Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Ирины Артемьевой, которая стала победительницей II сезона Конкурса среди учеников 10-12 классов
АРТЕМЬЕВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА
Гнилицкая православная гимназия
Педагог: Леюшкина Татьяна Ивановна
Религиозные мотивы в романе И.С.Шмелева «Пути небесные»
Заочный этап
В XIX-ом веке, «золотом» веке русской литературы, усиливается интерес отечественных писателей и поэтов к библейским сюжетам и образам, . Обращение литературы к христианскому наследию для них выражало и преемственность культур, и связь времен. Поиск поэтами и писателями духовного света в этой «Книге книг» укрепляло их во времена тревожных предчувствий и предсказаний, веяний и настроений, волнующих и смущающих душу. Устремленность великих людей к свету истины была похожа на подготовку к достойному противостоянию грядущим трагедиям, падениям в бездуховность и мрак, которые принес с собой XX век.
В страшные дни преследований, репрессий, изгнаний писатели и поэты взывали к христианским мотивам и библейским образам с целью защитить праведность тех основ традиционной культуры и нравственности, что созидались многими столетиями.
Таково значение библейских мотивов и в творчестве писателя И.С. Шмелева, уехавшего после страшных испытаний из своей страны и прожившего большую часть жизни в эмиграции в Париже, терпя в душе великую скорбь и боль за судьбу, постигшую Россию. Именно его стремление возродить ее лик, не забыть ту праведность и твердость Духа, чистоту, испокон веков являющимися основами христианской жизни, послужило обращению писателя к мудрости Библии, использованию тех самых религиозных мотивов в своих произведениях, о которых говорилось выше, и которые были так распространены в творчестве великих мастеров русской литературы.
Многие жизненные события и переживания находили яркое отражение в его произведениях. Основными идеями и мотивами его творчества были православные традиции в жизни русских людей, сокровенность веры, существование Чуда; желание «вспомнить прекрасное лицо Родины», увидеть его, питаться им духовно; необходимость страдания, трагедия России.
Роман «Пути небесные» был одним из последних произведений писателя. В его сюжетную основу положена реальная история инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера, дяди супруги самого Шмелева, и Дарьи Королевой, живших в конце XIX века близ Оптиной пустыни. Кроткая и глубоко верующая девушка способствовала нравственному перерождению Виктора Алексеевича. Писателем задумывался новый тип романа, основанный на сознательно православном мировоззрении. Сам автор называл его «опытом духовного романа».
Одним из главных христианских мотивов в романе является мотив пути от неверия к свету веры. Возможность и чудесная неизведанная тайна Пути преображения, жажда познания этой тайны – раскрытие чуда веры в Христа, его доступность даже самым отошедшим, далеким. И Виктору Алексеевичу предначертано было проделать огромную работу внутри себя, чтобы от веры в «ничего» прийти к искренней живой вере в Бога, и, как было предначертано, к благочестивой жизни монаха.
Ирина Михайловна Артемьева
Надо отметить, что с точки зрения Шмелева, нельзя обрести веру путем сложных философских рассуждений, путем разума; по мнению писателя, это не только не возможно, но и губительно. И Шмелев показывает другие пути познания этой тайны главным героем: познание через соприкосновение с духовной чистотой веры Дариньки, лишенной всяких сомнений.
Путь от неверия к свету веры является главенствующим в христианской традиции, в которой, по словам Христа, «и не будь неверующим, но верующим», и «блаженны не видевшие и уверовавшие». Мотив обретения веры в русской литературе и жизни русской интеллигенции имеет очень важное и глубокое значение. В предреволюционные годы очень многие уходили от истинного света, увлекались идеями, чуждыми христианской традиции и мироощущению православного человека. Но были и такие, как, например, А.С. Пушкин, которые последовали по верному пути, ведущему от сомнений и неверия – к вере, от идеи разрушения – к идее созидания. Следуя здесь традиции русских классиков, И.С.Шмелев глубоко затрагивает этот вопрос, пытаясь понять тайну преображения, проникнуть в суть Чуда, хотя и несколько по-своему его интерпретирует: для него важным является возможность спасения и обретения веры одним человеком через силу и чистоту веры другого.
Следующим важным мотивом в романе можно назвать проявление Промысла Божия или, как это называет сам автор, «путей небесных». В христианской религии одна из основных идей –та, которая говорит, что во всех событиях жизни человека присутствует Высший Промысел. Иными словами, Господь мудро указывает нам Путь к Спасению. Понимание и осмысление этого Промысла приравнивается к принятию самой веры в Бога.
И в романе И.С. Шмелева мы видим стремление писателя во всей красоте открыть свершение этого Промысла, его непрестанное пребывание в жизни главных героев, порой ясно видимое, порой сокровенно-неразгаданное. Герои романа проделывают достаточно долгий и тяжкий путь к обретению истинных Путей. Только после греховных падений, страстей и страданий видят и познают они великую мудрость начертанного и назначенного.
Взгляд И.С. Шмелева на явление Промысла Божия в нашей жизни очень сходен с принятым в христианской традиции видением этого вопроса. Автор видит проявление Промысла как великую и мудрую Милость Бога, ведущую человека ко спасению и свету.
