Сборнику святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Проповеди и статьи Тамбовского периода» присуждено второе место в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2023 года
21 июля 1945 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое». Так мы все взываем к Пресвятой Богородице перед чудотворной иконой Ее: «Услыши нужды мои, услыши скорби мои и преклони ухо твое».
Все мы так просим. А всех ли слышит Пресвятая Богородица? Ко всем ли преклоняет ухо Свое, на всех ли обращает милостивый, светозарный, полный любви и благости взор Свой? Нет, нет, не на всех.
Только некоторых Она слышит, только на некоторых взирает с благоволением и любовью, только на некоторых обращает Она Свой благодатный взор. На кого же?
На тех, кто в монашеских кельях день и ночь молит Бога, кто Ей самой неустанно служит, кто читает каноны и акафисты Ей. Тех слушает Она, к тем обращает взор Свой, кто подобен хоть немного великим отцам нашим: преподобным Серафиму, Сергию Радонежскому, — которым Она Сама являлась.
Она с теми, кто любит Сына Ее, кто исполняет заповеди Его. Она со всеми кроткими, тихими, смиренными. Она со всеми алчущими и жаждущими правды, Она со всеми милостивыми и гонимыми за имя Сына Ее. Она со всеми добрыми, со всеми страдающими, со всеми болеющими и мучающимися душой своей, со всеми, у кого болит сердце и кто сердце свое обращает к Ней.
Но не всегда, не всегда те, кто молит Ее в скорби своей и болезнях своих, бывают услышаны ею, не всегда обращает Она на них милостивый взор Свой. Ибо если кто из вас изо дня в день постоянно тяжко грешит, отравляя близким своим жизнь постоянными ссорами и ругательствами, или пьянствует, ворует, — если такой в скорби своей воззовет к Пресвятой Богородице: «Слыши, дщи, и виждь, и прикло- ни ухо твое», то не услышит Она его, не обратит на него взора Своего, ибо только потому возопил он к Ней, что пришла нужда, а когда не было горя, не вспоминал Ее, не исполнял заповедей Сына Ее, вторично распинал Его.
Разве услышит также мольбу о том, чтобы Пресвятая Богородица послала молящемуся благополучие в жизни? Нет, нет, не это нужно Ей. Ей нужны сердца сокрушенные, сердца растерзанные печалью, полные покаяния и смирения. На такие сердца взирает Она милостивым оком Своим, к таким мольбам приклоняет ухо Свое.
И не только приклоняет Она ухо Свое к страданиям отдельных людей, но обращает Свой благодатный взор на целые народы, на целые города, когда знает Она, что народы эти и города находятся в тяжкой скорби, грозных опасностях и возносят к Ней всенародный глас мольбы о помощи.
Тогда приходит Она туда и обращает ухо Свое к молению всенародному, милостивым оком взирает на страждущий, погибающий народ.
Так было много раз, в особенности в истории нашей страны. Так было в ту тяжкую пору, когда только что была завоевана Казань, столица Татарского царства, при царе Иване Грозном в 1579 г. Страшный пожар опустошил Казань. Люди православные, пришедшие туда, были в весьма тяжком положении. Их давила ненависть татар-мусульман; они страдали от жестокого преследования неверных, не слагавших оружия и не прекращавших своего сопротивления.
После того, как была взята страна Казанская, тяжко было народу русскому, и тогда милостивым оком воззрела Пречистая на скорбь народа, восхотела помочь ему в тяжких опасностях и страданиях его и послала великую милость явлением чудотворной иконы Своей. Как же Она явила ее? Чудесным образом явила Она ее.
Мы знаем о многих явлениях чудотворных икон Пресвятой Богородицы, знаем, что всегда являла Она их только людям святым, людям, достойным принять в руки свои эти чудотворные иконы. Так, Толгская икона Пресвятой Богородицы была явлена епископу Ярославскому и Ростовскому Прохору.
И многим, многим преподобным, которым Господь повелевал основать обители в избранных Им Самим местах, являлись святые иконы Пресвятой Богородицы и указывали место, где должна была быть обитель.
