Тишайший царь
Фрагменты из повести для детей младшего школьного возраста (К.П. Ковалёв-Случевский)
Есть такие правители государства, которые остаются в памяти своими деяниями и силой своей личности. Об одном из них — великом Самодержце Российском — наш сказ. Когда бабка-повитуха сообщила родителям о рождении сына, то весь двор российский ликовал. У первого Царя новой династии Романовых, Михаила Федоровича появился на свет Божий — наследник. После страшных лихолетий Смутного времени налаживалась жизнь государства Российского. Теперь за престол волноваться не следовало — есть кому передать власть и заповедать лучшие традиции в управлении великой страной.
— Как назовем младенца? — спросил Царь Михаил жену свою, Евдокию Стрешневу, после того, как она оправилась от родов.
— Как отец пожелает, — отвечала матушка.
— Тогда Алексием… Со времен митрополита Московского имя это славно в России, а еще пуще — известно по нынешним святцам имя Алексия, Человека Божьего, тезоименитство коего будет славно нашему сыну, — многозначительно заметил Государь.
Так, в марте 1629 года, родился будущий «Царь, Государь, Великий Князь и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец» — Алексей Михайлович, второй в новой романовской династии, чье правление будет исполнено удивительными событиями — от многих войн и народных восстаний до возвращения в лоно России Украины, присоединения Сибири и грандиозного по своим масштабам церковного раскола.
Появился на свет будущий отец крупнейшего реформатора — Петра Великого.
— А крестить сына будем в Кремле, в Чудовом монастыре… — отметил Царь Михаил Федорович. — Сам Патриарх отслужит.
Так и сделали.
До пяти лет никто не востребовал младенца. А зачем? Пусть растет как трава в поле, под Божеской благодатью и попечением мамок-сиделок.
Однако раннее детство быстро минуло. Наследнику престола следовало вступить на трудный путь образования и воспитания, приучения к великой науке — править государством.
Посему прикрепили к нему как наставника и учителя боярина Бориса Ивановича Морозова. Он сделал так, что наследник престола научился читать с пяти лет. Будущий Царь Алексей обучался всему, что было традиционно необходимо, но кроме того — многому новому, чего в России еще не ведали. Древнерусское наследие включало книги Букварь, Часовник, Псалтырь и Деяния апостолов. Непросто давалось такое обучение.
Когда отроку Алексею исполнилось семь лет, он уже мог писать. А еще через два года он разбирал древние крюки — ноты старинного церковного пения из Октоиха — богослужебной книги для церковных хоров.
Бояре и другие придворные с удивлением обсуждали то, что двенадцатилетний отрок собрал в своем тереме личную библиотеку, где вместе со Священным Писанием на церковнославянском языке находились европейские труды, такие как «Лексикон» и «Грамматика». Более всего любопытных поражала таинственная книга, хранившаяся у Царевича — «Космография». В Кремле судачили, что звездное небо завораживает мальчика. А юный наследник продолжал изучать астрономические явления, чтобы понять — как располагаются светила на ночном небосводе.
Время шло. Еще Рюриковичи установили на Руси, что в 13 лет для наследника престола наступает период «посвящения в князи». В царской династии Романовых свято чтили древние традиции. Негоже было больше прятать Царевича от глаз народа. «Покажите нам будущего Царя!» — восклицали бояре. Представление возмужавшего отрока на люди произошло в 1642 году, когда было объявлено в присутствии двора и наследника, что он уже может принимать участие в решении государственных вопросов или быть на важных церемониях.
Лишь два года пройдет, когда юному Алексию придется возложить на себя бремя управления страной. В 1645 году скончался его батюшка, Царь Михаил Федорович.
— Сможет ли отрок следить за государственными делами? — озабоченно вопрошали Бориса Морозова бояре.
— Пока я жив — все будет в порядке! — уверенным голосом отвечал воспитатель наследника, будучи уверен в том, что все бразды правления сосредоточены в его руках.
Так оно и было. Россией стал править Борис Иванович, как попечитель Царя. Но недолго. Шестнадцатилетний Государь вдруг проявил особое рвение и самостоятельность. Даже Морозов не ожидал, что ему удалось воспитать столь энергичного и знающего самодержца. Править Россией — это задача не для слабых или неумелых. Столь большое, сильное православное государство имело множество традиций, особый уклад, который собирался и устанавливался столетиями. Что больше всего волновало молодого Царя? Он сам многократно отвечал на этот вопрос так: объединить самодержавие с пониманием нужд народа. Воспитанный в богоугодных традициях, Алексей Михайлович с самого начала правления пытался соединить власть и свободу Духа. Он понимал, что без Закона Божия ничего на земле не происходит. А потому правитель страны так и заявил окружающим:
— Как Государь я славен не силой или славой, а слезами, усердием и низостью перед Богом.
