В газете «Православная Москва» вышла статья, посвященная Патриаршей литературной премии. Лауреаты и номинанты отвечают на вопросы о современных героях и простых людях, о тенденциях общественной мысли и сущности православной литературы.
Виктор Лихоносов, лауреат:
ПАМЯТЬ О ПРЕДКАХ – НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
– Как проще всего возродить русскую традицию, обрести нашу идентичность?
– В детстве – просто любить родителей, дедушку с бабушкой. А затем, осознав себя, уже любить дальние века нашей истории. Меня вдохновляет и воодушевляет «Бессмертный полк»! Люди несут фотографии своих родных, а вместе с ними по городам и весям торжественно шествует глубокое, настоящее чувство к своей Родине. Подлинная память о предках – это и есть самая прекрасная наша национальная идея. На сегодняшней церемонии меня очень порадовали дети. У входа встречали кадеты, на торжественном концерте выступали прекрасные детские коллективы… Смотрел и думал: когда есть государева воля, дети вырастают прекрасными. Они проносят наши мысли и идеи, страдание и величие Родины дальше в будущее…
– «Государева воля»? Вы имеете в виду нынешнего главу государства?
– Не только его! Государевой волей должен обладать каждый, в том числе и представители творческой интеллигенции… Это искреннее чувство Родины, желание и необходимость жить, укреплять ее и защищать. Оно должно пребывать в нашем сердце не абстрактно, но в связи с конкретными именами и событиями. К сожалению, преемственность нашей исторической судьбы была прервана. Сегодня эту традицию необходимо восстановить.
– Ваше творчество отличается особой, неповторимой лиричностью. Что такое для вас музыка?
– Для меня она определяет все! Именно за музыкальность прозы люблю наших прекрасных мастеров слова Ивана Бунина и Юрия Казакова. Музыка – это душа. А русская литература и искусство выражают именно душу…
Василий Дворцов, номинант:
ЛИТЕРАТУРА ВОЗВРАЩАЕТСЯ К СВОЕМУ ПРИЗВАНИЮ
– Какие тенденции вы можете подметить в нынешних произведениях молодых авторов?
– В основном позитивные. На конкурсы перестали присылать порнографию, из произведений уходит нецензурная лексика. Появились серьезные размышления о человеке, о смысле жизни. Похоже, литература возвращается к своему исконному призванию.
– Вы расписывали храмы. Пожалуй, и художественное слово воспринимаете взглядом иконописца…
– У иконописца, в отличие от живописца, взгляд ловит не какие-то разрозненные подробности, но типаж. Это очень помогает при работе над текстом. Современный автор не может, как в XIX веке, дать описание своего героя от прически до ботинок на несколько страниц. В нескольких фразах мы должны представить читателю знакомый тип…
– Новые типы появляются?
– Типажи вечны, меняются их роль и значимость. В определенное время на первый план выходит тот или иной тип, прежде незаметный, и задает новый тон жизни. Сейчас все громче звучит тип разобщенных эгоистов…
– Оправданно ли, на ваш взгляд, такое понятие, как «православная литература»?
– По-моему, нет. Дело в том, что вся русская классика передает православное мироощущение, и любое продвижение словесника к центру, к сути бытия приближает его к Православию. Находящееся на периферии творчество, напротив, содержит поначалу материалистическое, а затем и демоническое начало. Но будущего у такой литературы я не вижу.
Борис Споров, лауреат:
СТОЮ ЗА ТВОРЧЕСТВО, КОТОРОЕ ПРАВОСЛАВНО ИЗНУТРИ
– Каким, на ваш взгляд, должно быть по-настоящему православное произведение?
– Можно изобразить храм и молящегося человека, можно показать паломника с иконой на груди, и вроде бы это будет православной литературой. Но я за творчество, которое православно изнутри. К примеру, Раскольников у Достоевского убийца, но при этом «Преступление и наказание» – роман глубоко нравственный.
– Что в современной Москве вам ближе всего?
– Новодевичий монастырь и храм Илии Пророка Обыденного, в который ходил десятки лет. Храм Христа Спасителя мне кажется слишком большим. Его нельзя объять, как и Россию.
– Бывают ли в жизни чудеса?
– Конечно. Ровно 60 лет назад за высказанное на комсомольской конференции предложение о самороспуске комсомола меня арестовали и осудили. Когда вернулся из заключения, крыши над головой не было. Сижу в своей съемной каморке и молюсь: «Господи, помоги!» Стучится какая-то женщина, заходит в калитку и говорит: «Я управляющая домами. Вот вам ордер на маленькую комнату».
Ирина Богданова, номинант:
ВАЖЕН МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК
– В этом году мы вспоминаем трагические даты, связанные со столетием революции…
– События 1917 года присутствуют в моем творчестве постоянно – начиная с первой книги, ведь революционные годы изменили судьбу абсолютно всех людей в России.
– Что сегодня для вас в творчестве главное?
– Простой человек в трагической ситуации или в эпоху исторических перемен, катаклизмов. Именно маленький, ничем не выдающийся человек.
– Вы живете в Санкт-Петербурге. А в Москве любите бывать?
– Москва чудесна. Сейчас она очень дружелюбная, приветливая и красивая.
– Над чем работаете?
– Только что закончила книгу «Я спряду тебе счастье». Повествование включает события от дореволюционного периода до наших дней. Сегодня мне привезли сигнальный экземпляр, подержала его в руках…