Санкт-Петербургская (Ленинградская) епархия в 1944–1991 годах

Санкт-Петербургская (Ленинградская) епархия в 1944–1991 годах
Фото: Сидят: архимандрит Кирилл (Гундяев, будущий Святейший Патриарх), митрополит Никодим (Ротов), протоиерей Игорь Ранне. Крайний слева стоит Герман Ветров (будущий епископ Маркелл)
Сборнику «Санкт-Петербургская (Ленинградская) епархия в 1944–1991 годах: документы и лица», составленного Михаилом Шкаровским, присуждено второе место в номинации «Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2022 года

Предлагаемое читателю издание представляет собой сборник документов, посвященный церковной истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в советский период — с 1944 по 1991 годы. Строго документальная история различных епархий Русской Православной Церкви во второй половине XX века еще практически не написана, основной причиной этого является слабость источниковедческой базы, почти полное отсутствие публикаций архивных документов. Отдельные небольшие сборники, документальные подборки на страницах научных журналов и альманахов появились только в последнее время, но они не могут полностью заполнить сложившийся источниковедческий вакуум.

Данное издание посвящено истории Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии, которая в силу особого положения «Северной столицы» очень важна для понимания процессов, происходивших во всей Русской Православной Церкви. Бывшая столица Российской империи — город святого апостола Петра, который во второй половины XX века играл значительную роль в церковной жизни страны. Ленинградскими митрополитами в этот период была целая плеяда выдающихся архиереев: митрополиты Алексий (Симанский), Григорий (Чуков), Елевферий (Воронцов), Гурий (Егоров), Питирим (Свиридов), Пимен (Извеков), Никодим (Ротов), Антоний (Мельников), Алексий (Ридигер) и Иоанн (Снычев), некоторые из них в дальнейшем стали Патриархами Московскими и всея Руси.

Хронологические рамки сборника ограничены 1944 годом — началом активного развития церковной жизни после значительного изменения советской религиозной политики и 1991 годом — прекращением существования СССР. Издание является продолжением более раннего сборника документов Центрального государственного архива Санкт-Петербур­га: «Санкт-Петербургская епархия в ХХ веке в свете архивных материалов, 1917–1941. Сборник документов / Сост.: М. В. Шкаровский и Н. Ю. Черепенина. СПб.: Лики России, 2000».

Сборник состоит из пяти разделов, при этом наибольшее число документов посвящено событиям в городе святого апостола Петра. В первом разделе помещены материалы за 1944–1953 годы — период изменения советской религиозной политики и возрождения церковной жизни на завершающем этапе Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. К лету 1941 года церковная организация в СССР была почти полностью разгромлена. На всю Ленинградскую епархию — одну из крупнейших в стране — оставался лишь 21 православный храм, в том числе в Ле­нинграде — 8 (три собора, три небольших кладбищенских, два на окраинах — в Коломягах и Лесном), в его пригородах — 5 (по одной в Пушкине, Петергофе, Колпино, Парголово, Лисьем Носу). Число священнослужителей как Патриаршей Церкви, так и обновленцев и иосифлян в городе не превышало 20 человек. Однако с унич­тожением большей части духовенства не исчезла потребность колос­сального количества людей в религии. Это ярко показали результаты переписи 1937 г., включавшей вопрос о вере в Бога, более половины ответов на него были положительными. Церковь выстояла, несмотря на самые жестокие гонения.

65.jpg
Святейший Патриарх Алексий (Симанский) и митрополит Григорий (Чуков) на торжественном акте по случаю открытия ЛДА 14 октября 1946 года

В годы Великой Отечественной войны ситуация существенным образом изменилась. С первых же дней войны духовенство «Северной столицы» посвятило себя защите Родины. Действовавшие весь период блокады 10 православных храмов активно способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил ленинградцев. Это не могли не учитывать городские власти, их церковная политика начала меняться еще до существенного изменения общегосударственного курса.

В первые месяцы войны значительная часть Ленинградской области, включавшей тогда Псковскую и Новгородскую, была оккупирована немецкими войсками. Здесь около двух с половиной лет успешно действовала Псковская Православная Духовная Миссия, ставшая исключительным явлением всей церковной жизни страны в период оккупации. Согласно подсчетам автора сборника, к началу 1944 года на оккупированной территории Ленинградской области функционировали не менее 390 храмов, в том числе 193 в Псковской епархии, 117 — в Ленинградской и 82 — в Новгородской епархии.