Такие идеи поражали современников. Они не ожидали услышать столь необычные слова. Но еще более ошеломили придворных глубокие размышления Царя о собственной судьбе и роли в истории.
— Мне грешному, — писал сам Алексей Михайлович, — здешняя честь, аки прах… Добиваюсь я, чтобы быть не солнцем великим, а хотя бы малым светилом, малою звездою там, а не здесь.
«Там» — это он имел в виду Царствие Небесное. Так его знания в астрономии отразились в образности его речи и письма. Вот почему все время правления Царя Алексея отмечено особым отношением к православному богослужению, пониманием роли Церкви в жизни общества, постоянными посещениями им монастырей, личном пристрастном участии в церковных торжествах и обрядах, а также в строгом соблюдении постов.
Дабы править по уму, Царь решил собрать при дворе кружок интеллектуалов, особо образованных и духовных людей. В кружок вошло несколько человек, среди которых были известные в дальнейшем митрополит Никон (будущий Патриарх) и протопоп Аввакум (будущий лидер старообрядчества). «Что делать в России, чтобы людям угодить, самодержавие сохранить и Церковь не обидеть?» — вопрошал Царь, а затем варианты решения этих важных проблем обсуждались в кругу друзей.
Сильное государство должно иметь сильную армию. Эта аксиома была понята и принята. В 19 лет Алексей Михайлович начинает реформировать армию. Полки нового строя — по иноземному образцу — создавал еще его отец. Война с поляками и литовцами показала, что нужно современное оружие и боевая тактика.
— Зачем мы тратим столько денег на армию, если мы ни с кем не воюем? — вопрошали бояре.
Царь молчаливо улыбался в ответ. Ибо он уже замыслил нечто важное, пока еще сохраняемое в тайне.
За несколько лет Алексей Михайлович реорганизовал элитные войска: конницу государева полка, стрельцов и пушкарей. По улицам Москвы и других городов России зашагали новые рейтарские, гусарские, драгунские и солдатские полки, для чего было приглашено в Россию много военных специалистов из Европы.
Легко ли править страной? И может ли у Царя быть отпуск? Ответом на эти необычные вопросы может стать история, связанная с известным в русской истории местом, где Алексей Михайлович отдыхал от забот. Когда становилось тяжко на душе, в периоды усталости, Государь велел запрягать царский поезд — карету или сани с цепочкой попарно расставленных лошадей — и как вихрь долетал до подмосковного Звенигорода, где облюбовал монастырь преподобного Саввы Сторожевского, основанный святым два с лишним столетия назад. Место так нравилось молодому правителю, что он даже называл обитель «собственным государевым богомольем».
Здесь с ним произошло известное чудо. Молодой Государь любил развлечения по возрасту. Среди них была мужская забава — охота на дикого зверя. Самым знатным трофеем считался медведь — как наиболее опасный из хищных лесных жителей. Не редко устраивали поединки с медведем — один на один. Особой смелостью считалась охота на медведя с помощью простой рогатины — оружия, которого было недостаточно, чтобы наверняка поразить зверя. И если это удавалось — мужчину-победителя считали героем!
О чуде в Звенигороде современники рассказывали так. Царь Алексей Михайлович отправился с друзьями в лес охотиться на бурого любителя меда. Отстав от компании, Государь вдруг увидел огромного медведя, который устремился прямо на него. Смелый охотник успел подставить рогатину, но массивный зверь тотчас же сломал ее. Положение было критическим. Царь упал навзничь, медведь разинул над ним свою пасть. И вдруг, неожиданно из чащи вышел старец в монашеском одеянии и прогнал мохнатого, тем самым спасая правителя России от верной погибели.
— Кто ты, как твое имя? — спросил его Алексей Михайлович.
— Старец Савва, — ответил монах и удалился в лес.
Взволнованный Царь поспешил к своим друзьям, в монастырь, стал расспрашивать всех о монахе по имени Савва. Ему ответили, что таковых в обители нынче нет.
И тут Государь догадался — кто спас его во время охоты…