Это всегда были явления тем, кто был потом прославлен Церковью как великий угодник Божий.
Кому же явилась святая икона Казанская? Она явилась простой девочке Матрене. Пресвятая Богородица явилась ей во сне и повелела ей: «Ступай в то место, которое Я укажу, и найди там в земле Мою икону». Проснувшись, девочка рассказала об этом матери своей, но мать не придала значения этому сну, думая, что это простая детская греза. И на вторую ночь явилась девочке Матерь Божия и требовала, чтобы шла она искать икону, в земле зарытую. И опять не поверила ей мать, и опять со скорбью заснула эта чистая девочка в третью ночь. И на этот раз Пресвятая Богородица явилась ей, грозно требуя исполнить Ее повеление. Тогда мать испугалась, она поняла, что это не простая детская греза, и пошла к архиепископу Казанскому Иеремии, и рассказала об этих снах. Но и он не поверил и ничего не предпринял. Тогда мать вместе с девочкой и знакомым мужиком пошли втроем на указанное место — место пожарища, опустошившего Казань в 1579 г. Мужик начал рыть землю, долго рыл он ее, но иконы не находил. Тогда девочка, по внушению Пресвятой Богородицы, сама взяла лопату и сразу нашла святую икону. Она была завернута в рукав от одежды вишневого цвета, и когда развернули ее, то с изумлением увидели, что икона сверкала чистотой красок и дивной красотой.
Мы не видели этой иконы, мы видели только верные списки с нее. Эти списки совсем не таковы, как иконы Божией Матери, которые вы имеете в своих домах; совсем не похожи они на подлинную икону Пресвятой Богородицы Казанской. На этой святой иконе лик Пресвятой Богородицы дивно прекрасен: большие, широко открытые глаза смотрят с тихим благоволением неземным взглядом.
Вот эту чудную икону и нашла девочка Матрена и понесла ее в церковь Николая Тульского. А в церкви этой священником был тот, кто впоследствии стал великим святителем земли русской, кто был пламенным патриотом, спасителем земли русской в тяжкое для нее время. Это был Патриарх Гермоген.
С великой любовью и верой принял он от девочки икону и поставил ее, и день и ночь усердно молился перед ней, и написал тот прекрасный тропарь Пресвятой Богородице, который вы так любите: «Заступница усердная».
Он повелел сделать точный список с этой иконы и с большой депутацией, с великой славой послал этот список в Москву, в подарок царю Ивану Грозному.
А Пресвятая Богородица этого святого, так много труда положившего к прославлению Ее святой иконы, тоже прославила. Священник казанский стал скоро митрополитом Казанским, а потом Патриархом всей Руси.
Так посетила Пресвятая Богородица в скорби бывший русский народ великой милостью явления святой Своей иконы.
Она посетила и стольный град Москву. Прошли еще годы. Наступили тяжкие испытания для русского народа. Король Польский Сигизмунд поставил себе задачей завоевать Россию, уничтожить веру православную и обратить весь народ русский в католичество. И двинулся он на Смоленск.
Долго и героически сопротивлялся город ему, но в конце концов должен был пасть, так как нашлись среди бояр русских такие, которые готовы были продать Сигизмунду родину. Но Пресвятая Богородица разорила их злую крамолу.
Она воздвигла великого святителя Гермогена, который своей крепкой, как алмаз, стойкостью спас Россию в самые тяжкие времена ее бытия, ибо войска Сигизмунда уже подступали к Москве.
Тогда стало собираться ополчение в разных местах России. Прокопий Ляпунов собрал ополчение дворянское, и могли бы они отстоять Москву, но то время было временем раздоров между князьями и всеми сильными людьми. Казаки восстали на ополчение дворян, и кончилось тем, что они убили Ляпунова, и после этого ополчение стало расходиться по домам. Начался великий раздор в войске русском. Явилась большая депутация бояр-изменников к Святому Патриарху Гермогену с предложением подписать грамоту к русскому народу с требованием прекратить сопротивление и подчиниться Сигизмунду.