В 1943 году целый ряд факторов заставил нормализовать отношения советского руководства с Православной Церковью. В их числе было и обращение в ходе войны к русским национальным патриотическим традициям, и стремление нейтрализовать воздействие нацистской пропаганды, представлявшей Германию защитницей христианства в России. Немаловажную роль сыграли и отношения с союзниками. 8 сентября 1943 года в Москве состоялся Собор епископов, на котором 19 иерархов единогласно избрали Патриархом Московским и всея Руси Сергия (Страгородского). Церкви разрешили в ограниченном масштабе открывать храмы, монастыри, духовные учебные заведения и т. д.

Эти благоприятные изменения вскоре сказались и на судьбе ленинградского духовенства. Практически прекратились репрессии против священнослужителей Московского Патриархата. С осени 1943 года представителей духовенства стали привлекать к участию в городской и областной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. 11 октября 1943 года — впервые за все годы советской власти — 12 ленинградским священнослужителям были вручены правительственные награды — медали «За оборону Ленинграда». Всего же правительственные награды получил 21 ленинградский священнослужитель, в том числе 12 — две медали: «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (21 октября 1946 года). Происходили и другие перемены. 14 декабря 1943 года Ленинградскому митрополиту разрешили иметь технический аппарат, и 15 апреля 1944 года в здании Николо-Богоявленского собора открылась епархиальная канцелярия. В этот же период были изжиты церковные расколы (док. № 10).

15 мая 1944 года скончался Патриарх Сергий. В этот же день Священный Синод принял постановление о вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского)[1]. 2 февраля 1945 года он был единогласно выбран на Всероссийском Поместном Соборе Патриархом Московским и всея Руси. Еще 26 мая 1944 года временно управляющим епархией стал архиепископ Псковский и Порховский Григорий (Чуков), назначенный в сентябре 1945 года митрополитом Ленинградским и Новгородским (док. № 7, 16)[2].

После освобождения в 1944 году оккупированной территории Ленинградской области значительная часть действовавших там храмов осталась открытой. На 1 ноября 1944 года в списке действующих церквей области значились 184 храма, в том числе в Ленинградской епархии 64, Новгородской — 42 и Псковской — 78[3]. Постепенно начали передавать верующим и некоторые ранее закрытые церкви в другой части области и в самом Ленинграде. Первые два заявления об открытии храмов от верующих в Ленин­градской епархии поступили в декабре 1943 года. Затем подобные заявления, вследствие массового обращения в годы войны людей к вере, хлынули потоком (док. № 3, 8, 15). 19 октября 1944 года Совнарком принял решение об открытии храма в г. Тихвине — первого в епархии[4].

На заключительном этапе войны продолжался активный сбор средств верующими в фонд обороны. Общая сумма патриотических взносов духовенства и мирян Ленинградской епархии за июль 1941 – июнь 1945 года составила 17 млн. 423,1 тыс. рублей, в том числе 16 млн. 274,5 тыс. рублей собрали жители «Северной столицы». Кроме того, за вторую половину 1945 года ленинградцы внесли в фонд помощи семьям военнослужащих еще 475 тыс. рублей[5].

Своеобразным признанием роли духовенства в обороне Ленинграда стало выступление в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе над нацистскими преступниками протоиерея Николая Ломакина. Это был единственный священнослужитель, выступивший представителем СССР (док. № 28). Празднование Пасхи в мае 1945 года в «Северной столице» проходило без всяких ограничений: впервые за военный период были разрешены ночные богослужения, крестные ходы, организована массовая выпечка куличей и изготовление пасхи, которые свободно продавались в магазинах (док. № 21).

66.jpg
Вид ЛДА со стороны парадного входа. 1940–50-е годы

Изменение советской религиозной политики носило во многом показной, временный характер. И все же Православная Церковь начала возрождаться в годину тяжелых испытаний для русского народа. Она была вместе с ним, в том числе и в порой нечеловеческих условиях блокадного Ленинграда, заслуженно укрепив свой авторитет и расширив влияние.

