Святоотеческое наследие и церковные древности

Святоотеческое наследие и церковные древности
Фото: Сергей Ефремов
Собранию трудов из семи томов Алексея Сидорова «Святоотеческое наследие и церковные древности» присуждено первое место в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2022 года
Семитомник включает в себя тексты, написанные в течение 35 лет — с 1986 по 2019 г., либо специально созданные ради этого издания, либо публиковавшиеся ранее — в виде книжных изданий, предисловий к изданиям переводов, статей в научных журналах и в интернете. По большей части данный семитомник собирает многолетние, многочисленные и подчас разрозненные и труднодоступные работы автора в единую хронологическую и тематическую церковно-историческую и патрологическую канву, создающую определенную парадигму видения святоотеческого наследия Алексеем Ивановичем и способствующую использованию этих трудов в образовательном процессе. Напомним названия и содержание всех семи томов, выходивших в течение десяти лет:

  1. Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). М., 2011.
    В этот том вошли статьи, в которых подробно исследуется исторический путь православного богословия I–VI веков на материале святоотеческих творений, раскрывается святоотеческое отношение к наследию античной философии, рассматривается суть Таинства покаяния на материале церковной письменности, а также древнецерковная экзегеза и тема соборности. В статье «Размышление о судьбе православной патрологии» автор констатирует обязательность сугубо церковного подхода к изучению святоотеческих творений.
    Автор писал: «Православный патролог всегда должен понимать и чувствовать разницу, существующую между ним и святым отцом, которым он в конкретный момент занимается. Патрологу принципиально важно понимать, что «иерархически» он ниже святого отца, что он — «под ним». Самое страшное для православного патролога — это фамильярность по отношению к святоотеческому наследию... В патрологии особенно необходимо внутреннее чувство покоя, ибо исихия является одним из самых существенных свойств святоотеческого мироощущения. Подобное же, как известно было еще в античности, познается прежде всего подобным».
  2. Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М., 2011.
    В данный том вошел переработанный «Курс патрологии. Возникновение церковной письменности», вышедший впервые в 1996 году. Он обогащен еще одним разделом, посвященным жизни, трудам и учению св. Иринея Лионского, а также помещенном в Приложении переводом известного памятника древнецерковной письменности — «Дидахе» (Учение двенадцати Апостолов) с сопроводительной статьей и комментариями.
    Как писал автор, «Постоянное причастие Святому Духу, то есть непрестанное стояние в Православии, и открывает для нас высший смысл изучения святоотеческих творений или путь постижения Отцов, в свете которого и частные методы исследования их обретают свое истинное значение и звучание… Как творения мужей апостольских, так и писания раннехристианских апологетов являют подобное неразрывное и органичное единство жизни и учения, задавая тем самым и дальнейший ход развитию церковной письменности. То же самое единство прослеживается и в благодатной личности св. Иринея Лионского, являвшемся выразителем живого Предания Церкви, восходящего непосредственно к «Апостолу любви», а через него – к Самому Господу».
  3. Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. М., 2013.
    После общего обзора церковной письменности II–III веков автор в первой части, «Александрия», рассматривает истоки и историю христианской Александрийской школы на примере жизни и трудов таких ее главных представителей, как Пантен, Климент Александрийский, свв. Дионисий Великий, Афанасий Великий и Кирилл Александрийский. В предисловии и прологе к книге, среди прочего, автор констатирует серьезный пересмотр и изменение своей точки зрения на личность и наследие Оригена. Вторая часть книги — «Антиохия» — посвящена Антиохийской традиции церковной письменности на примере св. Лукиана и свт. Евстафия Антиохийских, Диодора Тарсского, блж. Феодорита Кирского и ряда других представителей этой традиции.
