Православие в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Православие в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Анастасии Овчаренко, которая заняла 3-е место среди учеников 10-12 классов IV сезона Конкурса.

ОВЧАРЕНКО АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА

Республиканский многопрофильный лицей-интернат при ДонНУ
Педагог: Кайдаш Наталья Николаевна

Православие в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Заочный этап

Роман Льва Толстого не только о войне и мире, взаимоотношениях отцов и детей, он затрагивает и другие важные во все времена проблемы. Вечная тема православия также не минула героев. Многие из них хоть раз на протяжении романа задают себе вопрос: «А с Богом ли я?». И не все делают правильный выбор. Прежде всего, я хочу проанализировать моральный выбор некоторых героев, тех, перед которыми вопрос о вере стоит особенно остро.

Самый, так сказать, «православный» образ в «Войне и мире» – княжна Марья Болконская. Уже в самом начале романа мы видим её глубоко верующей в Бога: провожая Андрея на войну, она надевает на него старинный «образок Спасителя с чёрным ликом», чтобы Господь сохранил князя от гибели в бою.

Княжна Марья принимает у себя «божьих людей» – паломников, странников, юродивых, деля с ними хлеб и соль. Однажды она даже собралась бежать из родного дома и тоже стать странницей, но в последний момент передумала, решив остаться с отцом, братом и недавно рождённым племянником Николаем. Марья любит слушать рассказы «божьих людей» о святых местах, сама мечтает там побывать. Девушка даёт паломникам милостыню, принимает их с чёрного хода, зачастую даже против воли своего отца.

Марья сделала свой выбор: она – с Богом, с православной верой, но иногда княжну одолевают «нечистые помыслы».

По Толстому, это естественно и не надо с такими мыслями бороться, однако Марья считает, что это большой грех. И в этом я с ней согласна. Тяжело противостоять искушениям девушке и тогда, когда умирает её любимый отец. Она жила с ним самоотверженно, прощая его и стойко перенося всё зло, которое старый князь ей причинял, и не переставала его горячо любить. Однако теперь Марью начали одолевать «бесовские искушения». Она почувствовала, что не может даже смотреть на отца без помыслов о скорой его смерти и о том, что ей после этого станет легче, никто не будет мешать жить собственной жизнью и выйти замуж за того, за кого захочется. Но, к счастью, княжна побеждает их, и сцена прощания с отцом преисполнена христианской любви, сострадания и печали. Тут есть место и искреннему раскаянию Марьи за всё, что плохого она когда-либо сделала старому князю; автор уточняет: «Она не могла ничего понимать, ни о чём думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты».

И после замужества с Николаем Ростовым Марья не оставляет своей одухотворённости. Отношения в семье выстроены на любви и вере. И поэтому это крепкий, прочный брак.

А что насчёт князя Андрея? Каково его отношение к Богу? Марья не единожды говорит брату: «Я знаю, что ты не веруешь…» и, в основном, права. Андрея не заботит ничего, кроме славы и жажды любви. В трудные минуты, во время духовного кризиса, он не прибегает с молитвой ко Христу, как это часто делает Марья. Андрей, как и его отец (о котором речь пойдёт далее) практически атеист. Вспомним хотя бы, как он поцеловал образок сестры: при этом «лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо». Трогает его то, что Марья за него волнуется. Однако он не задумывается

всерьёз о вере своей сестры, а, наоборот, почти цинично улыбается, прикладываясь к образку (опять же, по просьбе Марьи!), что ещё раз подчёркивает его неверие.

Эту иконочку затем у него отняли французы, когда князь Андрей лежал смертельно раненый, под Аустерлицем, но Наполеон приказал её вернуть. И Андрей выжил, вылечился! Бог спас его…

При лицезрении «глубокого неба» на месте ранения к нему пришло понимание того, что суета, в которой он существовал, «не есть настоящая жизнь». Пока ещё веры в Бога Андрей не обретает, но начинает подсознательно понимать правоту своей верующей сестры.

Глубокое понимание «суетности» жизни, интуитивный выход на правильный, христианский путь, появляется у князя только после второго ранения, причинившего ему столько страданий. Он обретает возможность всепрощения, веру в Бога, и держит её глубоко в себе. Это и помогает Андрею спокойно умереть. Болконский считает, что «смерть – это пробуждение от жизни», и во многом прав: смерть – переход от временной жизни в вечную. С этим новым для него миропониманием Андрей не хочет (а по Толстому и не может) дальше жить. Поэтому он и умирает, оставив память о себе в сердцах любящих его христианской любовью девушек - Наташи и Марьи.

Старый князь Болконский – неверующий старик: дочери тяжёл «образ мыслей отца в религиозном отношении». Однако и он ещё способен к духовному возрождению: «в последнее время его насмешки не так язвительны и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним». В конце жизни старый князь с теплотой душевной прощается с Марьей, страдает. Конечно же, он осознаёт, что был во многом неправ (и в вопросах веры, и по отношению к родной дочери, над которой ему иногда хотелось поиздеваться).