Осенью 1945 года процесс сокращения церквей епархии из-за закрытия храмов на бывшей оккупированной территории прекратился, а затем их число вновь стало возрастать. В ноябре Совнарком принял решение открыть Троицкую церковь в пос. Всеволожский, Троицкую церковь («Кулич и Пасха») в Воло­дарском районе Ленинграда, Пресвятой Богородицы в с. Рогожа Волховского района, Никольскую в пос. Саблино Тосненского района и Ильи Пророка в с. Черное Мгинского района (док. № 34). Официальное решение об открытии Смоленской церкви и часовни Ксении блаженной на Смоленском кладбище было принято в 1946 году[6]. Однако все прошения об открытии крупных ленинградских соборов — Троице-Измайловского, Сампсониевского и других власти отклонили (док. № 6, 11).

Важным событием в жизни Ленинградской епархии было возобнов­ление в ней после длительного перерыва духовного образования. В марте 1945 года Совнарком разрешил организацию Богословско-пастырских курсов, для которых передали часть здания бывшей Духовной семинарии[7]. 22 ноября 1945 года, несмотря на противодействие районных властей, состоялось торжественное открытие курсов (док. № 26)[8]. А всего через год — 1 сентября 1946 года — в Ленинграде под своим тра­диционным названием «Академия» возобновила работу высшая бого­словская школа (док. № 33), в 1948 году в ней открылся единственный в стране заочный сектор (док. № 50).

После окончания Великой Отечественной войны важной задачей, которую удалось решить в короткие сроки, было восстановление пострадавших от бомбардировок и обстрелов храмов. Некоторое время еще продолжали открываться новые храмы. Так, осенью 1946 года начались богослужения в церкви св. ап. Иоанна Богослова Ленинградской Духовной Академии, а в 1948 году — в крестовой церкви св. кн. Александра Невского в переданном для резиденции митрополита Духовском корпусе Александро-Невской Лавры (док. № 51, 55, 57)[9]. Всего в 1944–1948 годах в епархии было открыто 17 церквей (док. № 65).

С осени 1948 года советская религиозная политика снова начала ужесточаться. Одним из средств борьбы с религией в это время была тяжелая система налогообложения для общин храмов и священнослужителей, которая применялась и раньше (док. № 40, 60, 75)[10]. Весной 1949 года произошла высылка некоторых священнослужителей из Ленинграда (док. № 52, 54, 58). В этом же году была снята с регистрации община церкви с. Лаврово Мгинского района (док. № 62) и т. п. Однако возобновления массовых антирелигиозных гонений в тот период не случилось. Смерть И. В. Сталина 5 марта 1953 года была отмечена панихидами во всех храмах епархии (док. № 92–97).

Во втором разделе помещены материалы за 1953–1958 годы — период дальнейшего развития церковной жизни в Ленинградской епархии и стране в целом. Уже летом 1953 года митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) небезуспешно начал ходатайствовать о передаче Церкви всего здания дореволюционной семинарии и Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры (док. № 98, 99), а также об освобождении арестованного профессора Духовной Академии А. И. Макаровского (док. № 100, 106–109). При этом митрополит Григорий активно боролся со всеми попытками начать новую антирелигиозную кампанию в 1954 году (док. № 111, 113–115).

Середина 1950-х годов характеризовалась некоторым смягчением советской церковной политики, что проявлялось различным образом. После разоблачения культа личности Сталина власти реабилитировали многих репрессированных в 1920–1930-е годах священнослужителей, и общины епархии взяли на себя выплату пособий их близким родственникам. В 1956 году верующим был возвращен Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, реставрационные работы в котором потребовали значительных сумм (док. № 124, 127, 130, 131)[11].

