Оглянуться на себя самих…

Оглянуться на себя самих…
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»* проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Татьяны Бокши, которая заняла 2-е место среди учеников 8-9 классов в 2016 году.


Оглянуться на себя самих…

(Заочный этап)

73.jpgВ современном обществе на вопрос: «Верующий ли вы человек?» часто отвечают: «Бог у меня в душе, я часто разговариваю с ним, прошу о милости ко всем людям, вымаливаю здоровья своим родным и близким, особенно часто обращаюсь к нему в те моменты, когда мне особенно плохо или больно». Но многие также задают вопрос: а нужна ли Церковь для веры в Бога? Нужны ли для общения с Богом специальные здания и атрибутика? Действительно, этот вопрос сейчас очень популярен.

На сегодняшний день вопрос о Церкви – это вопрос о церковных праздниках, о церковных обычаях, о церковной культуре, о святых. Люди, которые более просвещены в эти непростых вопросах, могут легко побеседовать с интересующимися о христианской истории и культуре. Но даже несмотря на количество людей, которые относят себя, хотя бы по факту своего крещения, к православной вере, на вопрос, что такое Церковь и для чего она нужна, могут ответить лишь немногие. То, как люди представляют себе церковь, совсем противоположно тому, чем она является на самом деле. Но перед тем как мы ответим на выше заданный вопрос, нужно немного рассказать о природе Церкви и ее назначении. Наш Господь сотворил церковь, лишь с одной единственной целью: чтобы продолжить ту великую миссию, ради которой он пришел когда-то в этот мир. Ради спасения людей. Ради того, чтоб принести людям свет, добро и истину.

А что же такое спасение с точки зрения веры? Кто такой Спаситель? Да, Бога мы так и называем – Спаситель. Но богословский термин «спасение» сильно отличается от того, что мы называем спасением в нашей обычной повседневной жизни. Когда мы с вами в быту употребляем слово «спасение», то имеем в виду избавление человека от какой-то опасности сохранение его жизни, возможность уберечь от бед. А вот христианское богословие говорит о спасении совсем по-другому. Спасение – это подаренная Богом любому человеку вечная жизнь. Поэтому уверенно можно сказать, что Бог – это вечный творец жизни, а не смерти. Смерть вошла в человеческую жизнь в результате неправильно выбранного человеком пути. Этот неправильный путь, привел человека к отпадению от Бога, а значит, к отпадению от жизни, потому что Бог и есть жизнь. Этот путь называется словом «грех». Грех означает непопадание в цель, ошибку, промах.

Вот Господь и основал Церковь как попытку помочь человеку обрести вот это самое вечное спасение. Все остальные функции Церкви не являются первоочередными. Такие функции, как призывы к нравственному совершенствованию, социальное служение, образование тоже невероятно важны, но они на общем фоне являются, скорей, второстепенными. В Церкви Бог дает человеку то, что он нигде и никогда получить больше не сможет. В церковных таинствах Господь дает человеку Самого Себя: Свою Плоть и Свою Кровь. Бог приводит человека, к вечности тогда, когда он становится Его причастником. Причащение происходит в Церкви, и только в ней! Ошибаются те люди, которые уверенно говорят, что у них свои отношения с Богом и никакая Церковь им не нужна. Мол, моя вера в душе, мне не нужны посредники между Богом и мною. Это неверный путь! Ведь так люди отвергают волшебный дар вечности, который им преподносит сам Бог. От человека в деле спасения требуется одно – вера. Остальное делается без его усилий, с помощью удивительного чуда Церкви… Люди ждут от Церкви помощи и чудес. Например, человек свершил чудо, в голой пустыне вырастил много зерна, испек хлеба и накормил им тысячу человек, а эти люди в знак благодарности выбрали его царем. Но на следующий год урожайность упала, и расстроенные и возмущенные люди выбрали царем уже другого человека. Так происходит и по отношении к Церкви. Если человек ощущает от Церкви какую-то помощь, он согласен постоянно ходить в Храм, верить, выполнять церковные правила. Это ему кажется правильным и вовсе не трудным. Он с воодушевлением рассказывает о помощи Бога окружающим, старается вести праведный образ жизни, не нарушать церковных канонов…. Но если кроме вечного спасения – которое, возможно, будет в перспективе – он ничего не получает, человек перестает видеть в посещениях церкви какой-либо смысл. Такой человек просто забывает про Церковь. Мне такая позиция кажется крайне неправильной. Такое ощущение, что люди пытаются торговаться с Богом, выкляничвая у него какую-то собственную выгоду: мол, дорогой Бог, давай я буду ходить в Церковь и вести себя хорошо, а ты за это подаришь мне свои благодати и вечное прощение. Согласен? Молчишь??? Ааа… Ну тогда, раз мне это невыгодно, я и в Церковь ходить больше не стану!

А я… Я с ранних лет, я хожу с бабушкой в Церковь, причащаюсь, ставлю свечи и просто прошу Бога, чтобы все люди были счастливы. Я много раз была там и много раз видела, как люди просили у Бога помощи: например, чтобы им подняли зарплату, чтоб увеличилась урожайность, чтоб пришло в их дом богатств, а многие женщины даже просили, чтобы у них родился ребенок. Но, к сожалению, лично я никогда не видела, чтобы люди просили вечное спасение для своей души. И вот чем я призадумалась: что же у нас получается – люди приходят в Церковь и пытаются решить здесь то, что Церковь не решает, что зависит от самого человека, от его Веры, от его праведности и искренности! А потом – возникает разочарование в Церкви, недоверие к Богу и оскудение Веры… Может, стоит всё же оглянуться на себя самих?!


Источник: Сайт конкурса "Лето Господне"

* При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».