В «Небесных путях» писатель также затрагивает мотив утешения, который в русской православной традиции тесно связан с такими явлениями, как старчество и святость. Человек, по духовной «слепоте» своей, порой не в силах выйти из сетей греховных, и Господь посылает людям в утешение и помощь просветленных, с зорким внутренним оком, старцев –прозорливцев. Значение старцев для каждого идущего к Богу человека велико: им доступно и открыто Небесное, сокровенное; верное слово и совет, который словно истинный Свет для каждого человека. Именно после встречи со старцем- прозорливцем Варнавой в душу Дариньки вновь входит ощущение покоя и чистоты. Полностью вверяясь словам старца, она ясно понимает, для чего и как нужно теперь жить. В изображении этой её готовности полностью ввериться словам прозорливца, Шмелев схож с Достоевским, который в своем романе «Братья Карамазовы» рассуждал о старчестве: «Что же такое старец? Старец – это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотречением»
С мотивом утешения в романе очень тесно связаны образы святых угодников Божиих. Эти образы во многом влияют на преодоление главными героями страстей и нахождения «путей небесных».
Описывая святых как утешителей страждущих душ, хранителей от зла и уныния, И.С. Шмелев крайне близок православной традиции, в которой к святым всегда тянулось множество людей в надежде получить мудрый совет. Они всегда олицетворяли собой Божью милость, явленную на земле, приближали людей своей всепокрывающей и всепрощающей любовью к свету Истины.
Особое внимание необходимо уделить тому, как рисует Шмелев образ Дариньки, который можно сопоставить с образом «невесты Христовой». В русской литературе уже встречался образ подобной героини, с детства предназначенной Богу, приготовленной не для мирской жизни. Речь идет о Катерине из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Достаточно вспомнить, с какой неземной радостью посещала она богослужения, как упархивала ее душа в какой-то другой, почти ангельский мир. Но ее против желания и воли отдают в другую жизнь, совершенно ей чуждую. Именно это приводит ее душу к гибели.
И в «Путях небесных» пред нами возникает образ девушки, чрезвычайно похожий на Катерину из «Грозы» Островского. Дариньку также вырывают из праведной, светлой жизни, не по ее воле, а скорее по неопытности и наивности. Но в романе Шмелева это приводит героиню и Виктора Алексеевича к спасению. Автор стремится вновь указать на действие Промысла, на предначертанность Пути. Даринька должна была пройти через духовное падение, грех и очищение. Она становится более мудрой и глубокой; только теперь девушка готова вести по дороге веры своего любимого.
С образом Дариньки связан еще один очень важный эпизод, встречающийся прежде в русской литературе. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова дает Раскольникову Евангелие, который тот берет с собой в Сибирь. Этот жест можно прямо соотнести со словом о том, как через одного человека приходит к вере другой. Соня дает Священную Книгу, в которой сокрыты самые глубокие и сокровенные ответы на мучающие человека вопросы, раскрыта суть христианской веры. И здесь снова заметно очень близкое восприятие веры Ф.М.Достоевским и И.С.Шмелевым. В «Путях небесных» Даринька дарит Вейденгаммеру Евангелие. Сокровенно важный момент обозначен в романе тем «путем в небе», который уже полностью осознан, понят и принят ими.
Образ Дариньки, по мысли Шмелева, должен быть тесно связан с мотивом грехопадения, искупления и покаяния. Именно в ее душе происходит «духовная брань» человека со своими страстями, без которой невозможно спасения души в вечном мире. Этот мотив глубоко соприкасается с творчеством Ф.М. Достоевского, у которого именно это духовное противостояние человека греху, силам зла встречается во многих произведениях. И.С. Шмелев сходен с ним, когда пишет о Дариньке: « Душа ее…сделалась полем брани между Господним Светом и злою тьмою». Здесь Шмелев также близок к православной аскетике, где чрезвычайно глубоко и тяжело происходит борение души человека с искушающими помыслами, мирскими соблазнами.
И, наконец, в этом романе в новом аспекте рассматривается мотив обрядности. Писатель изображает её, как благолепную красоту, производящую сильное и глубокое впечатление даже на человека далекого от Церкви и веры. К примеру, после участия в крестном ходе скептик Виктор Алексеевич весь наполняется восторженной, чистой детскостью, готовностью всем сердцем уверовать во Христа.
Писатель во многом следовал основам христианской традиции, включая основные ее аспекты в духовную жизнь героев романа. Такие мотивы, как мотив пути от неверия к вере, мотив Промысла Божия в нашей жизни, мотивы покаяние и искупления, мотив утешения были близки самому писателю и получали глубокое раскрытие в изображении героев Дариньки и Виктора Алексеевича. И.С. Шмелев идет по пути русских классиков литературы XIX столетия; он трактует религиозные вопросы исключительно самостоятельно, смотри на них через призму собственного опыта, но при этом часто неразрывно связан с традицией. Ближе всех по уровню восприятия и понимания духовной жизни Шмелев к Ф.М. Достоевскому. Именно у них христианская вера и духовное восприятие окружающего поставлены выше других тем а поступки героев оцениваются с христианской точки зрения.
В страшные для России и православной веры годы И.С.Шмелев находит в себе силы обратиться к библейским мотивам и образам, сохраняя в своем сердце огонь православной веры. Он продолжает связь литературы с Библией, начавшуюся в «золотом веке» русской литературы, следуя заветам великих поэтов и писателей о христианском духе, добре, истинной любви, милосердии, совести и покаянии.