В третьем разделе помещены материалы за 1958–1964 годы. Этот период характеризуется проведением ожесточенной антирелигиозной кампании, последней в истории СССР. С осени 1958 года положение Ленинградской епархии и Русской Православной Церкви в целом резко ухудшилось. Начались так называемые «хрущевские гонения», когда руководство коммунистической партии официально ставило цель полной ликвидации религиозных организаций в стране. Советские власти закрывали храмы (док. № 151, 156, 162, 172, 174), монастыри, Духовные учебные заведения (док. № 142, 147, 150, 185), пресекали паломничества к святым местам (док. № 141), резко повысили налоги (док. № 162), провели массовую чистку церковных библиотек, запретили совершать молебны на дому, от священников требовали предоставления письменного варианта проповедей, оказывали давление на различные категории верующих, вплоть до полного запрещения некоторым из них (подростки, военнослужащие и др.) посещения храмов (док. № 146), ввели обязательную регистрацию всех треб и т. д.

Путем различных методов — шантажа, подкупа, угроз — в конце 1950-х — начале 1960-х годов в Ленинградской епархии удалось склонить к отречению от сана и веры 5–6 священнослужителей (док. № 145)[12]. Почти всех отрекшихся от сана священников пытались использовать в агитационных целях, однако сколько-нибудь существенного воздействия на верующих эта акция не оказала. Ренегаты вызывали лишь презрение, и впоследствии от подобной практики властям пришлось отказаться. Ответом на использование властями ренегатов стало появление в 1958 году религиозного самиздата, первые образцы которого — открытое письмо священника Сергия Желудкова и стихотворение «Новый Иуда» — публикуются в сборнике (док. № 133, 135).

В июле-августе 1961 года власти попытались провести тотальную «чистку» духовенства епархии, сократив его почти на 40%, изгнав наиболее бескомпромиссных. Митрополит Ленинградский Гурий (Егоров) не стал в этом участвовать, не издал ни одного указа, но через церковные советы уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви Г. С. Жаринову удалось уволить 29 из 60 намеченных священнослужителей (док. № 159, 161, 166, 182).

Первая половина 1960-х годов стала временем не только закрытия храмов, но и массового сноса их зданий. Снисхождения не делалось даже памятникам ар­хитектуры. Попытки объяснить эти разрушения нуж­дами благоустройства и строительства не выдерживали критики. Чинимые насилия даже в обстановке тех лет вызывали возмуще­ние не только верующих. О всплесках негодования, особенно в первой половине 1960-х годов, говорится в целом ряде документах (док. № 158, 198 и др.).

Большой вклад в срыв антирелигиозной кампании властей внес занявший Ленинградскую кафедру 7 октября 1963 года митрополит Никодим (Ротов). Уже первым своим распоряжением он отменил предварительное предоставление текста проповедей духовенством окружным благочинным (док. № 202). Пригласив учиться в Ленинградскую Духовную Академию шесть студентов-африканцев, митрополит спас ее от закрытия (док. № 214). При владыке Никодиме фактически прекратились и закрытия храмов.

97.jpg
Ректор академии архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев)

В четвертом разделе помещены материалы за 1964–1984 годы. Завершившаяся осенью 1964 года открытая антицерковная кампания в итоге провалилась. Падению Н. С. Хрущева сопутствовало почти немедленное смягчение курса религиозной политики. Опасаясь социального взрыва, новое руководство страны предприняло ряд мер, снимавших общественное напряжение в церковной сфере. Массовые гонения на религиозные организации прекратились, но атеистическая политика осталась.

Во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х годов антирелигиозная направленность политики советского государства сохранялась в результате общей идеологической ориентации советского общества на массовый атеизм и живучести утопии построения коммунизма. В этот период по-прежнему желание родителей воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными убеждениями расценивалось как «искаженное понимание родителями своих прав и обязанностей». Интересы атеистического государства ставились выше частных интересов граждан[13].

Советские власти препятствовали поступлению выпускников ВУЗов в монастыри и духовные учебные заведения (док. № 216, 239–242), требовали закрыть часовни, самовольно используемые верующими (док. № 217), тщательно следили за проведением церковных обрядов (док. № 218, 219), за совершением праздничных богослужений (док. № 229), пытались закрывать отдельные храмы (док. № 220, 226, 227), препятствовали паломничествам к монастырям (док. № 235), поклонению «святым местам» (док. № 237). При этом после прекращения открытых гонений посещаемость православных храмов и их доходы заметно выросли. Это наглядно видно по различным отчетным материалам (док. № 215, 230).