Овчаренко Анастасия.jpg
Анастасия Игоревна Овчаренко

Но обратимся и к другим героям романа.

Пьер Безухов – один из центральных образов «Войны и мира» – имеет самую странную «религиозную» историю. Вначале он, как и многие другие персонажи, был абсолютным атеистом. Затем, после того как разъехался с женой, он вступает в масонскую ложу. Здесь ему «мерещится» «правда жизни», он не замечает неестественности масонских обрядов и ему кажется, что вот она, настоящая вера в Бога. Но его надежды не оправдываются. Постепенно, глядя на искусственность «свободных каменщиков», Пьер понимает, что это «не то», разочаровывается в этом лжеучении полностью. Но, заметьте, он не покидает ложу масонов даже до конца романа.

После того как Пьер попадает в плен, он разочаровывается в вере в Бога вообще (может, отчасти потому, что находится какое-то время в «разорённой, загаженной» французами церкви). И только Платон Каратаев, простой пленный крестьянин, вера которого не лишена заблуждений, возвращает Безухова к жизни и упованию на милость Божию. Однако православным Пьер не становится, не выходит из масонской ложи - несмотря на разочарование в ней. А ведь из него тут продолжают выжимать деньги! Это свидетельствует о его духовной «незрелости», о том, что он не всё понял, в отличие от Марьи и князя Андрея. И в этом его беда: «внутренний судья», который в нём появился, не решает таких серьёзных проблем как вера и рациональность в ведении хозяйства (хотя Толстой доказывает это). Зато к концу романа Пьер уже занимает нейтральную по отношению к православию позицию (вот оно, влияние Платона Каратаева!).

Наташа Ростова, вторая после Пьера главная героиня, «некрасивая, с большим ртом… но живая», именно посредством своей «живости» многое понимает, именно из-за естественности мыслей горячо и от чистого сердца молится Богу. Её сложная судьба не мешает ей, однако, после многих испытаний, наконец, обратиться к Нему с молитвой, «поговеть» в конце Петровского поста. Православная вера, а не только «инстинктивное умение жить», спасает Наташу и направляет её на путь истинный. Бог, которому она горячо молится (после периода забвения, когда Ростова полюбила Анатоля Курагина – тогда она жила этим чувством и не думала больше ни о чём на свете) и приносит ему своё раскаяние, счастливо устраивает её судьбу с Пьером.

О жизненном пути Наташи было сказано в русской (да и не только) критике достаточно много, она, как я уже упоминала, металась от Андрея к Курагину и, мучаясь, забывала попросить помощи у Бога, чтобы остаться верной своему жениху. Чувствуя, что не в силах справиться с внутренним конфликтом, Наташа… отравилась мышьяком! Хорошо, что, в конце концов, Ростова после продолжительной болезни вспомнила о Боге, и, я думаю, как и княжна Марья, на всю жизнь останется истинно православной девушкой.

… Можно обсуждать и других персонажей «Войны и мира», ведь их более шестисот, и о каждом обязательно нашлось бы что сказать, но давайте лучше обратимся к одному к одному эпизоду, который, мне кажется, имеет большое значение. Это молебен перед Смоленской иконой Божией Матери на Бородинском поле, перед сражением. Здесь присутствуют простые солдаты, Пьер и главнокомандующий Кутузов.

Молебен показан Толстым некрасочно, однообразно и тягостно для народа, хотя всё на самом деле происходило иначе, наоборот: люди ждали чудотворную икону и молились перед ней с верой, надеждой и любовью, многие – со своими личными, отчасти эгоистичными просьбами, другие – о благе народа, но уж точно вряд ли большинство, устраивая давку, лицемерило бы перед оголтелым народом.

Даже молитва Кутузова, который, по словам очевидцев, был глубоко верующим, и та показана так, будто великий полководец лишь наивно «вытягивает губы», прикладываясь к святыне, и затем «долго не может встать» после земного поклона «от тяжести и слабости». Нет! На самом деле Кутузов молится искренне. Просто Толстой во время написания «Войны и мира» уже довольно скептически относился к иконам и вере вообще, вот и решил показать свои сомнения и подчеркнуть, что вера на дух народа (который, по мнению писателя, делает историю и с помощью которого мы побеждаем неприятеля) не влияет. Но ему это не удалось. Всё равно между строк можно увидеть великую веру народа, веру православную, которая помогает, наряду с любовью к Родине, победить в войне.

Одним словом, можно очень долго рассуждать на тему православия в «Войне и мире», и всё равно она остаётся неисчерпаемой. Ясно одно – как ни хотел Толстой умалить благотворное влияние веры во Единого Бога на русский народ, он так и не смог этого сделать. Поэтому это произведение можно назвать поистине великим: даже то, что не договорил (или не захотел договорить) автор, всё равно присутствует в романе, но до этого ещё нужно дойти.

А между тем, это многогранно-разностороннее произведение ещё долго будет возбуждать споры и служить материалом для исследований.


Сайт конкурса «Лето Господне».

С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов