Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Ивана Донца, которая стала финалистом в X сезоне Конкурса среди учеников 8-9 классов
ИВАН ДОНЕЦ
ОАНО «Елизаветинская Гимназия»
(г. Москва)
Педагог: Хомяков Сергей Александрович
Урок длиною в жизнь
Заочный этап
Личный
пример — не просто лучший
метод убеждения, а единственный.
А. Швейцер
Весной у меня пропал телефон. Был
в кармане рюкзака – и не стало. Телефоном этим я очень дорожил. Во-первых, мне его подарили
родители на моё четырнадцатилетие. А во-вторых, было чем дорожить: стильный,
современный, с большим сенсорным экраном, с множеством разных функций, начиная
от различных картинок и мелодий и заканчивая восьми мегапиксельной камерой со
встроенной вспышкой. И дёрнуло меня на следующий же день принести его в школу,
похвастаться перед товарищами! Конечно же, увидев мой мобильник, весь класс
обзавидовался – у некоторых до сих пор кнопочные телефоны, а у меня – самая
последняя и модная модель, о которой можно только мечтать.
Видимо, кто-то заметил, куда я телефон убирал
и, когда я не видел, или на физкультуре, когда класс пустует, потихоньку
стащил. Интересно, кто мог на такое пойти? Колю Силантьева я даже и не
собираюсь подозревать: он мой самый близкий друг, мы дружим ещё с начальной
школы. Он бы точно, перед тем как взять, обязательно спросил разрешения.
За окном весна, яркое солнце, все
ребята в предвкушении каникул, а у меня беда: как мне домой прийти, в глаза
родителям посмотреть и главное – что сказать? Признаться, что по глупости взял
в школу телефон, стоимостью в половину зарплаты моих родителей!
Николай Васильевич - наш классный
руководитель, тёзка великого прозаика (которого он, кстати, очень любил и с
удовольствием перечитывал) – зашел в кабинет с серьезным выражением лица:
складка между бровями свидетельствовала о предстоящем разговоре. Тема уже была
известна: кража телефона. Учитель внимательно устремил суровый взор на наши
детские лица, ожидающие развязки шумной истории, которая успела облететь всю
школу вплоть до кабинета директора.
Николай Васильевич работает в нашей
школе очень давно, и многие родители моих одноклассников гордятся
тем, что учились у него. Если говорить честно, я побаивался некоторое время
своего классного руководителя, а точнее его авторитета, сформировавшегося
годами преподавания. Несмотря на то, что он никогда не повышал на нас голос, не
жаловался родителям на нелепые проступки, была в нём непрезрительная
проницательность, словно он смотрел сквозь меня. Однако многозначительное молчание учителя
было страшнее самых громких слов.
Классный руководитель стоял в
центре кабинета, разглядывая каждого ученика так, точно в наших глазах или
действиях можно было узнать виновника предстоящей беседы. На парте Кати лежал ластик, Николай
Васильевич взял его и сказал спокойным, но строгим голосом: «Видите эту вещь?
Самый простой ластик, который продаётся в каждом канцелярском магазине. Полвека
назад таких ярких ластиков в нашей стране не производили, но их дарили
иностранцы или привозили соотечественники в качестве сувенира из Венгрии и
других дружественных государств, где располагались советские гарнизоны», –
начинал рассказывать наш учитель. «У моего друга Миши, с которым я сидел вместе
за одной партой, появился такой необычный зелёный ластик, обладающий мятным
ароматом. Мне было почти столько же лет, сколько вам сейчас, когда я совершил
это преступление. Да, я не смог удержаться от искушения – обладать кусочком с
неповторимым ароматом.
Наш учитель, как и я сейчас, находился перед
классом. Он попросил всех учеников закрыть глаза: «Пусть тот, кто совершил этот
поступок, вернёт владельцу украденное». Все закрыли глаза, и я сначала тоже.
Нащупав в кармане ластик мокрыми от волнения пальцами, оставаясь с закрытыми
глазами, я тихо-претихо положил его на Мишину тетрадь. Теперь мне было очень
стыдно открыть глаза и посмотреть на учителя. Больше всего я боялся его мнения
обо мне, об ученике, которому он так доверял.
Когда я с ужасом разомкнул веки,
то увидел одноклассников, стоявших у своих парт с зажмуренными глазами. Но
каково же было моё удивление, когда я, исподлобья пытаясь взглянуть на фигуру
учителя, увидел его, обращённым лицом к доске. Чтобы не разочароваться ни в
одном из нас, не унизить никого обличающим взглядом, он отвернулся и тоже
закрыл глаза. Это был для меня бесценный урок, который я пронес через жизнь. Всё
моё сердце пылало благодарностью к этому человеку, научившему меня верить в
людей и прощать им обиды. Сейчас и я прошу каждого из вас закрыть глаза».
Все послушно исполнили просьбу, а
Николай Васильевич подошел к учительскому столу и отвернулся. По моим щекам
потекли слёзы то ли от услышанной истории, то ли от случайного прикосновения
чей-то тёплой руки, бесшумно возвращающей мне телефон.
Эпилог
Когда я пришёл из школы, а
родителей ещё не было на мой новый телефон неожиданно позвонили. Это был Коля.
«Привет, - сказал он, - я тут тебе одну вещь
хотел сказать, не знаю, как и начать... Короче, это я взял твой телефон,
прости. Он действительно классный у тебя! Думал, возьму на некоторое время,
потом отдам…». Конечно же, после таких слов чистосердечного признания я и не думал держать обиду на Колю. Я его
успокоил, сказал, что всё в порядке, ничего страшного в этом нет и со спокойной
душой положил трубку. После этого случая, произошедшего со мной, я вспомнил
одну фразу, которую наш классный руководитель очень любил цитировать из поэмы
«Мёртвые души»: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось
бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное
русское слово».