Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

Повесть о Петре и Февронии

Повесть о Петре и Февронии
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Дарьи Борисовой, которая заняла 3-е место среди учеников 10-12 классов II сезона Конкурса


БОРИСОВА ДАРЬЯ МАКСИМОВНА

ГБОУ "Школа № 15" (4 шо)
Педагог: Борисова Наталья Владимировна

Повесть о Петре и Февронии

Заочный этап

В каждой стране и в каждом народе живут предания о том, как отважный и знатный юноша полюбил и взял в жены бедную, но добрую и умную девушку.  В основном  такой сюжет оказывался лишь плодом народной фантазии и не имел реальной основы, слишком уж  сильны были в старину сословные различия. Но на Руси народ веками бережно хранит не легенду и не сказку, а правдивую историю великой любви, преодолевшей все испытания,  – «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Это произведение, рассказывающее о реальных исторических личностях– муромском князе Петре и его жене – отличается от традиционной агиографической литературы. Ведь жития святых, вопреки распространенному мнению, –  не легенды, а документальные свидетельства о жизни и духовных подвигах  святых, написанные по определенным строгим канонам. Достаточно вспомнить житие Петра и Февронии, сделанное  святителем Дмитрием Ростовским. Краткое, сжатое жизнеописание рассказывает читателю о том, что оба святых происходили из «благочестивого и святого рода», прославляет как их личные добродетели князей («были милостивыми, справедливыми и кроткими»), так  и справедливость их правления. О князе сказано, что «вельможи и бояре оплакивали его, как отца, горожане – как заступника своего и защитника, бедные вдовы и неимущие пропитания – как своего кормителя и помощника». При этом Дмитрий Ростовский не упоминает о тех фактах биографии святых, которые не являются первостепенными и не обязательны в житии. Например, необыкновенную историю о том, как встретились Петра и Феврония, составитель передает кратко и просто: «Когда наступило время, он сочетался браком с благоверною княгинею Февронией».

А автор «Повести», церковный писатель, публицист  и  мыслитель Ермолай-Еразм,  при описании жизни благоверных супругов отказался от традиционной сжатой формы повествования, проявив смелое новаторство. Созданное писателем произведение, написанное ярким, живым художественным языком, стало настоящим гимном чистой, искренней и крепкой любви князя и простой крестьянки, дочери бортника.

Этот памятник древнерусской литературы поразил меня еще и ярко выраженной повествовательной формой. «Повесть» с полным правом можно  назвать литературно-художественным произведением.

Для Ермолая-Еразма в описании жития Петра и Февронии важна и дорога каждая деталь, полнее раскрывающая характеры святых. Вот бедная девушка поражает князя, задавшего ей неразрешимые, казалось бы, вопросы, своей мудростью и разумными ответами. А вВот  Феврония, уже став женой Петра, за столом по бережливой крестьянской привычке сметает крошки хлеба в руку. Желая защитить жену от недовольства и упреков знатных государственных мужей, князь после пира разжимает ладонь княгини – и потрясенные бояре видят вместо крошек благоухающий ладан. А вотИли  гонимая Феврония просит у бояр взять с собой то, что пожелает сама, – и князь разделяет с женой все тяготы и беды. При этом автор жития – не равнодушный наблюдатель, а человек, открыто осуждающий боярские интриги и междоусобицы (надменных вельмож писатель сравнивает с «псами лающими»), искренне сочувствующий святым супругам. Достаточно вспомнить, какой  поэзией и красотой пронизан финал произведения: постриженная в монахини княгиня спешит к умирающему Петру (в иночестве – Даниилу), даже не дошив воздух для церкви.

Святые покинули земной мир в один день и не разлучились даже после смерти – их тела были положены в одном гробу.  

…С тех пор прошли сотни лет. Много испытаний пережила Русская земля. Были и войны, и междоусобицы, и безбожные времена, когда из памяти нашего народа насильно пытались стереть вечные идеалы, завещанные предками.  Но «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и в наши дни не потеряла своего значения.  Одно из подтверждений этого – установленный уже в наше время Всероссийский праздник – День Семьи, Любви иИ Верности, посвященный святым супругам. И я твердо уверена, что если в русских людях живо стремление к истинной вере,  любви и супружеской верности, а значит, есть будущее и у России. 

Память о святых Петре и Февронии  особенно важна для меня и потому, что мне посчастливилось посетить Муром и побывать в Свято-Троицком женском монастыре, где находятся мощи святых супругов. Сегодня люди из разных мест нашей страны приезжают поклониться мощам Петра и Февронии и попросить у святых мира и любви в семье.

Борисова Дарья.jpg
Дарья Максимовна Борисова

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ

Ей, княгине, век страдать

В смуте да угаре –

Не хотят её признать

Гордые бояре.

– Князь, – кричат, – с ума сошёл,

Родом взял чужую!

В терема крестьянку ввёл,

Девушку простую!

Как в деревне,  шьёт, прядёт,

Все насмешки – сносит…

Спросим князя: сам уйдёт

Или жёнку бросит?

Та боярам: « Я уйду,

Раз судьба такая…

Только можно, я возьму,

Что сама желаю?»

И взяла жена Петра –

Своего супруга.

Только небо,  да вода,

Да изгибы струга…

И с ленцой течёт Ока,

А с гребцами шутит:

То окатит их слегка,

То воронкой крутит,

То разморит верных слуг,

То свернёт обманом,

То плутать заставит струг,

Остров скрыв туманом…

Гладит князь ладонь жены,

Шепчет он:  «Родная!

Ни веселья, ни казны –

Лишь любви желаю!..»

Хоть дика была земля,

Вечен плен крапивы,

Хоть ручонки из хмеля

Жадно тянут ивы,

Рады люди той земле,

Тихо вместе жили…

А обжиться не смогли –

К ним послы приплыли.

А бояре-то спешат,

Бьются в землю лбами:

– Виноваты мы, – кричат, –

Были перед вами!

Будет, княже, Муром твой!

– Правь! – кричат бояре.–

 Без тебя пропал покой,

Вся земля – в пожаре!

Власть делили – не смогли,

Каждый хочет в князи!

Вот раздоры и пошли –

Нет уж крепкой связи.

Люд бунтует, не смирить,

Духу не хватает.

Нас, несчастных, Бог разит,

Божий гнев карает!

Как вернулся князь домой,

Люду сколько было –

Помнят сосны над Окой,

Шепчут ветры над землёй,

Русь не позабыла!