В пятом разделе помещены материалы о жизни епархии в годы «перестройки». Этот период характеризуется началом бурного церковного развития по мере ослабления идеологического и административного давления советских властей. В Ленинградской Духовной Академии и семинарии, ректором которой до декабря 1984 года служил будущий Патриарх Московский и всея Руси архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев), уже в середине 1980-х годов произошло существенное увеличение числа учащихся, расширились научные и культурные связи (док. № 243, 244, 247).

Стараниями другого будущего Патриарха — митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) митрополии начали передавать здания Александро-Невской Лавры (док. № 245), два дома на Каменном острове. В 1987 году была открыта часовня Ксении блаженной на Смоленском кладбище, образован церковно-исторический архив при Ленинградской митрополии (док. № 246), создано православное братство «Душепопечение святой блаженной Ксении Петербургской» (док. № 249). Важным рубежом стало масштабное празднование 1000-летия принятия христианства на Руси в июне 1988 года (док. № 250). Вскоре началась канонизация новомучеников (док. № 254). Существенно выросла посещаемость православных храмов и число совершенных треб (док. № 255). В 1990 году начал выходить журнал «Вестник Ленинградской Духовной Академии» (док. № 256), было открыто сразу несколько церквей, в частности, храма Спаса Нерукотворенного Образа на Конюшенной площади (док. № 258).

8 июня 1990 года Поместный Собор Русской Православной Церкви прославил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, и в это же время в «Северной столице» началось возрождение Иоанновского женского монастыря, первоначально в качестве подворья Свято-Успенской Пюхтицкой обители (док. № 259–260). В Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру были возвращены из Музея истории религии и атеизма мощи святого благоверного князя Александра Невского. Таким образом, в городе святого апостола Петра возродилось почитание ее небесных покровителей, а в 1991 году епархия вновь обрела свое историческое название — Санкт-Петербургская.

В отечественной и зарубежной историографии существует немного трудов, специально посвященных Санкт-Петербургской епархии в 1944–1991 годов. Одной из первых работ стал раздел в сборнике «Очерки по истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1995». Однако данная книга является церковным изданием и не пре­тендует на роль научного исследования. Следует упомянуть и справочники петербургских ученых С. С. Шульца, А. П. Крюковских, А. В. Кобака и В. В. Антонова, содержащие информацию о судьбе православных храмов города в со­ветский период[14]. Со временем вышли и некоторые исследовательские работы, в частности, кандидатская диссертация Е. В. Шуньгиной[15]. Некоторые сюжеты истории епархии на заключительном этапе Великой Отечественной войны и в послевоенный период осветил в своих монографиях составитель сборника — М. В. Шкаровский[16]. Целый ряд общих работ по истории Русской Православной Церкви рас­сматривают отдельные аспекты избранной темы. В этой связи можно упомянуть монографии В. А. Алексеева, Д. В. Поспеловского, О. Ю. Васильевой, М. И. Одинцова, С. Л. Фирсова, Т. А. Чумаченко, И. В. Шкуратовой, И. И. Масловой и др.[17] 

Значительную ценность имеют общие исторические труды священнослу­жителей, хотя некоторые из них не издавались и представляют из себя машинописные рукописи, возможность знакомства с которыми ог­раничена. Среди опубликованных работ выделяются книги митрополитов Мануила (Лемешевского), Иоанна (Снычева), протоиереев Владислава Цыпина, Владимира Сорокина, Алексия Марченко[18]. Прав­да, в силу объективных причин, вся эта литература име­ет в определенной степени ограниченную источниковую базу. Таким образом, предлагаемый читателю сборник частично восполняет существующий пробел.

Среди вышедших сборников документов, в которых встречаются материалы по избранной теме, следует выделить издания: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», «Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944–1953 гг.» и «Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945–1970 гг.»[19].

Составитель изучил обширный документальный материал, хранящийся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербур­га. Основой его стали документы фондов Ленинградских уполномоченных Советов по делам Русской Православной Церкви и по делам религий, различных административных  органов советской власти, главным образом Ленгорисполкома и Леноблисполкома. Интересный комплекс церковных докумен­тов за 1943–2020-е годы хранится в Архиве Санкт-Петербургской епархии, прежде всего в фонде Канцелярии митрополитов Ленинградских (Санкт-Петербургских), делах отдельных храмов и личных делах священнослужителей. Они были изучены автором сборника, опубликовавшим целый ряд документов этого архива. Привлекались и материалы Канцелярии Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга.

