Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Дениса Литвинова, который занял 2-е место в X сезоне Конкурса среди учеников 6-7 классов
ДЕНИС ЛИТВИНОВ
МБОУ Школа № 148 г.о. Самара
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Михалёва В.П.
(Гг. Самара)
Педагог: Наталия Викторовна Мурашкина
Секрет сказок
Заочный этап
Вокзал… Какая необычная атмосфера всегда царит здесь! На станциях пахнет тяжёлыми расставаниями и долгожданными встречами. Но без расставаний не было бы и встреч.
Я стою на длинном перроне в предвкушении путешествия. Вокруг много людей. Все стоят, переговариваются, ругаются. Одним словом, взволнованный гул. Вот подъезжает большой красно-серый поезд. Машинист одет в специальную форму, а из-под головного убора выбиваются тёмные кудри. Он так похож на Александра Сергеевича Пушкина! Ой, мне сегодня все кажутся Пушкиными, что неудивительно – ведь мы едем в Москву на фестиваль, посвящённый юбилею Пушкина! Вчера я снова перечитывал его стихотворения и сказки – мои любимые жанры. Действительно, у Александра Сергеевича есть дар «глаголом жечь сердца людей»! Хотя какой же это дар? Дар есть у всех, просто не все умеют им правильно пользоваться. Не зря мне бабушка говорила, что в каждом человеке есть всего один процент таланта, а когда он идёт к цели, то использует девяносто девять процентов труда.
- Денис, мне долго тебя ещё ждать?
- Да, мам, иду-иду.
Мама уже стояла в поезде. А я и не заметил, задумался. Мы прошли по узкому коридору до нашего седьмого купе. Сразу вспомнилась мне сказка, которую я так любил в детстве – «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Но в купе будут не семь богатырей, а всего четверо, мы с мамой и ещё один мальчик с мамой. Я разместился на полке слева, чтобы отдыхать и смотреть в большое окно.
Передо мной открывался шикарный вид, который постоянно менялся. То большие зелёные луга с пестрыми цветами, то непроходимые густые леса, то реки и озёра. Мне сразу представлялись яркие сюжеты из пушкинских сказок. Погода была замечательная, ещё не «прекрасная пора, очей очарованье» и уже не «гонимы вешними лучами…»
Мой сосед по полке услышал, как я бормочу известные строки и подключился ко мне. Какое совпадение! - его звали Александром. Но хоть его и звали, как знаменитого поэта, наследие Пушкина его не очень привлекало. Последнее произведение, которое они проходили, было сказкой как раз о мёртвой царевне и семи богатырях. Саша недоумевал, почему королевич Елисей обращается за помощью именно к языческим силам. Пушкин был верующим и ведь именно благодаря вере и добродушию царевна воскресла?
Тут в разговор вмешалась мама:
- Имя «Елисей» королевичу было дано не просто так. Когда-то давно Елисей был учеником пророка Илии и сам сделался пророком. Однажды он сумел воскресить мёртвого, и в сказке он почти сам воскресил царевну. Пророк мог обращаться к силам природы, и в сказке он как раз к ним и обращается. В переводе имя Елисей звучит как «Бог спасения».
- Вот это да!
- Просто многие подростки считают, что сказки написаны только для детей. Но это неправда, ведь «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». В сказках Пушкина и других авторов как раз и сокрыты те самые духовно-нравственные ценности, просто в более простой и понятной форме. В детстве, когда вам их читали, вы не всегда понимали скрытый смысл. Поэтому их ввели в школьную программу для того, чтобы вы их изучили повнимательней. Не просто прошли и забыли, как многие и делают, а изучили!
В новом учебном году мы будем изучать, а не просто «проходить» произведения. Наверно, поэтому литература и стала для меня самым интересным и любимым уроком.