Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Марии Рыловой, которая заняла 3-е место в VII сезоне Конкурса среди учеников 8-9 классов
МАРИЯ РЫЛОВА
ЧОУ "Православная школа имени свт. Тихона Задонского"
Педагог: Волкова Татьяна Леонидовна
Образ Александра Невского в русской истории, искусстве, литературе и церковном сознании
Заочный этап
В истории русской церкви не так много святых, значение которых признавалось бы не только верующими людьми, но и теми, кто далек от церкви. К числу таких святых, несомненно, относится и святой благоверный великий князь Александр Невский. "Солнцем земли Русской" его называли еще современники. Петр I именно святого Александра выбрал в качестве Небесного заступника новой столицы – Санкт-Петербурга. Царь видел особый промысел Божий в том, что новая столица будет основана в тех краях, где произошла Невская битва со шведами. Первым монастырем, основанным в новом городе, стала Александро-Невская лавра, куда из Владимира были перевезены мощи святого благоверного князя. Петр I считал именно Александра Невского своим предшественником. Недаром они и родились в один день – день памяти прп. Исаакия Далматского (первый храм в честь этого святого был построен по приказу Петра I при Адмиралтейских верфях, Исаакий Монферрана – четвертый храм в честь этого святого в Санкт-Петербурге).
В годы советской власти Александр Невский не был забыт, как большинство святых. Конечно, его прославляли не как Божьего угодника, молитвенника за землю Русскую, а как великого полководца. Но все же память о нем жила. В 1937 году был снят фильм "Александр Невский", в это же время Сергей Прокофьев создал свою знаменитую кантату, хор из которой – "Вставайте, люди русские" – воодушевлял наши войска в годы Великой Отечественной войны. В тяжелом 1942 году, когда исход войны был еще неизвестен, большой поддержкой для тех, кто воевал и кто трудился в тылу, стало празднование 700-летия Ледового сражения.
В честь Александра Невского по всей России было освящено множество храмов. И маленький скромный храм при духовном училище города Шуя, до революции входившего во Владимирскую губернию – вотчину святого благоверного Александра, тоже освящен в честь этого святого князя. Именно в этом храме впервые начал прислуживать в алтаре святитель Афанасий Ковровский – составитель службы всем святым, в земле Российской просиявшим, исповедник православной веры, проведший много лет в заключении, в тюрьмах и лагерях, великий молитвенник за землю Русскую, чьи мощи ныне пребывают в Рождественском храме Богородице-Рождественского монастыря во Владимире – в том монастыре, где был погребен святой князь Александр Невский, на том месте, где произошло первое его посмертное чудо: он сам простер руку и взял у архиерея разрешительную молитву.
Это событие отразилось в первом житии святого, написанного его современником. "Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" создана в Богородице-Рождественском монастыре вскоре после кончины князя. Неизвестный автор уделяет внимание самым, по его мнению, значительным моментам жизни святого: рождению его от благочестивых родителей, Невской битве, Ледовому сражению, политике князя по отношению к Батыю, визиту послов от папы Римского, блаженной кончине святого. Для того чтобы показать величие святого, автор использует сравнение с персонажами Священного Писания и с другими известными историческими личностями: красоту князя он сравнивает с красотой Иосифа, его силу – с силой Самсона, мудрость – с премудростью Соломона, храбрость – с храбростью римского императора Тита Веспасиана, захватившего Иудейскую землю и разрушившего Иерусалим. В "Повести" часто цитируется Священное Писание, особенно слова псалмов, которые вспоминает князь Александр в сложные моменты своей жизни. Автор часто подчеркивает, что именно Господь помогал святому Александру в его сражениях, и эта помощь Божия была ответом на горячую молитву святого Александра, на его упование. Так, услышав о нашествии шведов, Александр сразу же идет в храм святой Софии, где горячо молится и потом обращается к дружине с воззванием: "Не в силе Бог, а в правде". Александр ведет на врага немногочисленное войско, уповая не на численность воинов, а на Святую Троицу. И его надежда не была посрамлена: он одержал великую победу, причем враги были чудесным образом побиты даже на противоположном берегу – там, куда не могли попасть воины Александра.
Это первое житие святого стало основой для последующих произведений об Александре Невском. И даже некоторые песнопения службы святого повторяют сюжеты жития. Например, в светильне практически дословно воспроизводится сюжет о том, как "жены моавитские" (татарские) пугали своих детей именем святого князя.
Начало "Повести", содержащее традиционную житийную формулу о недостоинстве автора повествовать о житии такого святого мужа, в качестве эпиграфа используется в романе современного писателя – лауреата Патриаршей литературной премии А.Ю. Сегеня. Этим автор указывает на повесть как на один из основных источников повествования. Действительно, у романа и повести много общих сюжетных ходов. Так же, как и Повесть, роман сконцентрирован на самых важных моментах жития святого. Правда, в отличие от повести, таких сюжетов всего три: свадьба князя, Невская битва и Ледовое побоище. Именно эти три сюжета лежат в основе композиции повести, в которой выделяются три части, названные венцами: венец Свадебный, венец Невский и венец Ледовый. Само название – венец – имеет символическое значение. Венец – это награда за подвиг (так, мученики получают мученические венцы, особенно наглядно это отражается в житии сорока Севастийских мучеников, когда стражник видит сорок венцов, спускающихся с неба, и когда один из венцов начинает подниматься после того, как один из воинов дрогнул и убежал из ледяного озера). Венец у древнерусского дома – верхнее бревно, венчающее сруб, и это значение завершения отражено в поговорке "Конец – делу венец". Княжеский венец – символ княжеской власти. Термин венец в композиции романа объединяет эти символические значения: он означает и завершенное повествование об отдельном периоде жизни святого, и награду в значении прославление подвигов святого, и символ его княжеского достоинства, избранности, исключительности.