Святой Патриарх резко отверг это требование. Он отправил в Смоленск, в котором стоял Сигизмунд, большое посольство, возлагая надежды на то, что это посольство сумеет склонить к миру Сигизмунда. Но вышло иначе. Сигизмунд арестовал посольство и заключил его в польские тюрьмы.
Снова пришли изменники бояре к Патриарху Гермогену, и когда опять он решительно отверг это бесчестное требование, то по приказу поляков он был заключен в темницу Чудова монастыря и там умер голодной смертью.
Поляки торжествовали, сожгли всю посадскую Москву. Грозная ночь нависла над русской землей. Тогда, по пламенному призыву заточенного Патриарха, Господь воздвиг в Нижнем Новгороде великого патриота Козьму Минина Сухорука. Он обратился к народу с пламенным призывом: стать на защиту веры православной. Народ с великой готовностью откликнулся на этот призыв.
Нашелся другой патриот, князь Пожарский, который стал во главе ополчения.
И понес народ пожертвования, какие только мог, на дело спасения страны. Собралась большая рать, и во главе этой рати шла икона Пресвятой Богородицы, явленная в Казани. И с чудной помощью этой святой иконы Минин и Пожарский, объединившись с остатками первого ополчения, выгнали поляков из Кремля, голодом тяжким принудив их к сдаче. Так явила эта святая икона свою благодатную помощь русскому народу.
Прошли еще годы, долгие годы. Воцарился великий царь Петр I и вскоре должен был отражать грозное нашествие шведов во главе с королем Карлом. Шведы были очень сильны, они продвигались все дальше и дальше вглубь страны, дошли до самой Полтавы.
Но здесь, под Полтавой, царь Петр призвал на помощь Пресвятую Богородицу. Во главе войск своих поставил он икону Казанской Божией Матери; шведы были разбиты наголову и с позором бежали.
В благодарность за эту Божественную помощь царь Петр повелел перенести в Петербург тот список с этой иконы, который был прислан в подарок Ивану Грозному и который находился в церкви на Красной площади в Москве.
Позже в Петербурге при императорах Павле и Александре I был построен чудный Казанский собор, в котором поставлена была эта чудотворная икона. И с тех пор изливает она на всех, с верою приходящих к ней, свою благодатную помощь, милосердие и заступление.
В Москве была и другая икона Пресвятой Богородицы Казанской, и есть много оснований считать, что именно эта, оставшаяся в Москве икона, была подлинной иконой Казанской. Она значительно меньшего размера, чем те списки, которые раньше были сделаны, и тот список, который был перенесен в Петербург. Она и ныне хранится в патриаршем Богоявленском соборе, справа от царских врат, в иконостасе. Вот история Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
А дерзкие сектанты и больше всех баптисты издеваются над нами за то, что мы чтим чудотворные иконы, называя это идолопоклонством.
Что же дает нам право так всем сердцем чтить чудотворные иконы Пресвятой Богородицы? Кто дал это право?
Это право дала сама Пресвятая Богородица, ибо когда святой апостол Лука написал первый Ее образ с натуры и показал его Пресвятой Деве Марии, то Она, взглянув на него милостивым взором, сказала: «С сей иконой пребудет Моя благодать и сила».
Сама Пресвятая Богородица сказала, что в этой иконе и во многих других чудотворных иконах пребывает Ее сила и благодать.
Знаем мы, сколько удивительных чудес истекает от чудотворных икон Пресвятой Богородицы, сколько необыкновенных исцелений источила икона Казанская.
Да посрамятся же хулители чудотворных икон!
А мы в смиренном нашем преклонении перед Пречистой Матерью Христа Спасителя вознесем от всего сердца ту песню, которую слышите вы иногда в Церкви Святой: «Недоумеет всяк язык благохвалити Тя по достоянию, изумевает же ум и премирный пение Тя, Богородице; обаче, благая сущи, веру приими, Ты бо любовь веси божественную нашу». Аминь.
Фрагмент предоставлен издательством «Познание»