Книге
«Радость веры. Материалы к жизнеописанию и духовному наследию протоиерея Василия Ермакова», составленной
Ириной Корниловой, присуждено третье место в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу»
2022 года
Проповедь 6 июня 2004 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Как жить?» В наш XXI век особенно ярко всплывает этот страшный, злободневный вопрос.
Когда вы, кто из вас благоразумный, умный, оглянувшись в прошлое, увидите минувшие страшные страдания; когда вы видите людей нашего времени, их падение, их ожесточение, их трагедию жизни, невольно встает вопрос: «Куда мы идем и как нам быть, да и зачем мы здесь пребываем?» Этот вопрос вставал, встает и будет вставать, пока существует наш мир физический. Зачем я здесь нахожусь? Страдать ли, скорбеть ли, болеть ли, быть растерзанным бременем жизни, переносить всё зло человеческое или в сфере нашей веры осознать то, что жизнь идет не по нашему хотению, не по нашему желанию, а зачем-то, для чего-то это надо.
Зачем это надо нам, дают ответ наши христианские праздники. Без веры в вечность нет жизни, без веры в вечность нам не понять, не осознать, зачем мы здесь находимся. И более того — нас учит Святая Церковь в наших праздниках, как и сегодня, когда мы вспоминаем подвиг Всех святых, во всем мире воссиявших, что и наш долг идти за Христом, перенося все невзгоды, всё, что нам преподносит мир физический. Он нас тянет к себе, он тянет в это болото жизни, призывая забыть цель бытия. «Ешь, пей, веселись», а на том, что тебе говорит совесть, что тебе подсказывает внутренний мир твоей души, на этом ты давай не заостряй внимание — это потом будет.
Вот этим «потом всё будет» можно объяснить зло наших дней, зло нашей жизни, когда безвременно гибнут наши умные молодые силы, безвременно, потому что не хотят всмотреться, вглядеться, осознать «зачем я пришел в этот мир». «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана», вот и надо жить так, как учит слово евангельской проповеди, как учит история нашей жизни российской, наши крестные муки в кровавом ХХ веке, как учат наши праздники. Так почему же мы не идем, почему нам ближе, дороже жизнь скотская, жизнь собачья, когда мы за кость рвем глотки друг другу, когда мы чтобы что-то заполучить, ненужную вещь ненужного бытия, шагаем по трупам. Ведь с собой «туда» ничего не возьмешь, кроме совести и хорошей христианской жизни в терпении, в любви друг к другу. И нам говорит Евангелие об этом: если кто любит жизнь больше вечности, те не достойны быть тогда учениками Христа Спасителя.
Две тысячи лет тому назад это было сказано человечеству, и человечество отозвалось на призыв нашего Учителя. «Иду за Христом, иду за Богом, иду к вечности». Господь, живя вместе с нами той же жизнью мира в Палестине, показал нам это на примере Своих учеников, которые оставили всё, пошли за Ним, на примере нашей юной Церкви. После Троицы, принятия Святого Духа, пошли ученики на проповедь, ведь двенадцать человек смогли разломать, смогли сломать греховный мир человеческий. И несмотря на потуги людей наших дней, да и в прошлом, ведь никто ни огнем, ни мечом, ни так называемой наукой не уничтожил в нашей жизни веру во Христа Спасителя.
«Зачем я верю?» Это трудно объяснить… И когда вдогонку кричат: «Зачем ты пошел за Богом, зачем ты идешь в церковь, что здесь тебе надо?» — это безумцы жизни так могут кричать вслед нашему шествию за Христом. Как шли мученики, во имя чего? Во имя вечности.
Ничто на земле не пропадает, не исчезает, всё остается, а нам сегодня по узкому уму человеческому этого не понять. Вдруг когда-то и вспоминается, что было плохого. Особенно на закате дней нашей жизни, когда, казалось бы, мы всё пережили, мы всё прошли, но вдруг всплывает: кого-то обидел, кого-то недолюбил, кому-то не помог, когда-то недомолился, когда-то к Богу не пришел. Это сторона человеческая, но, увы, она-то и всплывает. И особенно когда стоишь на пороге встречи с вечностью, когда уже силенки не те и головка не та. Пошел бы, да сил нет.
