Принцесса, ставшая святой

Принцесса, ставшая святой
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Варвары Костюковой, которая заняла 3-е место V сезона Конкурса среди учеников 8-9 классов

КОСТЮКОВА ВАРВАРА СЕРГЕЕВНА

МБОУ "СШ №4" г. Десногорска Смоленской обл.
Педагог: Селиванова Татьяна Алексеевна

Принцесса, ставшая святой

Заочный этап

                                                               

 В православной вере столько света,

                                                                 Что его всей жизнью не избыть,

                                                                 Полюбила Русь Елизавета,

                                                                 Да и как её не полюбить!

                                                                  Светлую – и в радости, и в горе,

                                                                  Золотую – в солнечной пыли,

                                                                  Вешнюю – когда на косогоре

                                                                  Песнопенья девушки сплели.

                                                                                          Е. Иванникова.


Жил-был художник. Любимым делом всей его жизни, его душевной мукой и несказанной радостью стала для него живопись. В раннем детстве он брал в руки уголёк из печи и на деревянной дощечке рисовал своего любимого щенка. Красиво получалось! Чёрно-белый щенок с атласной шёрсткой… Шли годы. У юного художника появились цветные карандаши. И вот однажды на листке бумаги он изобразил лесную речку, горбатый мостик, перекинувшийся с одного берега на другой, склонившиеся к воде плакучие ивы. Эта картина трогала до слёз. Но тогда ещё юный художник не понимал, что он изобразил свою милую, кроткую родину.

Промчались два десятилетия. В столице состоялась первая персональная выставка художника. На ней были представлены нежные акварели: закаты и рассветы; березки, словно девчонки, взбежавшие на пригорок, и золото колосящихся хлебов, серенькие крестьянские избы и размытые дождями дороги; словно белые жемчужины, рассыпанные по русской земле храмы, и странники, одиноко бредущие по извилистым черным тропинкам. Зрители и критики, рассматривая акварели, были единодушны: художник, говорили они, обладает удивительным даром – видеть духовными очами красоту родной земли и свою душевную щедрость и доброе сердце дарить людям. 

Прошли годы. Художник стал великим живописцем своего времени, мудрым наставником и учителем для начинающих художников. Его кисти было подвластно всё. Или почти всё. Однажды он писал портрет великого подвижника, человека, пострадавшего за веру. Сходство портрета и оригинала было поразительным. Седые волосы, прямой нос, блеск глаз, каждая морщинка на лице… Нигде не было фальши. Казалось, что живой человек смотрит на вас с портрета. И всё же чего-то недоставало. Горько усмехнулся и глубоко задумался художник. Понял, что ему не удалось передать святость. Но как это сделать?! Да, до сих пор на своих полотнах он представлял живописные образы в линиях и красках. Глядя на его море, зритель восхищался оттенками бирюзовых и синих волн, белоснежным парусом вдалеке, но он не слышал гула этого моря, его могучего рокота. Настоящий художник обладает духовным зрением и сердечным созерцанием. И он ещё больше стал работать над своими творениями. 

Этим великим художником своего времени был Михаил Васильевич Нестеров. Искусство для него – это служение и радость. Глядя на его картину «Преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна», я словно почувствовала тихое сияние радости и боль страдания. И мне захотелось узнать, а кто же такая Елизавета Фёдоровна. На картине она изображена как монахиня в белом ангельском одеянии, с букетом роз в руках. Её кроткий взор словно говорит о прощении. Утончённые черты лица передают необыкновенную красоту. Изображена Елизавета Фёдоровна так, словно идёт к людям. А значит, идет она и ко мне. И ко всем нам…

Представим себе Европу второй половины девятнадцатого века. Холодный ноябрь 1864 года… В Гессенском герцогстве в небольшом городке Дармштадте в семье Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории, родилась девочка – принцесса Элла. В ту пору шла австро–прусская война. Сёла и города герцогства были разорены. Нищие крестьяне  и мастеровые просили подаяние – кусок хлеба. На улицах бродили раненые. Сам герцог и его жена в простых нарядах выходили на улицы, подавали милостыню голодным беднякам, изувеченным на войне солдатам, детям – сиротам, одиноким старикам. Никто не мог и подумать, что это были сам герцог с герцогиней. В их семье родились семеро любимых ими детей. С детства их учили не кичиться своим высоким происхождением. Маленькие принцессы Алиса и Элла носили простенькие ситцевые платьица. Дети полюбили святые молитвы, усердно учились, занимались рукоделием, убирали свои комнаты, топили камин, чистили картошку и перебирали пшено на кухне, вышивали, вязали.  

