Радость – в умении быть благодарным

Радость – в умении быть благодарным
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»* проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Анна Васильевой, которая заняла 2-е место среди учеников 8-9 классов в 2016 году.

Радость – в умении быть благодарным

(Заочный этап)

Что является благим даром – получать или радостно воспринимать и солнечный день, и ароматный хлеб, и внимание близких? Наверное, второе, если мы поднимем голову, посмотрим на голубое небо, пусть и облачное, порадуемся свежей листве весной, пушистому снегу – зимой, маминой улыбке, бабушкиным пирожкам, выслушаем подругу, то поймем, что все это – дар Божий. Карл Иванович из повести Л.Н. Толстого «Детство» говорил, что нет худшего греха, чем неблагодарность. Вот и произведения нашего земляка Б.П. Екимова напоминают о значимости простых вещей, которые мы часто не замечаем и от отсутствия которых страдали поколения наших соотечественников.

Теплынь-жарынь – это словечки задонских мест, где синее небо, кажется, обнимает весь мир, где бескрайняя степь с ковылем и запахами полыни. Эти слова повторяют герои рассказов Б. Екимова, в 2016 году он стал лауреатом Патриаршей премии по литературе. Борис Петрович Екимов, думаю, увековечил природу, говоры, простых жителей в непростые времена, разные местечки и поверья задонских степей. Он очень скромный человек (однажды моя бабушка вела встречу читателей с ним), поэтому многие его рассказы начинаются с того, что сидит он в теньке или на закате солнца и слушает: «А мне вовсе не в тягость старые повести людей пожилых и поживших». А из рассказов вырисовывается как жизнь героев Бориса Петровича, так и трагичные годы нашей страны, настолько тяжелые, что мне не хватает воображения представить, как трудились, растили детей, выживали люди в 20-30 и в послевоенные годы ХХ века.

Вот, например, героиня рассказа «Пресвятая Дева-Богородица» в двенадцать лет осталась без матери, отец ей сразу сказал, что она, как старшая среди детей, теперь хозяйка, а младших было еще трое. У тети Нюры две присказки были: «Спасибо мамочке, всему научила» да «Только бы не мешали, только бы работать дали». А вот на работу-то не брали как «врагов народа», из жилья, с трудом обустроенного, выгоняли. Она никого не винит, ни на что не жалуется, но всегда трудится, спасает то сына (вдруг ее арестуют вслед за мужем, который объявлен врагом народа как якобы японский шпион, так чтоб сын ночью не испугался, не спит и ждет непрошеных гостей, чтобы быстро дверь открыть, не дожидаясь стука), то мужа, вернувшегося смертельно больным из лагерей, то незнакомых людей.

Да и название рассказ получил по эпизоду, когда рассказчица ожидала свидания с мужем в тюрьме, а ей крикнули, что ушел этап. Она, обессиленная, опустилась на скамью, а в это время вошла женщина, которой в тюремной кассе должны были выдать деньги, но не выдали, ей не на что купить билет, чтобы ехать искать своих детей. Вот рассказчица утешила плачущую, отдала ей пятьдесят рублей, все, что было, научила ее молитве к Пресвятой Деве, а в это время выкрикнули, что свидание будет. «А если бы я не сидела с той женщиной, и деньги ей не дала, и молитве ее не учила, то ушла бы – и все. А он бы ждал и не дождался и было бы ему горько на этап уходить, в северные лагеря», – такие высказывания и есть поистине христианский дух русского человека. У тети Нюры он проявляется во всем: в любви к ближним, отдала все, что было, в том, как шила из последнего лоскута другу сына белые штаны, как поднимала детей, как строила буквально не из чего очередное жилье.

Повесть «Наш старый дом» будто продолжение «Пресвятой Девы-Богородицы». Если в рассказе мамочка героини уезжает за сосланным еще в царское время мужем за Урал, предварительно умыв в родном Дону дочку, чтобы помнила родину, то в повести уже в послевоенные годы возвращаются на Дон дети и внуки «мамочки». Писатель весной приезжает в старый дом, где когда-то семьи его матери и тети растили своих детей, а теперь дом оживает только в теплое время года. Но ведь дом – это не просто стены, это судьбы живших там людей, учивших своих детей ценить доброту и труд, это люди, когда-либо заглянувшие к гостеприимным хозяевам. И дома после Сталинградской битвы в поселке у переправы через Дон возводились из глины, вербовых веток, вот, наконец, купили старый прокопченный сруб в одну комнату и постепенно пристраивали веранду, кухню, обносили двор забором. По пословице «Красна изба не углами, а пирогами», были здесь и воскресные пирожки как навсегда запомнившийся домашний дух. К пирожкам этим нужно еще прийти, ведь были и жмых, и карточки, постоянный голод. Автор говорит о тете Нюре: «Слава Богу, хоть хлеба наелась на краю жизни».

Есть в описаниях наших краев у Б. Екимова свои непрославленные святые, почти юродивые, как Степа из рассказа «Белая дорога». Сапожник Степа ходит по домам и чинит обувь, ничего не требуя взамен, да и дать-то ему особо нечего, иногда хозяева приготовят тыкву запаренную, как он любит, и все, большего не надо, любит детей, успевает что-то им смастерить из чурочек. Потом он ушел и умер в белых меловых холмах, как юродивый. Просто его честность, доброта, отзывчивость сделали его подобным святому.