    Как пишет автор, «любомудрие Климента Александрийского было любомудрием церковным, а отнюдь не любомудрием «свободного и независимого христианского интеллектуала»… Личность св. Дионисия Великого — кроткого и миролюбивого архипастыря, готового на компромиссы в частностях, но стойкого и непреклонного борца за истину в вопросах принципиальных…Точность и верность основной богословской интуиции св. Кирилла Александрийского в том, что он восставал против крайности антиохийской — «симметричной» христологии, выразившейся в несторианстве — соположении на одном онтологическом уровне Божественной и человеческой природ... Правда, не менее неприемлема и противоположная крайность — излишне акцентировать «ассиметричную христологию», что и произошло в монофизитстве. Поэтому православное богословие и стремилось всегда шествовать средним, или царским путем, идя которым, св. Кирилл безусловно пытался наиболее точно постигнуть способ соединения природ в едином Богочеловеке. Диодор Тарсский же порой явно сбивался с этого пути…Деятельность св. Лукиана как церковного дидаскала и мученика является последней страницей к предыстории Антиохийской школы, а собственно история ее начинается со святителя Евстафия Антиохийского, значение которого в истории богословия IV века было значительным… Однако значение блж. Феодорита выходит далеко за пределы V века: монах и архипастырь, он был еще выдающимся богословом, экзегетом, апологетом и историком».
  4. Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М., 2014.
    В работе «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества» А.И. Сидоров рассматривает историю и географию возникновения и развития древнехристианского монашества на примере жизни и трудов его известных основателей в Египте, Палестине, Малой Азии и на Западе IV–VI веков. Затрагивает автор и проблему сути аскетизма как такового, а также предысторию дохристианского и «домонашеского» христианского аскетизма I–III веков. Работа «Становление древнемонашеской письменности» посвящена обзору аскетического монашеского богословия святых Антония и Пахомия Великих, Аммона, Серапиона Тмуитского и других святых отцов Египетской пустыни IV века. Отдельные работы касаются жизни, произведений и богословско-аскетического учения известных писателей: преп. Макария Великого и Евагрия Понтийского, а также анонимной «Истории монахов».
    По словам автора «Религия Христова по своей сути аскетична, и монашество практически сразу после возникновения стало рассматриваться как ее средоточие и идеал. К цели монашеского жития – высшему христианскому совершенству обязан стремиться каждый христианин, что, однако, вследствие печального состояния человека после грехопадения достигается немногими. Достигших этой цели Православная Церковь почтила причислением к лику святых. И потому недаром православное монашество всегда являлось стержнем единственно подлинной, то есть христианской, культуры, которая зиждется на святости и пронизана ею. Некоторые важные аспекты становления этой культуры и, в частности, неувядающей благодаря своей актуальности ее письменности освещены в нашем очередном томе».
  5. От Золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров. М., 2016.
    Этот том включает работы, написанные в течение почти 28 лет — с 1986 по 2014 год. Книга делится на три раздела, каждый из которых посвящается отцам Церкви и церковным писателям — видным представителям древнецерковной письменности и богословия определенного периода: I) Золотой век (IV–V вв.) (свв. Амвросий Медиоланский, Василий Великий и Прокл Константинопольский); II) Церковная жизнь, богословие и философия в VI веке (свт. Григорий Двоеслов, свт. Ефрем Антиохийский, Анастасий I Антиохийский, Феодор Раифский, Феодор Фаранский, Иоанн Грамматик Кесарийский и Иоанн Филопон); III) Монофелитские споры VII века и борьба за Православие: преподобный Максим Исповедник и преподобный Анастасий Синаит (различные вопросы истории догматической борьбы VII века и богословия двух вышеупомянутых известных отцов Церкви).
  6. Очерки по византийской патрологии. М., 2022.