DSC05216.jpg
Варвара Сергеевна Костюкова

Весна. Май. По узенькой улочке Дармштадта с корзинками в руках идут юные принцессы в лавку, чтобы купить хлеб, зелень, творог. При встрече с пожилыми людьми слегка склоняют свои головки, детям широко улыбаются.  И сами щебечут друг с дружкой, как птицы. Горожане смотрят вслед девочкам и называют их ангелочками. Они действительно ангельски красивы: русые локоны ниспадают на плечи, голубые глаза смотрят доверчиво и прямо, нежная кожа на лице ещё не загорела. Как просты их наряды! Девочки торопятся домой. Строгий учитель – немец ждёт их на урок. 

В светлой, просторной комнате за широким столом сидят все семеро детей. Они склоняются над тетрадями. Урок чистописания – любимый у принцесс. Испачканы чернилами тоненькие пальчики, но как аккуратны и ровны буквы в строчках! Прилежны, усердны юные ученицы! Позже Элла и Алиса прослывут самыми образованными принцессами в Европе. А старенький учитель нахвалиться не может на своих воспитанниц. Но вот переменка… И Элла затевает игру в больницу. По крошечным диванчикам рассаживает своих кукол и начинает их лечить: кому повязку на рану наложит, кому порошок пропишет, а кого в постель уложит.

В этой дружной семье все любят читать. Но маменька и папенька следят, чтобы чтение не было простым развлечением, оно должно быть «душеполезным». На стене в гостиной висит большая географическая карта, и дети путешествуют по странам и чужедальним землям. Вечером за большим круглым столом собирается вся семья. Из-под абажура льётся жёлтый свет. Сегодня для всех читают мальчики. Элла на минутку закрывает глаза.  И вот уже в детском воображении рисуется картина битвы. Славный рыцарь в тяжёлых доспехах сражается с врагом! Храбр юноша, но и враг не уступает. Но победит тот, кто защищает родную землю… И так изо дня в день воспитывается душа, облагораживается сердце, просвещается разум. Мне кажется, что именно в семье должны прививаться все добродетели.

Небогатый дом герцога и герцогини украшен цветами. На окнах благоухают алые, пунцовые герани, на лестницах полыхают азалии, в коридорах в изящных горшочках цветут фиалки. На уроках музыки Элла садилась за рояль и сочиняла вариации о цветах. Девочка их прекрасно рисовала. Любовь к цветам предалась ей от матери. Маленькая принцесса искренне верила в то, что из цветов зародилась жизнь людей на земле. Они - самое красивое, самое доброе, самое святое в мире.

Представьте себе званый вечер в доме герцога. Дамы, украшенные бриллиантами, в шуршащих шёлковых платьях поднимаются по широкой лестнице. Их сопровождают кавалеры в парадных мундирах. И скромные принцессы, чуть приседая, протягивают им букетики цветов. В залитой светом зале собирается знать. Но не бриллианты уже привлекают внимание, а букетики цветов на груди. И в петлицах мундиров у кавалеров. В этом доме умели дарить радость гостям! 

Маленькие принцессы вместе с матерью навещали раненых в госпиталях. Каждому они дарили либо связанные ими носки, либо вышитый платок и букеты цветов. Расставляя их в вазы, Элла с улыбкой говорила больным: « Вот теперь вы обязательно поправитесь!» Она искренне верила, что красота и благоухание цветов имеют целительную силу. Раненые улыбались красивой девочке. И… поправлялись. 

Герцог и герцогиня привили своим детям все лучшие добродетели: душевную чуткость, сострадание к ближним, скромность, глубокое религиозное чувство. Каждое утро Элла усердно молилась и спрашивала у Бога, как прожить этот день. « Господь благословил труд и бедность, но более всего любовь и сострадание к ближним», - часто говорила мать. Элла приняла эти слова как напутствие в жизни. Я думаю, что всё лучшее в человеке воспитывается в детстве. Детство Эллы - это пример для многих современных родителей, которые материальное ставят выше духовного. 

Но как связаны принцесса Элла и Россия? Почему мы чтим её святое имя? 