При составлении сборника также помогло использование дел Государственного архива Российской Федерации из фонда Совета по делам Русской Православной Церкви, Российского государственного архива социально-политической истории и Архива Президента Российской Федерации. Важная информация для написания комментариев была почерпнута из материалов Архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и области, где хранятся следственные дела священнослужителей, в том числе за послевоенный период.

В сборнике помещена лишь небольшая часть выявленных доку­ментов, археографическая обработка которых проведена в соответ­ствии с «Правилами издания исторических документов». При отборе составитель стремился познакомить чита­телей не только с наиболее информационно насыщенными материа­лами, но также показать различные виды документов, многообра­зие которых позволяет проникнуться духом эпохи, понять сложность и неоднозначность прошедших событий. Материалы по истории Церкви сохранились главным образом в фондах тех учреждений, которые контролировали ее деятельность. Поэтому составите­ль включил в сборник некоторые документы из православных пе­риодических изданий, в частности «Журнала Московской Патриархии» и «Православного Вестника в Канаде».

Без оговорок исправлялись явные опечатки, описки, граммати­ческие ошибки. В квадратные скобки брались слова, внесенные со­ставителями в текст для его лучшего понимания, и восстановленные сокращения, за исключением общепринятых. Заголовки докумен­тов составлены в несколько сокращенном варианте. Наличие или отсутствие приложений, упоминаемых в публикуемых документах, не всегда оговаривалось. Воспро­изводились только резолюции и пометы, имеющие принципиальное значение для оценки документа и понимания событий. Делопроиз­водственные пометы, подчеркивания и расписки об ознакомлении не воспроизводились и не оговаривались. Даты приводятся по ново­му стилю, в случае, если даты устанавливались составителями, то это оговаривалось в подстрочных примечаниях. В этих примечани­ях, размещенных после каждого документа, воспроизводятся зачеркнутые слова и фразы, пометы, оговаривается отсутствие или неразборчивость подписей, текстуальные неточности, некоторые опущенные части текста.

Сборник подготовил главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, доктор исто­рических наук Михаил Витальевич Шкаровский. Составитель выражает глубокую благодарность за оказанную значительную помощь главному методисту Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Надежде Юрьевне Черепениной.


Библиография

  1. Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 11. П. 11. Д. 42а; Оп. 7. Д. 32; Д. 33; Д. 34.
  2. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 9324. Оп. 1. Д. 7; Д. 13; Д. 21; Д. 22; Д. 24; Д. 26; Д. 30; Оп. 2. Д. 79.
  3. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991.
  4. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010.
  5. Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944–1953 гг. Документы российских архивов: в 2 тт. / Сост. Т. В. Волокитина, Г. П. Мурашко, А. Ф. Носкова. М., 2009.
  6. Журнал Московской Патриархии. 1944. № 5.
  7. Иванов А. И., Лобазов П. К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. М., 1973.
  8. Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 2005.
  9. Крюковских А. П. Петербургские храмы. СПб., 2009.
  10. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1863 по 1965 годы. Т. 1–6. Эрланген, 1979–1989.
  11. Марченко А., прот. «Хрущевская церковная реформа». Очерки церковно-государственных отношений (1958–1964 гг.) (по материалам архивов Уральского региона). Пермь, 2007.
  12. Маслова И. И. Вероисповедная политика в СССР: поворот курса (1985–1991 гг.). М., 2005.
  13. Маслова И. И. Советское государство и Русская православная церковь: Политика сдерживания (1964–1984 гг.). М., 2005.
  14. Одинцов М. И. Государство и церковь в России XX век. М., 1994.
  15. Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945–1970 гг.: в 2 тт. / Под ред. Н. А. Кривовой, отв. сост. Ю. Г. Орлова, сост. О. В. Лавинская, К. Г. Лященко. М., 2009.
  16. Поспеповский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.
  17. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сборник документов / Отв. сост. О. Ю. Васильева. М., 2009.
  18. Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005.
  19. Фирсов С. Л. Апостасия. «Атеист Александр Осипов» и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. СПб., 2004.
  20. Фирсов С. Л. Время в судьбе: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века. СПб., 2005.
  21. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997.
  22. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999.
  23. Шкаровский М. В. Город на все времена. СПб., 2010.
  24. Шкаровский М. В. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда в годы Второй мировой войны. Церковь и власть в осажденном городе. Саарбрюккен, 2013.
  25. Шкаровский М. В. Религиозная жизнь Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015.
  26. Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX–XXI вв.: в 2 тт. СПб., 2015–2016.
  27. Шкуратова И. В. Советское государство и Русская православная церковь: проблемы взаимоотношений в области внешней и внутренней политики в послевоенные годы. М., 2005.
  28. Шульц С. С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 1994.
  29. Шуньгина Е. В. Политика Советского государства в отношении Русской православной церкви в 1940–1950-х гг.: возвращение культовых зданий церкви (на материалах Ленинграда): дис. … канд. ист. наук. СПб., 2009.