    Этот том, включающий работы написанные в течение двадцати пяти лет — с 1995 по 2019 г., предваряется важным «программным» предисловием — «Узкий путь святоотеческого богословия». Раздел первый — «Очерки по церковной письменности ранневизантийского периода IV–VIII веков» — включает статьи о преп. Исидоре Пелусиоте, Нефалии Александрийском, Иоанне Скифопольском, свт. Германе Константинопольском, преп. Иоанне Дамаскине, Геор гии Кипрском, преп. Феодоре Студите и свт. Никифоре Константинопольском. Раздел второй — «Очерки по церковной письменности средневизантийского периода IX–XIII веков», включает работы о свт. Фотии Константинопольском, преп. Симеоне Новом Богослове, преп. Никите Стифате и Михаиле Пселле. В раздел третий — «Очерки по церковной письменности поздневизантийского периода XIII–XV веков» — во шли работы о свт. Феолипте Филадельфийском, трактате «Метод священной молитвы и внимания», преп. Григории Синаите, свт. Григории Паламе, Давиде Дисипате, св. Николае Кавасиле и свт. Марке Ефесском. В Приложении помещена статья «Два монофизитских богослова: Севир Антиохийский и Филоксен Маббугский».
    Как пишет автор «Само собою разумеется, что всякий занимающийся текстами святых отцов и церковных писателей должен обладать определенными навыками: знанием древних и новых языков, умением работать с источниками, изданиями текстов, научной литературой и т.д. Это необходимый инструментарий для любого научного поиска, без которого нельзя обойтись. Но он вторичен, акцидентален и, самое главное, таит в себе серьезную опасность — подмены главного и существенного второстепенным и случайным. Ибо, например, молоток существует, чтобы забить гвоздь, но молоток не является гвоздем. Или: для плотника необходимыми являются его инструменты: пила, рубанок и т.п., но сам он отнюдь не есть эти инструменты. Именно поэтому следует принципиально возражать против всяких попыток «филологизации» или «философизации» патрологии, иначе существует угроза сделать случайное и незначительное субстанциальным и главным…».
  7. Работы по истории Древней Церкви и русскому богословию. М., 2022.
    Том включает статьи, написанные в течение тринадцати лет — с 1996 по 2008 г. и состоит из двух разделов. Раздел первый — по истории Древней Церкви — содержит общие размышления о истории Церкви как предмете, обзор древнецерковной историографии, и обозрение истории Церкви в I–III вв. Раздел второй — по русскому богословию — содержит 11 работ о выдающихся русских богословах и деятелях церковной науки XVIII–XX вв. — как канонизированных в лике святых (свт. Феофан Затворник, свт. Филарет (Гумилевский), сщмч. Иларион (Троицкий), мч. Иоанн (Попов)), так и неканонизированных (митр. Макарий ( Булгаков), митр. Макарий (Оксиюк), архим. Киприан (Керн), В.В. Болотов, А.Л. Катанский, Н.Н. Глубоковский, С.М. Зарин).
    По словам автора «Церковная история по сути своей апофатична, и мы можем только смиренно и с благоговением приоткрывать покров ее тайны, постоянно стремясь стяжать смиренномудрие и дух мирен, даруемые здесь по благодати Божией; без них всякие наши попытки понять историю Церкви обречены на провал. И церковная историография Нового и Новейшего времени ярко свидетельствует об этом…
    Вообще, можно с уверенностью сказать, что перед историком Церкви часто стоят просто титанические задачи… При этом духовное разумение должно его вести «средним царским путем», избавляя от пристрастий, но умножая рвение к Истине, то есть к Православию. Роль личности церковного историка (как и просто историка) очень велика в церковно-исторической науке… где от личности историка зависит верность и точность изображения земного бытия Богочеловеческого Организма…».

Данные работы написаны прекрасным и понятным для широкого круга читателей научным языком. Редакция надеется, что предлагаемые вниманию книги вызовут благодарный и живой интерес у самых разных представителей церковной читающей публики — от преподавателей и учащихся духовных и богословских учебных заведений до просто людей, интересующихся богословской наукой.

Материал предоставлен издательством Сибирская Благозвонница