлекающих его чувств, все способности, еще более рассредоточенные и разгоряченные многочисленными страстями, проявляются в различных и подчас противоположных направлениях, что приводит к внутренней разъединенности человека во
всех его ипостасях. Этот процесс грехопадения человека, описанный еще отцами Церкви первых веков, продолжается и сегодня ускоренными темпами при посредстве новых медиа, которые благодаря присущей им скорости и богатству выбора умножают чувственные объекты, привлекающие все чувства и способности человека, и усиливают рассеяние и разделение, происходящие в результате сосредоточения всех душевных сил человека на чувственных вещах.
***
Прежде всего необходимо пересмотреть место и значение средств медиа, которые они занимают в нашем сознании и в нашей жизни, раз и навсегда отдав себе отчет в том, что не
все в этом мире зависит от информации и коммуникации и что они должны оставаться лишь инструментами, тогда как главенствующая роль отводится содержанию, которое намного важнее и которое может передаваться иными способами, более глубинными и проникновенными, а иногда и не должно передаваться вовсе...
Также следует произвести переоценку их значимости в сравнительной перспективе, при необходимости воскрешая в памяти прежние виды работы, досуга и взаимоотношений. Тогда станет очевидным, что работа, связанная с использованием средств медиа (если только это не является обязательным условием в рамках осуществляемой профессиональной деятельности), не всегда самая эффективная и оперативная и что скорость важна лишь в редких случаях; обнаружится, что развлечения, предлагаемые новыми медиа, не всегда самые полезные и здоровые и что отношения, завязываемые через социальные сети, тоже отнюдь не самые глубокие и приемлемые.
И тогда мы заново откроем для себя удовольствие, свободу и многомерность в чтении книг, газет или иллюстрированных журналов. Мы оценим достоинства свободного времени, тишины, одиночества, размышления, созерцания и молитвы.
Материал и иллюстрация предоставлены издательством Сретенского монастыря