Даже, на первый взгляд, задиристые люди оказываются жертвенными, как в произведении «Пасхальный рассказ со взрывом», где в праздник хозяин решил покуражиться над семьей, угрожая, как он думал, муляжом гранаты, но только понял, что она настоящая, закрыл собой гранату, погиб, спасая семью. А поводом к написанию этого рассказа для Бориса Петровича стало сообщение СМИ о расстреле подростком в Германии своих одноклассников. Писатель показывает, что под любой, даже самой страшной человеческой оболочкой, скрывается Божье преображение. Папаша был пьющий, и сын его стеснялся, а вон все как вышло. Россия не может жить без любви, основа ее – семья, ценности окружающего нас мира, и первая среди них – умение благодарить.

Сквозь разговор о доме проходят и воспоминания о традициях, например, всегда угощали соседей, откликались на призывы о помощи. «Она всех жалела, особенно сирот», – говорит о тете Нюре писатель. А двор соседки звенел детскими голосами своих детей, племянников от умершей сестры, теперь – внуков, другой сосед после рыбалки всегда раздавал рыбу родным и знакомым. Из незатейливых историй складывается кружево человеческих судеб, которые пропитаны духом православия: благодарностью, вниманием к людям, радостью за все, что дано Богом. Уже к нам, сегодняшним, обращены слова Б. Еимова: «Утренняя тишина. Горлица стонет в тополевой гущине. Детский голосок – в соседнем дворе.

Господи…Что нужно нам в этом мире? Что ищем?»

Разве здесь не заповеди Христа – за все благодарите, всему радуйтесь. Тем более, если такие тяжелые испытания прошел наш народ, каждая семья?

Уже три поколения в нашей стране, слава Богу, не знают широкомасштабных войн, голода, хорошо, если еще есть кому рассказать о прошедшем, чтобы это были не страницы учебника, а родные твои люди, кровно связанные с твоей семьей. Мы с сестрой любим расспрашивать своих бабушек, они родились в конце пятидесятых годов, но рассказывают, что помнят от родственников. Читая Екимова, я примеряю его повествование к судьбам моих предков.

805812.jpg

Оба деда моей бабушки со стороны мамы не вернулись с войны, прапрабабушки были колхозницами, работали без денег, дети уехали учиться, но давать им с собой было нечего. Прапрабабушка Мотя для своей дочери Зои набирала яичек, продавала их, покупала отрез на платье, а Зоя, учась в Россошанском техникуме, приезжая на каникулы, выходила на станции Сагуны, а потом несколько километров пешком шла домой в деревню, с собой ей мама напекала несколько коржей, больше нечего было дать. Прадеды рвались к учебе: прадед Саша закончил в армии вечернюю школу с золотой медалью, прабабушка Зоя стала технологом, очень знающим в своей профессии, ее портрет висел на ВДНХ в Москве, прадед Федор после призыва восемь лет был в армии, потом закончил сельскохозяйственный институт, работал агрономом, заведовал сортоиспытательным участком, очень бережно относился к еде, к крошкам хлеба. А призван он был в 1944 году, их под Брянском учили военной премудрости, и молодые солдаты очень голодали, он вспоминал, как в лесной избушке через окно они увидели хлеб, уже стали решать, как его делить, а он оказался куском пемзы.

Но, несмотря на все горести и трудности, все они любили свою Родину. И в их отношении ко всему видишь Божье проявление, молитву за них предков, прапрапрадед Емельян был регентом хора, а в конце, когда закрывали церкви, дьяконом, он умер в голодные 30-е годы, став инициатором крещения всех своих внуков, приговаривал, собираясь крестить младшую внучку: «Вчера было одно, сегодня мода другая, а мы окрестим Зою» – это о маме моей бабушки. Хочется верить, что все мы незримо связаны, что в России будут жить городки и деревни, а в них будут свои сказители и молитвенники.

Молитва, которая связывает всех нас, помогает и сегодня. Помню выпускные экзамены в музыкальной школе. За несколько месяцев до них умерла моя преподавательница специальности. Пока я ждала своей очереди, то не выдержала и расплакалась, что нет рядом Аллы Михайловны, как на всех предыдущих музыкальных испытаниях. Тогда, чтобы немного успокоиться, начала молиться: «Отче наш», «Богородица Дево, радуйся» и все, что вспоминалось. Позже в кабинете, уже сидя за пианино, я повторила: «Господи, помоги» и заиграла. Во время ожидания результатов, я тоже молилась. Каким же огромным счастьем было, когда комиссия сказала, что сдала на «отлично». В итоге я получила красный диплом. Это была невообразимая радость! Я благодарила Бога, что он помог мне пережить полгода у незнакомого преподавателя и сдать все экзамены.

Читая рассказы Б. Екимова, хочется не терять благодарности Богу за то, что дает, за то, что помогает, посылает хороших людей, тепло и дождь, возможность поездить – посмотреть, общение с близкими. Ведь умение молиться связано с благодарностью. А когда ты фиксируешь свое внимание на достоинстве других, то у тебя больше будет покоя и радости в душе, чем в воспоминаниях о несовершенствах мира. Истории, рассказанные Б. Екимовым – это благодарность тетушке Нюре, Степе, ушедшему по белой дороге, запахам чабреца и донской водичке, и Подателю всего этого – Богу. За все благодарите, всегда радуйтесь.


Васильева Анна Евгеньевна

Школа: МОУ Гимназия № 13 г. Волгограда

Педагог: Ефимчук Дарья Вячеславовна

Источник: Сайт конкурса "Лето Господне"

* При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».