Книге Жан-Клода Ларше «Вариации на тему любви и милости» присуждено второе место в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2024 года
***
Любовь (ἀγάπη, ἔρως) представляет собой сущность христианской жизни, как Святой Дух открыл апостолу Иоанну: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8, 16). «Многие сказали многое о любви, — пишет преподобный Максим Исповедник, — но только ища ее среди учеников Христовых, ты обретешь ее, ибо одни они имеют Учителем любви истинную Любовь, о которой говорится: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание... а не имею любви — нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 2–3)». И святитель Григорий Богослов говорит: «Но если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь (1 Ин. 4, 8)».
Любовь резюмирует и объединяет всю христианскую жизнь. Она не только представляет собой первую и важнейшую заповедь (см.: Мф. 22, 36–40; Мк. 12, 28–31), на которой основываются весь закон и пророки (см.: Мф. 22, 40), но также является совокупностью всех заповедей, исполнением закона (Рим. 13, 10), по существу концом закона. Обладающий любовью исполняет все заповеди, поскольку она их определяет и содержит в себе.
Исполняя заповеди, человек приобретает добродетели, следовательно, можно сказать, что любовь есть первая из всех добродетелей (см.: 1 Кор. 13, 13), но также их совокупность, причина, основа и вершина; она совершенство всех добродетелей. Христос является образцом всех добродетелей и, по слову преподобного Максима Исповедника, их сущностью, так как добродетели — это естественные условия, благодаря которым человек уподобляется Христу. Любовь, согласно преподобному Симеону Новому Богослову, можно рассматривать как главу духовно зрелого человека во Христе, которая представляет собой систему добродетелей.
***
Христианская любовь есть в первую очередь любовь к Богу и во вторую — любовь к ближнему, но они неотделимы друг от друга, и любить последнего, то есть ближнего, по заповеди Христовой (см.: Мф. 22, 39; Мк. 12, 31; Лк. 10, 27), следует как самого себя. Таким образом, христианская любовь включает любовь к себе, или самолюбие (φιλαυτία). Однако важно избежать путаницы, поэтому уточним, что это самолюбие (его можно обозначить как духовное, здоровое или «прекрасное») противоположно самолюбию, которое иногда называют плотским или нездоровым. Оно, согласно святым отцам, — первая из всех страстей и их мать. Самолюбие-страсть состоит в том, чтобы любить себя по плоти (Рим. 8, 13), эгоистично и нарциссически, забывая о Боге. Напротив, самолюбие-добродетель предполагает духовную любовь к себе, в Боге, памятуя о Нем; она подразумевает любовь к себе — такому, какой ты есть в настоящее время (созданному по образу Божиему) и каким призван стать — уподобляясь Богу, сделавшись Его чадом по усыновлению и богом по благодати.
Духовная любовь к себе, или самолюбие-добродетель, подчинена первой заповеди (о любви к Богу), поскольку духовная любовь к себе может быть только в Боге и ради Бога. Она, как отмечает преподобный Максим Исповедник, состоит в том, чтобы «непрестанно служить Богу этим прекрасным самолюбием».
Любовь к Богу и самолюбие-добродетель взаимообусловлены: духовно любить себя — значит любить образ Божий, следовательно, и Бога. И наоборот, как пишет преподобный Антоний Великий, «тот, кто любит своего ближнего, любит Бога, а кто любит Бога, любит душу свою», так как она есть то, что соединяет его с Богом.
***
Любовь к ближнему, сопровождаемая любовью к Богу, в значительной мере способствует очищению сердца от всех его страстей и грехов. Апостол Петр говорит, что любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 8), а святитель Иоанн Златоуст пишет: «Она — врачество против наших грехов». Авва Евагрий отмечает, что душевные страсти пресекает духовная любовь, ему вторит святой Максим.
Последний наставляет: «Если мы чистосердечно возлюбили Бога, то через эту любовь отторгнем [от себя] страсти», а также подчеркивает: «Став же благорасположенным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души».
