Письмо Н.Д. Солженицыной

Письмо Н.Д. Солженицыной
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»* проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Ангелины Зиминой, которая заняла 2-е место среди учеников 10-11 классов в 2016 году.


Письмо Н.Д. Солженицыной
(Заочный этап)

Здравствуйте, уважаемая Наталья Дмитриевна!

Пишет Вам  Ангелина.  Я учусь в 10 классе школы. Старшая школа - время  поиска самого себя. В 11 классе нас ждет Итоговое сочинение по литературе, которое является допуском до ЕГЭ. В нашем регионе пробное сочинение проводят еще и в конце 10 класса, поэтому готовиться нужно уже сегодня. Я знаю, что именно Вы были инициатором написания сочинения по литературе в старшей школе и являетесь  Председателем Совета по вопросам проведения итогового сочинения.

Изменилась ли жизнь современного школьника, в связи с введением выпускного сочинения? Думаю, изменилась. Уже в конце 9 класса предметом обсуждения на переменах стали… КНИГИ, а не гламурные журналы и ток-шоу о жизни звезд эстрады и кино. В обиход вошли словосочетания «высокая литература», «золотая полка»…

Я жду этого сочинения с нетерпением! Мне кажется, это основной экзамен на взрослость, ведь  именно с ней, с Книгой, мы взрослеем. Я смотрю, как  мама читает младшей сестренке стихи Корнея Чуковского и Агнии Барто, и вспоминаю, как эти же книжки она читала мне, а до меня - моей старшей сестре. Книга словно закладывает некий генетический код, который мы потом будем передавать своим детям и внукам.

Я люблю читать! Но до недавнего времени мне нравилась только зарубежная литература. Я зачитывалась произведениями сестер Бронте, в которых важную роль играет не только любовь, но и дружба и семейные ценности. Удивлялась легкому слогу Рэя Брэдбери, его сравнениям, я будто бы была главным героем его произведений и  чувствовала на вкус холодный воздух, который похож на порцию мороженого. Наслаждалась увлекательной историей трех лучших друзей в произведении Эрих Марии Ремарк «Три товарища»: несмотря на  смерти, роман говорит о жажде жизни. Переживала за Скарлетт О’Хара, главную героиню романа  М.Митчелл «Унесенные Ветром» - романе о мужестве женщин, о силе воли и о достижении поставленных целях, но также и о том, что одно наше решение может изменить всю нашу жизнь. Удивлялась мудрым мыслям, которые дарили мне книги. Так, Фрэнсис Скотт Фицджеральд  в своем произведении «Великий Гэтсби» очень точно подметил, что не все можно купить за деньги, люди запомнят тебя не за то, каким ты был богатым, а за то, каким ты был человеком. Какой у тебя был внутренний мир. И этот внутренний мир смог увидеть только единственный друг Гетсби - Ник Каррауэй… Это далеко не полный список   зарубежной литературы, которая изменила мое сознание и мое внутреннее «я».

Но настоящим открытием для меня стала русская классическая литература! Читая  произведения Федора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди», «Белые ночи», я поняла, что он показывает всю глубину страданий человеческих. Предмет внимания писателя - бедное человеческое сердце. Одинокое. Плачущее. Страдающе. Бунтующее. Смиряющееся. Сердце, в котором  идет ежедневная, ежеминутная битва добра со злом. Встреча с Достоевским для меня - это  открытие самого себя. Прочитав его произведения, ты уже  не будешь прежним. Что-то в тебе преломляется, изменяется навсегда. И мир окружающий ты видишь уже немножко по-другому. Своими глазами и глазами… Достоевского.

Мне кажется, что писатели создают свои произведения не только благодаря своему дарованию.  Их личные качества, чистота их помыслов, сострадание и человечность тоже являются примером для читателя. И мастера слова передают нам, читателям, частицу своей души!

Именно это я почувствовала, когда прочитала произведения Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Александр Исаевич - продолжатель традиций русской литературы. И в его произведениях можно встретить маленького человека (как у Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина), праведников и грешников (как у Н. Лескова), проследить диалектику души (как у Л.Н. Толстого), увидеть «страдания страдающего» человека ( как у Ф.М. Достоевского). Есть у него своя, не сравнимая ни с кем  особенность, - автор показывает «противостояние человека силе зла…» Каждое слово и точно, и верно. Герои произведений настолько мудры и  терпеливы, что  могут приспособиться к нечеловеческим условиям, не «расплескав» самого себя. Таковы и Матрена,  и Иван Денисович…

Мы не можем прожить опыт  тысячи человек. Нам дается всего одна попытка… Чтобы получить  крупицу знаний и малую толику духовного опыта, нам приходится учиться мудрости жизни на собственных ошибках. И даже если мы будем очень упрямы и сосредоточенны в постижении всего и вся, нам попросту не хватит времени…

И именно книги приходят нам  на помощь. Человеческий опыт «прорастает» в уме и сердце  и дарит возможность кристально мыслить, отличать  добро от зла, стать настоящим … Читателем? Человеком!

Я благодарна Вам, уважаемая Наталья Дмитриевна, за то, что с Вашей легкой руки в 10 и 11 классе мы будем писать Итоговое сочинение. Благодарна за себя и за своих сверстников. Некоторые еще не осознают, какое богатство нам дарит общение с книгой, равно и не осознают того, что книга помимо нашей воли меняет нас самих. А  жить в обществе читающих, думающих, глубоко чувствующих людей.

Зимина Ангелина Андреевна

  • Школа: СОШ №19 им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского округа Сызрань Самарской обл.
  • Педагог: Куртяник Мргарита Аркадьевна


Источник: Сайт конкурса "Лето Господне"

* При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».