Когда девушке исполнилось девятнадцать лет, из снежной, холодной России приехал великий князь Сергей Александрович просить её руки. Ещё в далёком детстве вместе со своей матерью он посетил Дармштадт. Играя в садике возле дома, принцесса Элла подарила ему тогда букетик цветов. Он сохранил его как память о той, в кого тайно влюбился. Цветы из этого букетика были высушены и положены между страницами Евангелия. Наверное, это был некий высший промысел. Так встретились два чистейших душой человека и уже более никогда не расставались. Элла видела, как глубока была вера её мужа. «Свет православия» очаровал и её. И она приняла неутешительное для её отца решение – перейти в православие. Небесной покровительницей её стала мать Иоанна Предтечи – Святая Праведная Елизавета, в честь которой Эллу нарекли Елизаветой Фёдоровной.

В жизни людей случаются события, которые становятся поворотными. Что это может быть? Рождение ребёнка? Страстная любовь? Или горе, горше которого нет ничего на свете? Для Елизаветы Фёдоровны таким духовным испытанием стала гибель любимого мужа Сергея Александровича.

Утро 4 февраля 1905 года выдалось морозное, солнечное. Деревья серебрились от инея. Лошади, запряженные в княжескую карету, остановились на Красной площади. Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, часто выходил в народ. Горожане любили его за справедливость, за отеческую заботу о них. Террорист-революционер Иван Каляев бросил в карету князя бомбу. Безутешное горе не покидало княгиню до конца жизни. Что должна была предпринять она тогда? Проклясть убийцу? Плакать? Молиться? Елизавета Фёдоровна совершила духовный подвиг: она пришла в тюрьму к убийце, чтобы простить его. Матушка, Белый Ангел… Как мне жаль Вас и как я восхищаюсь Вами! Там, в тюрьме, в камере-одиночке, Вы прочли молитву за здравие убийцы вашего мужа. Он же, усовестившись, сказал:

- А вот Вас я убивать не хотел.

- Неужели Вы не поняли, что в тот момент, когда Вы убили моего мужа, Вы убили и меня.

Россию начала двадцатого века разъедало зло, а спасали скорбь и милосердие. И Елизавета Фёдоровна, первая красавица света, «вошла в более великий мир – мир бедных и страдающих». Она распахнула двери Марфо-Мариинской обители больным, немощным, сиротам, искалеченным на войне солдатам. Я рассматриваю фотографии начала двадцатого века. Молодые сёстры обители вместе с Матушкой перевязывают раненых, кормят голодных ребятишек, проводят духовные чтения, ухаживают за неизлечимыми туберкулёзными больными… Кажется, добрые дела совершаются только в стенах обители. Но нет… Добро и милосердие разливаются по всей Русской земле.

Как-то Елизавету Фёдоровну спросили, какую добродетель она почитает большей. И она ответила; «Милосердие… Разве трудно оказать участие человеку в скорби; сказать доброе слово – тому, кому больно; улыбнуться огорчённому, заступиться за обиженного, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся». Мне кажется, что вся жизнь княгини стала подвигом милосердия.

Революция 1917 года разрушила духовные устои России. Была поругана и растоптана сердечная вера людей, разрушены храмы… В апреле 1918 года Матушку арестовали. Я не могу забыть выдержки из хроники тех лет: на третий день после Пасхи в обитель приехали латышские стрелки. Они приказали Елизавете Фёдоровне собираться в дорогу. Она провела с сёстрами прощальный молебен. Её увезли. Сёстры бросились вслед за настоятельницей, плакали, молились, умоляли… И бежали за машиной, падали ниц на дорогу. Все понимали, что уже никогда не увидят своего Белого Ангела. 

Так и случилось. Зловеще звучит название «Алапаевск». Это небольшой городок на Урале, куда сослали царскую семью. Именно там закончилась земная жизнь великомучеников. Царских узников сбросили живыми в глубокую старую шахту. Но ещё несколько дней из её мрака доносились слова молитв: «Господи, спаси и усмири Россию!... Господи, спаси и сохрани убийц, разрушителей, ибо не ведают, что делают…» Матушка перед смертью всех простила и благословила… Это был подвиг её духовного смирения.

Полночь. За окном воет ветер. Я вновь всматриваюсь в портрет Елизаветы Фёдоровны. Кажется, сейчас вздрогнут её ресницы, и скатится по щеке слеза. Со скорбью смотрит она на нас, словно жалеет всех. Мы ведь тоже живём в больное время. Она идёт ко мне и ко всем нам. Несёт в руках любимые ею розы, дарит их нам. И шепчет святую молитву: «Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!»

Мне верится: под Покровом Богородицы выстоит и очистится от скверны Россия.