Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Дарьи Борисовой, которая заняла 3-е место среди учеников 10-12 классов II сезона Конкурса
БОРИСОВА ДАРЬЯ МАКСИМОВНА
ГБОУ "Школа № 15" (4 шо)
Педагог: Борисова Наталья Владимировна
Повесть о Петре и Февронии
Заочный этап
В каждой стране и в каждом народе живут предания о том, как отважный и знатный юноша полюбил и взял в жены бедную, но добрую и умную девушку. В основном такой сюжет оказывался лишь плодом народной фантазии и не имел реальной основы, слишком уж сильны были в старину сословные различия. Но на Руси народ веками бережно хранит не легенду и не сказку, а правдивую историю великой любви, преодолевшей все испытания, – «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Это произведение, рассказывающее о реальных исторических личностях– муромском князе Петре и его жене – отличается от традиционной агиографической литературы. Ведь жития святых, вопреки распространенному мнению, – не легенды, а документальные свидетельства о жизни и духовных подвигах святых, написанные по определенным строгим канонам. Достаточно вспомнить житие Петра и Февронии, сделанное святителем Дмитрием Ростовским. Краткое, сжатое жизнеописание рассказывает читателю о том, что оба святых происходили из «благочестивого и святого рода», прославляет как их личные добродетели князей («были милостивыми, справедливыми и кроткими»), так и справедливость их правления. О князе сказано, что «вельможи и бояре оплакивали его, как отца, горожане – как заступника своего и защитника, бедные вдовы и неимущие пропитания – как своего кормителя и помощника». При этом Дмитрий Ростовский не упоминает о тех фактах биографии святых, которые не являются первостепенными и не обязательны в житии. Например, необыкновенную историю о том, как встретились Петра и Феврония, составитель передает кратко и просто: «Когда наступило время, он сочетался браком с благоверною княгинею Февронией».
А автор «Повести», церковный писатель, публицист и мыслитель Ермолай-Еразм, при описании жизни благоверных супругов отказался от традиционной сжатой формы повествования, проявив смелое новаторство. Созданное писателем произведение, написанное ярким, живым художественным языком, стало настоящим гимном чистой, искренней и крепкой любви князя и простой крестьянки, дочери бортника.
Этот памятник древнерусской литературы поразил меня еще и ярко выраженной повествовательной формой. «Повесть» с полным правом можно назвать литературно-художественным произведением.
Для Ермолая-Еразма в описании жития Петра и Февронии важна и дорога каждая деталь, полнее раскрывающая характеры святых. Вот бедная девушка поражает князя, задавшего ей неразрешимые, казалось бы, вопросы, своей мудростью и разумными ответами. А вВот Феврония, уже став женой Петра, за столом по бережливой крестьянской привычке сметает крошки хлеба в руку. Желая защитить жену от недовольства и упреков знатных государственных мужей, князь после пира разжимает ладонь княгини – и потрясенные бояре видят вместо крошек благоухающий ладан. А вотИли гонимая Феврония просит у бояр взять с собой то, что пожелает сама, – и князь разделяет с женой все тяготы и беды. При этом автор жития – не равнодушный наблюдатель, а человек, открыто осуждающий боярские интриги и междоусобицы (надменных вельмож писатель сравнивает с «псами лающими»), искренне сочувствующий святым супругам. Достаточно вспомнить, какой поэзией и красотой пронизан финал произведения: постриженная в монахини княгиня спешит к умирающему Петру (в иночестве – Даниилу), даже не дошив воздух для церкви.
Святые покинули земной мир в один день и не разлучились даже после смерти – их тела были положены в одном гробу.
…С тех пор прошли сотни лет. Много испытаний пережила Русская земля. Были и войны, и междоусобицы, и безбожные времена, когда из памяти нашего народа насильно пытались стереть вечные идеалы, завещанные предками. Но «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и в наши дни не потеряла своего значения. Одно из подтверждений этого – установленный уже в наше время Всероссийский праздник – День Семьи, Любви иИ Верности, посвященный святым супругам. И я твердо уверена, что если в русских людях живо стремление к истинной вере, любви и супружеской верности, а значит, есть будущее и у России.
Память о святых Петре и Февронии особенно важна для меня и потому, что мне посчастливилось посетить Муром и побывать в Свято-Троицком женском монастыре, где находятся мощи святых супругов. Сегодня люди из разных мест нашей страны приезжают поклониться мощам Петра и Февронии и попросить у святых мира и любви в семье.
Дарья Максимовна Борисова
ПЁТР И ФЕВРОНИЯ
Ей, княгине, век страдать
В смуте да угаре –
Не хотят её признать
Гордые бояре.
– Князь, – кричат, – с ума сошёл,
Родом взял чужую!
В терема крестьянку ввёл,
Девушку простую!
Как в деревне, шьёт, прядёт,
Все насмешки – сносит…
Спросим князя: сам уйдёт
Или жёнку бросит?
Та боярам: « Я уйду,
Раз судьба такая…
Только можно, я возьму,
Что сама желаю?»
И взяла жена Петра –
Своего супруга.
Только небо, да вода,
Да изгибы струга…
И с ленцой течёт Ока,
А с гребцами шутит:
То окатит их слегка,
То воронкой крутит,
То разморит верных слуг,
То свернёт обманом,
То плутать заставит струг,
Остров скрыв туманом…
Гладит князь ладонь жены,
Шепчет он: «Родная!
Ни веселья, ни казны –
Лишь любви желаю!..»
Хоть дика была земля,
Вечен плен крапивы,
Хоть ручонки из хмеля
Жадно тянут ивы,
Рады люди той земле,
Тихо вместе жили…
А обжиться не смогли –
К ним послы приплыли.
А бояре-то спешат,
Бьются в землю лбами:
– Виноваты мы, – кричат, –
Были перед вами!
Будет, княже, Муром твой!
– Правь! – кричат бояре.–
Без тебя пропал покой,
Вся земля – в пожаре!
Власть делили – не смогли,
Каждый хочет в князи!
Вот раздоры и пошли –
Нет уж крепкой связи.
Люд бунтует, не смирить,
Духу не хватает.
Нас, несчастных, Бог разит,
Божий гнев карает!
Как вернулся князь домой,
Люду сколько было –
Помнят сосны над Окой,
Шепчут ветры над землёй,
Русь не позабыла!