Книга "Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец" - лауреат Открытого конкурса изданий "Просвещение через книгу"-2014
Жизненный путь
святителя Афанасия (Сахарова), исповедника и песнописца, неразрывно связан со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. От Крещения носил он имя преподобного Сергия Радонежского. Впоследствии учился в Московской духовной академии, где в Покровском храме был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Будущий святитель окормлялся у духовника лаврской пустыни старца иеромонаха Серапиона. И всегда считал себя иноком лавры. Жизнеописание святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, составлено игуменией Сергией (Ежиковой) на основе обширных архивных, опубликованных и неопубликованных материалов, в том числе принадлежавших самому исповеднику Божию, проведшему в тюрьмах, лагерях и ссылках более тридцати лет жизни. В книге рассказывается и о литургических трудах святителя, составителя службы всем святым, в земле Российской просиявшим, и других гимнографических текстов, автора фундаментального исследования «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви».
По слову апостола, никто не мог разлучить святителя Афанасия «от любве Божия». Больше того, любовь о Господе он простирал на своих гонителей, соузников, неверующих и отпадших в расколы. Кроме дара «страдати» за Христа, епископ Афанасий имел дар проповедания слова Божия и особенно – литургический дар. Исповедничество он соединял с исповеданием, с хвалою Богу. Воистину, отмечает автор книги, преосвященный Афанасий мог сказать вместе с псалмопевцем: «Пою Богу моему, дондеже есмь», ибо литургическая жизнь была воздухом его души. Во всех обстоятельствах он не только неизменно хвалил и благодарил Бога, не только стремился к совершению богослужения, но и фундаментально исследовал дух богослужебного устава, незамедлительно откликался на нужды Церкви и Отечества, составляя новые богослужебные последования и редактируя уже существующие.
По словам архимандрита Матфея, Владыка Афанасий был литургистом от Бога, литургистом-харизматиком. Еще в Шуйском духовном училище он пытался составить особый тропарь Шуйской-Смоленской иконе Богоматери. Он стал достойным преемником известных литургистов, профессоров Московских духовных школ И.Д.Мансветова и А.П. Голубцова.
Литургическое наследие святителя Афанасия изучается в Московских духовных школах. Сам епископ Афанасий, будучи иеромонахом, по окончании академии преподавал литургику и гомилетику в Полтавской, а затем во Владимирской духовной семинарии. Ученики сравнивали его преподавание с ангельским пением хвалы Богу. Избранный членом Священного Собора Православной Российской Церкви 1917/18 годов, епископ Афанасий трудился там и в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме. В связи с восстановлением Собором праздника всех святых, в земле Российской просиявших, он вместе с академиком Б.А. Тураевым составил службу на этот праздник.
Почти всю последующую жизнь, до 1955 года, большей частью в заключении, епископ Афанасий работал над усовершенствованием этой службы, гимнографического памятника его любви к Святой Руси. И не случайно полюбились православному русскому народу духоносные слова из этой службы: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».
Всю жизнь он собирал службы русским святым, которые вошли в богослужебные Минеи, изданные Московской Патриархией в 1970-1980-х годах. В феврале 1923 года епископ Афанасий в Таганской тюрьме освятил антиминс для своего келейного походного храма в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. Для этого храма им был составлен синодик о упокоении, содержащий около 3 000 имен «подвижников благочестия земли нашей... за веру Православную и за Русь Святую подвизавшихся, архипастырей и пастырей, строителей и правителей ея» с XI по ХХ вeк.
С 1922 года, почти 30 лет, жизнь епископа Афанасия проходила в заключении, ссылках и «горьких работах» в лагерях. Но и там, в невероятно тяжелых условиях, иногда едва живой, он неизменно стремился совершать богослужение, хотя бы и кратко, на память. Он говорил о себе, что его отрадой было богослужение, и именно его избрал Господь в жертву. А после окончательного освобождения с марта 1955 года до самой кончины ежедневное уставное совершение суточного богослужебного круга вновь становится основным правилом епископа Афанасия. Последними словами его были: «Молитва всех вас спасет».
В 1962 году, в день тезоименитства преподобного Сергия, в то время, когда святитель Афанасий, превозмогая болезнь, совершал молебен преподобному Сергию и мученикам Сергию и Вакху, он удостоился чудного видения. Святитель не открыл келейнице видения, но просил ее петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа» три раза, а затем тропарь и кондак Русским святым. Из чего можно заключить, что в день памяти печальника земли Русской аввы Сергия, которому он уподоблялся в молитвенном стоянии за Русь, ему явились Сам Господь и сонм Русских святых, прославлению которых он посвятил всю свою жизнь.
В последние годы жизни епископ Афанасий готовил сборник «Святая Русь», куда вошел месяцеслов особо чтимых на Руси праздников, святых вселенских и всех русских святых, с тропарями и кондаками и работал над порядком соединения служб русским святым, празднуемым в один день, с уставными заметками, что можно рассматривать как начало создания русского Типикона.
Заставка - shamordino-m.ru
Православная газета