[1] Журнал Московской Патриархии (ЖПМ). 1944. № 5. С. 1.

[2] Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 9324. Оп. 1. Д. 13. Л. 34.

[3] Там же. Д. 7. Л. 115–116; Д. 13. Л. 90.

[4] Там же. Д. 24. Л. 22; Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 11. П. 11. Д. 42а. Л. 2.

[5] ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 22. Л. 10, 22, 24.

[6] Там же. Д. 21. Л. 13–22; Д. 24. Л. 112-113, 121, 126–127; Д. 26. Л. 14, 63, 72.

[7] Там же. Д. 26. Л. 29; Д. 30. Л. 74.

[8] Там же. Л. 59.

[9] Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 32. Л. 11, 60; Д. 33. Л. 88.

[10] Там же. Д. 32. Л. 187.

[11] Там же. Д. 34. Л. 178.

[12] ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 2. Д. 79. Л. 13.

[13] Иванов А. И., Лобазов П. К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. М., 1973. С. 32.

[14] Шульц С. С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 1994; Крюковских А. П. Петербургские храмы. СПб., 2009; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010.

[15] Шуньгина Е. В. Политика Советского государства в отношении Русской православной церкви в 1940–1950-х гг.: возвращение культовых зданий церкви (на материалах Ленинграда): дис. … канд. ист. наук. СПб., 2009.

[16] Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX–XXI вв.: в 2 тт. СПб., 2015–2016; Его же. Религиозная жизнь Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2015; Его же. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда в годы Второй мировой войны. Церковь и власть в осажденном городе. Саарбрюккен, 2013; Его же. Город на все времена. СПб., 2010 и др.

[17] Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Поспеповский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995; Одинцов М. И. Государство и церковь в России XX век. М., 1994; Фирсов С. Л. Апостасия. «Атеист Александр Осипов» и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. СПб., 2004; Его же. Время в судьбе: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века. СПб., 2005; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999; Шкуратова И. В. Советское государство и Русская православная церковь: проблемы взаимоотношений в области внешней и внутренней политики в послевоенные годы. М., 2005; Маслова И. И. Советское государство и Русская православная церковь: Политика сдерживания (1964–1984 гг.). М., 2005; Ее же. Вероисповедная политика в СССР: поворот курса (1985–1991 гг.). М., 2005 и др.

[18] Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1863 по 1965 годы. Т. 1–6. Эрланген, 1979–1989; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997; Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 2005; Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005; Марченко А., прот. «Хрущевская церковная реформа». Очерки церковно-государственных отношений (1958–1964 гг.) (по материалам архивов Уральского региона). Пермь, 2007 и др.

[19] Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сборник документов / Отв. сост. О. Ю. Васильева. М., 2009; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945–1970 гг.: в 2 тт. / Под ред. Н. А. Кривовой, отв. сост. Ю. Г. Орлова, сост. О. В. Лавинская, К. Г. Лященко. М., 2009; Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944–1953 гг. Документы российских архивов: в 2 тт. / Сост. Т. В. Волокитина, Г. П. Мурашко, А. Ф. Носкова. М., 2009.

Материал и иллюстрации предоставлены издательством СПбДА