Трудно быть Человеком

Трудно быть Человеком

Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем рассказ Виктории Ктитаровой, который занял 3-е место среди работ учеников 10-11 классов в 2016 году.


Трудно быть Человеком
(по роману Стругацких «Трудно быть богом»)

(Заочный этап)

Думаю, немногие в своей жизни задавались вопросом «Трудно ли быть богом?» Именно эта тема раскрывается в произведении братьев Стругацких под названием «Трудно быть богом».

Несмотря на то, что сами Стругацкие были атеистами и жили в советском атеистическом обществе, их книга затрагивает очень важные духовные темы. В повести авторы проводят аналогию с настоящим Богом. Произведение «Трудно быть богом» раскрывает всю глубину вопросов морали и нравственности.

Итак, авторы романа утверждают, что быть богом – это не дар, а скорее ноша и тяжёлый труд. Казалось бы, здесь с лёгкостью можно поспорить: конечно, работёнка не из самых лёгких, но и многих усилий тоже не требует, верно? Сиди себе спокойно и принимай решения за других. Только вот эти решения изменяют человеческие судьбы.

В книге Стругацких бог «ненастоящий», это скорее аллегория. Действие происходит на другой планете, которая по развитию находится на стадии средневековья. Некоторое количество землян, а именно сотрудников Научного института экспериментальной истории, было отправлено в государство Арканар, чтобы следить за ситуацией, но ни в коем случае в неё не вмешиваться. Среди них был и Антон, или, как его звали на той планете, Румата Эсторский.

Оказаться высокодуховному, развитому человеку с цивилизованной Земли на грязной, дикой планете, а главное, среди невежественного и жестокого общества – это испытание, которое, казалось, не под силу простому человеку.  Да, на этой неразвитой планете, для этого нищего, забитого народа они боги. Боги, которые всесильны, могущественны и вызывают благоговение и страх. Они знают всё, они сражаются так, как неведомо даже самым лучшим воинам этой планеты, они богаты, и их золото берётся из «ниоткуда», они управляют страшными чудовищами, и они никого не боятся.  А ведь страх и невежество – это именно то, что управляет людьми на этой планете.

Но это лишь в теории. А на практике… безумно трудно носить маску «благородного дона Руматы» и не вмешиваться в царящую вокруг несправедливость. Когда на твоих глазах убивают невинных, наслаждаясь жестокостью, когда серость возведена в достоинство, а просвещение стало сродни преступлению, когда поощряются доносы, предательство и слепая вера в своего правителя… «Умные нам ненадобны. Надобны верные». Серость и невежество, жестокость и покорность, страх и раболепие характеризуют уклад на этой планете.

И как можно молчать? Как можно не вмешиваться в происходящее? Хладнокровно наблюдать, как убивают сотни ни в чём не повинных людей? «Так хочется разрядить ненависть, накопившуюся за сутки, и, кажется, ничего не выйдет, - думает Румата. - Останемся гуманными, всех простим и будем спокойны, как боги. Пусть они режут и оскверняют, мы будем спокойны, как боги. Богам спешить некуда, у них впереди вечность…»

В этом и заключается основная трудность, потому что не под силу обычному человеку наблюдать за всеми этими зверствами и вымученно улыбаться, будучи неспособным что-либо изменить.

Жизнь «в маске» среди серости и пошлости, постоянная игра, те самые «одинокие и беспросветные вечера», необходимость улыбаться и общаться с людьми, от которых воротит, – тяжёлый крест, который взвалили на плечи героя.

И вот, наблюдая за внутренним отчаянием главного героя – всесильного бога благородного дона Руматы, вдруг понимаешь, что на самом деле это просто человек, со своими слабостями, сомнениями и душевными тревогами, волею судьбы вынужденный взять на себя ответственность за других людей. И в этом смысле – трудно быть богом.

Интересно, что дословно название повести звучит в книге единожды – в разговоре Руматы с Аратой, профессиональным революционером, который считал Румату самым что ни на есть настоящим богом.

«Почему вы не хотите дать нам вашу силу? … Я не звал вас. Я никогда никому не молился. Вы пришли ко мне сами. Или вы просто решили позабавиться?

Трудно быть богом, подумал Румата. Он сказал терпеливо:

– Вы не поймете меня. Я вам двадцать раз пытался объяснить, что я не бог,– вы так и не поверили».

Часто встречается мнение, что настоящие боги в повести – это те самые загнанные властью просвещённые люди, что им и приходится тяжелее всех, даже тяжелее богов, посланных с Земли. Своею силою духа и одновременно чистотой и наивностью эти гении как бы выше остальных людей, и даже выше того же Руматы… Это спорное мнение. Как Румата не считает себя богом, так и этих людей вряд ли  можно сравнивать с богами, это всё-таки другая, более сложная духовная суть. Безусловно, их жизнь страшна и ужасна, но они другой-то и не знают. Они и не догадываются, что всё может быть как-то иначе. Для них это единственный вариант развития событий. А вот земляне знают, что может быть по-другому. Знают, что может быть лучше, спокойнее, безопаснее… Но правильнее ли сделать всё вместо них, не дав им свободы выбора?

Как говорится, «выбор есть всегда». Человек рождается, и у него уже есть своя Свободная воля. И у людей в Арканаре тоже был выбор. Они могли потакать  своим жестоким правителям (что они и делали), а могли задуматься, что, наверное, в их обществе что-то происходит не так. Они могли не подчиниться, могли поднять восстание, объединиться и победить. Но нет, они сделали свой молчаливый и покорный выбор. Неосознанный, но выбор. Народ Арканара погряз в серости и невежестве, не осознавая, что они сами загнали себя в эту пропасть, но точно так же сами могут из неё выбраться.