Во главе всех страстей, от которых человек избавляется и освобождается при помощи любви, находится совершенно противоположное любви самолюбие. Как любовь можно назвать матерью всех добродетелей, так самолюбие святые отцы считают матерью всех страстей. Таким образом, одолев самолюбие, человек благодаря любви освободится от всех связанных с ним страстей. Так пишет преподобный Максим: «Кто <...> уничтожил ее [себялюбие, мать первого греха] любовью, тот с нею вместе погубил и все разнообразие грехов, не имеющих кроме нее ни иного основания, ни причины бытия».
Если любовь в своей совершенной форме подразумевает обладание всеми добродетелями, то на начальных стадиях она содействует их появлению в человеке, формирует их и содержит в себе, становится их проводником и объединяет их, придает им значимость и ценность, а также доводит до совершенства.
Таким образом, любовь постепенно ведет человека к духовному совершенству и помогает достигнуть зрелости во Христе. Если говорить образно, она глава совершенного человека, при этом все остальные добродетели — его члены, но именно любовь обеспечивает жизнедеятельность тела, она «собирает, составляет и скрепляет» «все члены духовного тела». Именно любовь, как пишет святой Максим, «соединяет разделенное и воссоздает человека в единстве смысла и образа бытия».
***
Сын Божий, отрекшись от тех даров, что подобают Ему по Его Божественной природе, вочеловечился, принял немощь и ограниченность падшего человеческого естества (но не принял греха), пошел на страдания и смерть ради спасения людей. Подражая Ему, каждый из супругов должен отказаться от тех целей, что являлись для него первостепенными, когда он жил один, то есть когда был совершенно «свободным», ни от кого не зависел и нес ответственность только за самого себя, и решиться пожертвовать своим эго (эгоизмом, а также разделяющим и разобщающим индивидуализмом), пойти на страдания и умереть для самого себя ради жизни, благополучия и счастья супруга, которые в рамках концепции «малой церкви» понимаются не в «плотском» смысле, а в «духовном». Смириться — значит умалить себя ради ближнего, как Христос во время земной жизни умалил Себя как Бог (не позволяя видеть Своей Божественной природы, единственным исключением из этого стал момент Преображения) ради людей, которых Он пришел спасти и обожить. Являясь взаимным, такое умаление для обоих супругов есть не потеря, а приобретение, потому что каждый из них таким образом обретает ценность сам и ценит другого, тем самым они получают друг от друга венцы, подобно тому как венцы на них символически возлагали во время венчания.
В браке супруги принадлежат друг другу, но это не значит, что один обладает другим как вещью, может использовать его как инструмент или проявлять в отношении него какую-либо власть или господство. Принадлежность супругов друг другу означает их взаимную жертву, отказ от самоутверждения и превозношения в ущерб любимому, от индивидуализма, от наслаждения жизнью в одиночку и от всех форм эгоизма.
***
Образцом любви для супругов должна служить любовь Христа к Церкви, а также любовь каждого из Лиц Святой Троицы Друг к Другу. В любви три Божественных Лица представляют совершенное единство без смешения, оставаясь обособленными без разделения. Супруги, любя друг друга, должны достигнуть слияния без смешения, то есть тесного союза, в котором их личные различия не уничтожаются, а сохраняются и утверждаются, при этом между ними не возникает ни малейшего разделения, ни малейшего разобщения и тем более ни малейшего противопоставления. С одной стороны, они должны научиться быть единым целым, уважая свои различия, каждый должен следить за тем, чтобы супруг в полной мере раскрывал свою индивидуальность, стремиться больше ценить и развивать особые качества супруга. С другой стороны, следует непрестанно следить за тем, чтобы различия не помешали единству, иными словами — не стали причиной разрыва и разделения, чтобы эти различия помогали достичь гармонии по аналогии с тем, как разные ноты образуют один аккорд.
В любви, которая стремится к идеалу Святой Троицы, различие рассматривается и воспринимается не как источник разделения, разобщения и противоречия, а напротив, как источник взаимного обогащения и еще одна причина любить. Для мужа жена (и наоборот — для жены муж) не может быть помехой в его собственной жизни, развитии и счастье, напротив, супруга есть их условие и венец. Это еще один из смыслов возложения на головы супругов венцов во время таинства Венчания.