В романе подробно раскрываются сюжетные линии, лишь названные в повести. Например, в "Повести" лишь кратко названы подвиги шести храбрых мужей, отличившихся в Невской битве. В романе каждому из них – и Гавриле Олексичу, и Сбыславу Якуновичу, и Якову Полочанину, и новгородцу Мише, и отроку Савве, и Ратмиру – посвящен отдельный фрагмент, а от лица Саввы даже ведется отдельное повествование, в котором он передает непосредственные свои впечатления от происходящего, и даже приводится предыстория: Савва опьянел на пиру, обидел своих товарищей, в бой ринулся с надеждой искупить содеянное.
Некоторые сюжеты "Повести" в романе получают иное толкование. Например, автор "Повести" считает, что врагов на другом берегу реки Невы перебили ангелы, а в романе описывается, что это шведы, по замыслу Биргера, поссорились с датчанами, чтобы потом обвинить именно датчан, что те не захотели прийти на помощь союзникам и именно из-за этого битва была проиграна. Сама же глава названа по словам "Повести" – "Побитые ангелами". Князь Александр благодарит Бога за то, что это ангелы поссорили между собой врагов и не дали им напасть на русских.
В романе в отдельное повествование выделены даже на первый взгляд незначительные детали "Повести". Например, в "Повести" сказано, что шведы собрали тела своих погибших воинов в кораблях и потопили их. В романе описывается, как русские воины во главе с князем Александром наблюдают за тем, как шведы провожают своих павших воинов, зажигая корабли. В этой сцене чувствуется и торжество русских, и сочувствие к проигравшему врагу.
В "Повести" для характеристики князя Александра использованы многочисленные аллюзии. Это и отсылки к Священному Писанию (точные цитаты и упоминание отдельных сюжетов в пересказе), и упоминание исторических личностей (Веспасиана). Эти отсылки подчеркивают вечный, вневременный характер деятельности князя Александра. В романе тоже упоминается много текстов: это и народные свадебные песни, и "Слово о полку Игореве", которое накануне Невской битвы поет Ратмир, и житие Бориса и Глеба, которое читает ижорец Пелгусий, в крещении Филипп, и, конечно же, Священное Писание. Например, накануне Ледового сражения мать Александра Феодосия на могиле старшего сына Феодора в Новгороде читает Евангелие, это и слова молитв (Александр с женой Александрой вместе читают утреннее молитвенное правило), тропарей (отец Николай, обходя сражающихся, поет тропарь "Спаси, Господи, люди Твоя").
И у "Повести", и у романа есть свой лейтмотив. В "Повести" это мысль о том, что Господь прославляет своих святых и именно Он помогал святому князю. В романе же это пасхальная тема, появившаяся в самом начале – в длинной первой главе о хождении инока Алексия во святый град Иерусалим за благодатным огнем. Этот огонь, по мысли автора, горел в душе князя, и окружающие его люди в моменты наивысшего подъема видели отсвет этого огня. И в конце глава названа так же, как первая, – "Благодатный огонь". Лампаду с этим огнем несут перед собой отец Николай и инок Роман, моля о помощи Божией русскому воинству.
И "Повесть", и роман в основном повествуют о воинских победах князя, говорят о его победах, прославляют его подвиги.
И в повести, и в романе Александр Невский предстает сильным, славным князем (не только из-за отчества Савва называет князя Славич), непобедимым воителем, который «побеждал, но был непобедим». Однако некоторые авторы, проповедники, ученые говорят о трагедии князя Александра. Так, в своей проповеди протоиерей Георгий Митрофанов напоминает, что свои славные победы Алексанлр одержал совсем юным – в 20 лет и в 22 года. Да, за них он был любим все народом. Но что потом? А потом этот князь, авторитет которого признавали даже недруги, даже папа Римский, отправился на поклон к хану Батыю, отправился умолять хана, чтобы тот не разорял землю русскую. Наверное, после побед над шведами и немцами многие русские ожидали, что князь Александр освободит и всю Русь от татарского ига. Но он не мог это сделать своими силами. Победа над татарами была бы возможна лишь при поддержке запада. Но князь Александр прекрасно сознавал, что платой за такую поддержку был бы отказ от чистоты веры. А татары разоряли земли, стирали с лица земли целые города, но они не препятствовали русским поклоняться Богу «в духе и истине», они не были врагами православной веры. Князь Александр мог бы стать победителем татар – но вместо этого стал смиренным просителем. Он, великий и славный, умалился по примеру Христа, Который принял «зрак раба». Он выбрал путь, по которому пошла Святая Русь, – путь с Богом, со Христом, путь терпения и скорбей, но и путь радости, которую может дать только Господь. За этот выбор князь Александр заплатил своей жизнью – вероятнее всего, что не случайно он умер по пути из Орды, что его отравили. «Зашло солнце земли Русской», по словам митрополита Кирилла, – и взошла слава великого святого, который и доныне молится за землю Русскую.