Человеку постоянно приходится выбирать. Кто-то выбирает праздность и  вино, кто-то доносит на других, трясясь за свою жизнь, а кто-то убивает, жестоко и с удовольствием. Но всегда есть те, кто делает выбор в пользу искренней любви, сострадания, кто решает заниматься тихим и честным трудом, кто бросает нищему последний медяк. Именно так по большому счету человек и выбирает, встать ему на сторону Добра или Зла. Необязательно быть доблестным рыцарем, чтобы делать добрые дела, как необязательно быть подлым убийцей, чтобы приумножать Зло. Ежечасно и ежеминутно человек своими хорошими делами может делать этот мир добрее.

После осмысления всего прочитанного, после долгих размышлений и «самокопания» можно прийти к выводу, что да, невыносимо трудно быть Богом. Не тяжело принимать решения, и даже отвечать за их последствия, а тяжело их НЕ принимать. Оставлять всё так, как есть, позволяя людям идти своим собственным путём; не вмешиваться и не указывать на ошибки, потому что они должны понять всё сами; в конце концов, наблюдать за происходящими жестокими убийствами и оставаться невозмутимым. Именно эта беспомощность, которую начинаешь порой чувствовать, является одной из самых страшных вещей. Отчаяние, потому что тебе не позволили что-либо исправлять. Нельзя! Нужно смириться. Покорно опустить голову, когда начинается буря. Делать вид, что всё в порядке, потому что так оно и должно быть. А то, что на самом деле это неправда, никого не волнует. Твоя задача – притвориться. Потому что нужно быть сильным, слабых здесь достаточно. И вот выдержать всё это, пройти через все ужасающие испытания, которые оказывают воздействие на человеческую психику, и остаться Человеком с большой буквы – вот что означает «быть богом».

А теперь давайте подумаем, так ли нереален  представленный сюжет? Разве дело во времени? А может подобный сюжет может развиваться в любые времена, независимо от степени цивилизации и развития общества, на любой планете, в любой стране, и даже рядом с нами? Не это ли мы можем наблюдать в наше время? Так, возможно, государство Арканар – это не такая уж и антиутопия?

Как только мера духовности общества снижается, нравственность и мораль становятся ненужными понятиями, на первый план выходят меркантильные, потребительские интересы, с радостью поощряемые кучкой так называемых «правителей мира». Граница между добром и злом в сознании некоторых людей теряет свои чёткие очертания. При этом истинные жизненные ценности легко замещаются фальшивыми – любовь, семья, верность, сострадание больше не в чести, взамен предложена так называемая свобода выбора. Свобода от совести, от ответственности, от настоящих чувств – свобода, собственно, от самой человечности.

И вот люди определённого интеллектуального уровня превращаются в управляемую толпу, серую массу, и сразу же выходят из тени те, кто желает управлять этой самой массой в своих интересах:«Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные». Это звучит как в фантастической книге? Мы, цивилизованные люди, разве можем вернуться в прошлый век? Циничные и жестокие правители, фанатичные хладнокровные убийцы с факелами, безмозглые серые штурмовики, призывы убивать инакомыслящих, необъяснимая жестокость, кровь и страх – реальный Арканар  в наши дни может появиться в любой стране.

И тогда представленные литературные сюжеты не кажутся уже настолько антиутопиями. Об этом в своё время также писали Замятин и Оруэлл, знаменитое «окно Овертона» в действии. Понятия «человечества» как такового в этих книгах не было. Серая масса. Обычное стадо, способное лишь на подчинение. Конечно, в этом зачастую нет вины людей. Те, кто хотят быть у власти, создают искусственные условия для снижения меры духовности, потому что проще управлять безграмотной толпой, которая будет жадно внимать каждому твоему слову и считать тебя благословением для всей Земли, чем просвещёнными людьми, способными трезво оценивать ситуацию и находить недочёты в твоей работе, а также иметь своё собственное мнение, отличающееся от мнения правителя.

Именно поэтому нельзя допускать падения уровня духовности в обществе. Человек от животного тем и отличается, что может мыслить, сострадать, принимать взвешенные решения и, что самое главное, самосовершенствоваться, то есть развивать себя и свои навыки.

Казалось бы, в двадцать первом веке сценарий происходящего в книге Стругацких явно не может повториться, ведь общество существует уже столько веков и за это время оно должно было чему-то научиться, разве нет? Но людям свойственно повторять уже совершённые ими ошибки, «наступать на одни и те же грабли», как мы любим говорить. Поэтому мы и были созданы терпеливыми и сильными, готовыми ко всем трудностям, которые нас ожидают. Нужно бороться. Бороться за себя, за справедливость, за будущее.

В наши дни, как никогда, происходит непримиримая борьба Света и тьмы, милосердия и жестокости, разума и невежества. И где-то там, высоко в Небе, за нами наблюдает, жалеет и нам помогает Всемогущий и милосердный Бог, которого мы так часто просим о помощи… Но Он ничего не может сделать вместо нас самих.

Ведь только от нас с вами зависит, кто победит в этой борьбе Добра и Зла.


Ктитарова Виктория Владимировна
Школа: Учреждение дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи», очно-заочная школа "ДОНМАН"
Педагог: Мавродий Юлия Эдуардовна

Сайт конкурса "Лето Господне"

При реализации проекта «Лето Господне» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»