***
«Как любовь, Бог открылся роду человеческому в откровении о единстве Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, — Единого Бога и через воплощение Бога Слова. В Ветхом Завете, а это Завет Закона, Бог как Святая Троица еще только предугадывается; так же точно и Любовь еще неприметно и как бы мимоходом поставлена среди многих других заповедей Закона (см.: Втор. 6, 5; Лев. 19, 18). Мир еще не созрел для принятия учения о Святой Троице, следовательно, и о любви. А эти два понятия нераздельны. Заповедь о любви, последняя среди заповедей Ветхого Завета, стала первой в Новом Завете» (4, с. 58–59).
С тех пор все Божии заповеди содержатся в одной: «Любите». Все же остальные, заповеданные Им — молитва, милостыня, смирение, чистота, терпение, жертвенность, мужество, непопечительность, умение прощать, бдение, радость и другие, — есть различные стороны любви (69, с. 109–110).
Любовь есть не только первая из всех заповедей, но и мать всех добродетелей. А «кто добудет царицу добродетелей, добудет и всю свиту царицы» (69, с. 109–110). Любовь, как пишет апостол Павел в Послании к Колоссянам, есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). «Во всех книгах Нового Завета любовь поставлена над всеми другими добродетелями и заповедями как всеобъемлющая» (70, с. 110–111).
Святитель Николай Сербский приводит хвалебные слова апостола Павла о любви из Первого послания к Коринфянам (см.: 1 Кор. 13, 1–7, 13) и добавляет: «Когда Божественная любовь приходит в сердце человека, с ней приходит всё, всё, дочь моя: и мудрость, и сила, и чистота, и милосердие, и праведность, и мужество, и воздержание, и ясновидение, и спокойствие, и веселость, и всякое добро».
***
Духовная любовь приносит каждому, кто ей обладает, прекрасные плоды. Именно она обновляет наше естество и превращает нас в новое творение, нового человека. Благодаря добродетели духовной любви жизнь человека и он сам коренным образом меняются: «Простецы становятся мудрецами, трусливые мучениками, развратные святыми, жестокие добрыми, цари и богачи слугами Христовыми, волки агнцами, а агнцы львами».
Любовью кающемуся всё прощается. Любовью человек получает от Бога прощение своих грехов (90, с. 125). Любовь уничтожает в душе все, связанное с грехом и страстями, водворяет на их месте мысли и чувства святые и благодатные — добродетельные, ибо она есть мать всех добродетелей.
Любовь к Богу изгоняет из души всякий страх. Любящие Бога не боялись ни людей, ни животных, ни нищеты, ни смерти. Напротив, они с радостью принимали те страдания, с которыми сталкивались в жизни, и были готовы пострадать за Того, Кто пострадал за них. Они стремились стать подобными Ему (68, с. 108–109). Истинной любовью — любовью духовной, которая подается нам как благодать, — мы способны справиться с любыми трудностями и преодолеть любые испытания мира сего, и более ничто не сможет отлучить нас от Бога, как наставляет апостол Павел в Послании к Римлянам (см.: Рим. 8, 35–39).
Где нет любви, там не может быть и покоя, все становится трудным и кажется невозможным. Напротив, стоит только обрести святую любовь, как все становится легко и исполнить, и претерпеть. Любовь — это радость. Любовь — это жизнь (31, с. 80).
***
Любовь — очень ценный помощник в духовной брани. Любовью побеждаешь легче, чем другими подвигами (см.: Письмо 8, с. 50), так как человеку, подкрепляемому и движимому любовью, требуется меньше усилий и скорби, с которыми он сталкивается, переживаются легче. Стяжавший любовь не чувствует тех тягот, которые сопровождают духовную брань (см.: Письмо 8, с. 51).
Любовь ко всем людям и послушание старцу — самая прочная защита против нападений диавола (см.: Письмо 10, с. 60); В результате диавол не способен «войти туда, где <...> союз любви» (Письмо 15, с. 80). Ничто не позволяет унять гнев и бурю других страстей лучше, чем любовь (см.: Письмо 8, с. 51–52). Она быстрее ведет к бесстрастию (см.: Письмо 78, с. 266) и помогает скоро достигнуть больших духовных высот (см.: Письмо 78, с. 266).