Вот почему в нашей годовой жизни богослужебной после великих праздников Церковь по-человечески напоминает нам, как надо жить. Мы видели Рождество и Воскресение Спасителя, мы сегодня вспоминаем тех, кто так же как и мы, получив благовестие от Евангелия, от тех людей земли, пошел за Христом. Они и говорят нам: «Вот и ваш долг, по-человечески так же надо идти за Богом».
Что мы умнее их? Что мы сильнее их? Что им было надо идти за Богом, а нам не надо? Так посмотрите же: ХХ век, какой он был, чем он был насыщен — кровавой трагедией русского народа. И сегодня также стремятся, также желают, также нас одергивают, не пуская ко Христу, теми пресловутыми декларациями о свободе личности. Какую нам надо свободу? Чтоб не грешить? Она есть у нас. На демонстрациях мы с вами не будем кричать: «Долой и да здравствует!», — не будем брать знамена, расшатывающие Россию.
Мы знаем: мы христиане, у нас есть свой порядок жизни, своя дорога к вечности. К вечности, а не к земному благополучию. И нам не нужны западные учения, говорящие о том, что «ты свободен»: что хочу то и ворочу, кому угодно молюсь, как угодно совершаю жизнь, «я не буду почитать наших властей» (а всякая власть от Бога) и прочее, прочее.
То есть надо жить так, как жили люди христианской веры, люди молитвы. И если они могли, если им было доступно в их такое же трудное время не отказываться от Христа, не предавать Спасителя, а ярко благовествовать об этом, так почему же мы не совершаем? Да потому, что сердце наше, сознание и наши греховные стремления от нас закрывают великий яркий Свет, который нас зовет: «Иди к вечности, но через храм, через молитву, через наши житейские испытания». И если бы все святые, которых мы вспоминаем, отказались бы в то далекое время от веры, когда мечом и огнем нас уничтожали на заре христианства, мы бы не дожили. И если бы наша Святая Русь также в жестокое время братоубийства и войны против веры нашей, начиная с 1917 года, отказалась бы от Христа — едва ли была бы Россия, ее давно растоптал бы немецкий сапог, ее давно растоптали бы наши междоусобные брани. К чему и сегодня стремится СНГ — жить без России. Без России не проживешь, без наших, говоря прямо, Иванов, ничего не получится. <…>
Потому что забыли Бога, забыли то, что надо совершать, что надо хранить, как надо защищать не только душу, но и тело, не обращаясь к Западу. А Запад нам добра не принес, начиная со времен Петра I. Он открыл окно в Европу, к нам и полилось и посейчас все льется, и льется, и льется. Посейчас нас учат, и учат, и учат, как одеваться, какие песни слушать, какие «кина» смотреть, о чем надо думать и что защищать. Вот это боль русского сердца: поколение ваше, как и мое в ХХ веке, забыло извечные истины, истины веры в Бога: молиться Богу, идти за Богом. Легкодоступный путь каждого человека, каждого россиянина: он должен быть верующим. Русский — значит православный, не адвентист, не саентолог, не идущий в так называемую церковь Державной иконы Божией Матери… <…> Не хотят некоторые посмотреть на примере наших праздников, на примере нашей веры на сегодня, на вашем примере, почему же вы, их сродники, их одногодки, такие же люди этого времени, нашли дорогу в храм Божий, а не к сектантам. Гордость, надменность, ненависть ко всему русскому. Это очень больно. <…>
Пусть праздник Всех святых, во всем мире воссиявших, кто отдал свою жизнь, кто нес подвиг Христа Спасителя, кто нам открыл всю духовную мощь жизни в вере, во Христе, и то, что мы за это получаем, говорит, что надо и учиться у них, иметь наших христианских наставников, христианских учителей, наших праведников. Нам не надо чужих изгоев и предателей нашей российской жизни.
Мы 1000 лет с вами стоим и будем стоять, пока стоит мир физический за их молитвы, за их любовь, за то, что они нас не оставляют. Но мы должны, неразумные дети наших дней, нашего времени, отозваться верой, молитвой и любовью к Православию, к нашей Отчизне.
Аминь.
Фрагмент и иллюстрации предоставлены издательством GRAFO