Любовь позволяет нам получить прощение собственных грехов и очиститься от страстей. «Имейте любовь, — призывает старец Иосиф, — и все Вам будет прощено».
***
Молитва за ближнего — это помощь для нас самих, так как она взращивает в нас способность любить, но в первую очередь она приносит пользу тому, о ком мы молимся: он получает и ощущает пользу от нашей молитвы. Главная помощь, которую другие могут получить от нас, — это наша молитва. Мы должны молиться в первую очередь о тех людях, за которых несем ответственность, то есть о чьих трудностях нам известно. Но мы должны осознавать, что в нашей молитве нуждаются все люди, так же как они нуждаются в нашей доброте.
Именно молитва, открывая перед нами нужды других, вместе с тем учит нас тому, что следует делать: сказать или промолчать, действовать или нет, а если да — то что именно сказать и как именно действовать.
Молитва помогает нам общаться с людьми на более глубоком уровне. Она позволяет нам лучше понимать их и быть более чуткими к их потребностям. Если мы не молимся или если наша молитва слаба, мы воспринимаем мир поверхностно. Через молитву мы приобретаем такое знание о людях, которое находится за пределами естественного познания. Преподобный Серафим Саровский, который непрестанно молился о своих родных, мог, находясь далеко от них и не получая от них новостей, знать обо всем, что происходит в их жизни.
Именно в молитве мы способны стяжать любовь, лишенную всякого эгоизма, имеющую свое основание в Боге и действующую через Него и ради Него, а не в нас, ради нас и через нас.
***
Мы инстинктивно, уподобляя христианскую любовь чувству симпатии и привязанности, любим всех людей по-разному: в большей степени тех, с кем дружны, чей внешний облик нам приятен, чей характер нам нравится или схож с нашим, с кем у нас есть взаимопонимание, с кем мы поддерживаем хорошие отношения, кто разделяет наши взгляды, поступает так, как нам кажется правильным; в меньшей степени тех, кто, на наш взгляд, не так красив внешне, чей характер кажется трудным, тех, кто не подходит нам по духу, кто далек от нас по взглядам и интересам, чьи ценности не согласуются с нашими и чье поведение нам представляется неподобающим. С другой стороны, к одним и тем же людям, включая иногда самых близких, наше отношение может меняться в зависимости от ситуации или обстоятельств: наша любовь к ним не всегда неизменна по своему качеству или интенсивности. По тем или иным причинам, а порой и без всякой причины, мы в какой-то день любим сильнее, в какой-то день — слабее, а то и переходим от любви к равнодушию или ненависти.
Из-за того, что мы так поступаем, поясняет преподобный Максим, мы далеки от истинной любви и, соответственно, от Бога. Только по мере сил подражая Богу, мы сможем приблизиться к Нему и соединиться с Ним. Только любя так, как любит Бог, мы сможем стяжать истинную христианскую любовь. Бог в равной степени любит всех людей, Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (см.: Мф. 5, 45), Он, любя людей, не проводит между ними различий (см.: Мк. 12, 14; Лк. 20, 21).
Только тогда, когда мы сможем тáк любить всех людей, любить вне зависимости от времени и обстоятельств, нас оживит совершенная любовь, пример которой подает Бог и которую по Своей благодати Он позволяет нам приобрести.
Это значит, как говорит святой Максим Исповедник, что мы должны отвергнуть страсти, которые заставляют нас думать о себе, мешают познать Бога и любить других людей такими, какие они есть. В частности, это подразумевает и то, что мы должны перестать осуждать ближнего, ибо осуждение говорит о том, что мы считаем себя образцом для подражания и не видим в ближнем самого главного. Истинно любящий ближнего — святые свидетельствуют об этом на собственном примере — не видит в нем никакого зла, но считает его человеком, сотворенным по образу Божиему, который выше каких-либо негативных черт или пороков, ситуаций или обстоятельств. Истинно любящий ближнего в каком-то смысле видит его через призму вечности, таким, каким его видит Бог, и любит и будет любить его всегда.
Материал и иллюстрация предоставлены издательством Сретенского монастыря