Вера в нового человека

Вера в нового человека
Фото: Сергей Ломов
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Дарьи Гамилиной - финалистки VIII сезона Конкурса среди учеников 10-11 классов

ДАРЬЯ ГАМИЛИНА

ОГБОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа»
(Белгородская область)
Педагог: Дедяева Нина Александровна

Вера в нового человека

Заочный этап

«Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности

люди и до чего же безрассудно и много,

как нарочно, все вместе творим зла»

Валентин Распутин 

Я долго размышляла над словами Валентина Распутина, которые как-то ненавязчиво «прилепились» ко мне в серый будничный день. Почему писатель с большой буквы так говорит о человечестве? Неужели он имеет право так писать о людях?

Распутину – 85 лет. Было бы…

Как жаль, что такой талантливый, уникальный автор, оставивший для читателей интереснейшие и злободневные произведения, так рано ушел из жизни. Как же мне хотелось бы обсудить с ним самые важные вопросы нравственности. Мы ценим человека после его смерти, но это не в этом случае. Еще при жизни в 2010 году Распутина номинировали на Нобелевскую премию, он признанный всеми читателями Великий писатель.

Я знакома со многими повестями и романами, но наибольший отклик в моей душе оставила одно из последних произведений - повесть В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

Повесть Распутина публицистична. Писатель ставит перед современниками много трудных вопросов. Среди них один их самых важных - как жить, оставаясь человеком в обществе, расколотом на два мира: бедных и богатых.

Ценность новой повести Распутина состоит в том, что она обращена к молодым, что в ней содержатся не только острые, трудные вопросы, но и ответы на них. Повесть насыщена драматизмом современной жизни, социально остра.

Один из самых драматичных эпизодов – встреча дочери Светки с арестованной за убийство насильника матерью, Тамарой Ивановной, которая задается вопросом: «А мне как жить? Мне-то как жить, дочь ты мая родная?» Обе безутешно плачут. О чем? Ответить на них можно, только прочитав повесть. Преступное состояние мира, шаткость нравственных понятий, множество «молодых, недоконченных идей» в обществе, убийство, наказание.

Насилие, беззаконие, бесправие стали «нормой» жизни, изменить которую можно только совершив поступок, став этой подлой «норме» поперек. Так и поступает Тамара Ивановна, главное действующее лицо повести - немолодая женщина-шофер, мужняя жена, мать двоих детей, дочери Светки и сына Ивана. Она, убедившись в бездействии милиции, прокуратуры, стреляет из обреза в кавказца, изнасиловавшего ее дочь. Есть преступление, есть и наказание: суд приговаривает Тамару Ивановну к шести годам пребывания под стражей. Есть страшный сон Тамары Ивановны перед преступлением с предостерегающим отцовским воплем: «Томка, воротись! Томка-а-а!..» Мужественно отбывает она свой срок, освобождаясь «за примерное поведение и добросовестную работу» на полтора года раньше. Но остается более страшная «пожизненная каторга под судом своей совести...».

В повести сопоставлены два мироощущения, две жизненные позиции. Одна - такая понятная, привычная и простая: «Нет справедливости в большом. Что искать ее в малом! Спасайся кто как может, кто во что горазд. Такое время, что поделаешь! Знай терпи». А другая — та, о которой мы забыли, от которой отошли: «Надо быть сильной. Сильнее себя»; «...Необходимо создавать из себя крепкий орешек, чтобы устоять перед безжалостными жерновами жизни. Светка, старшая дочь Тамары Ивановны, олицетворение слабости. На свидание с матерью, отбывающей наказание, во второй части повести приходит теперь женщина, отягощенная клеймом несчастной и ищущая, как ей с ним ужиться. Мать настораживают и пугают ее безвольно опущенные руки, то, что она смирилась с собой, определила свое место среди людей, видя, что там, в их «кишащем клубке, она не из последних...». Дальнейшая судьба Светки в третьей части повести, похожей на эпилог, не удивляет: «Скоропостижно выскочила замуж»... «разошлась»... родила испуганную и нервную девочку... не работает. Все как у всех, как чаще всего бывает. А не сродни ли этой слабости растерянность отца Светки, Анатолия? Того самого мужа Тамары Ивановны, который спит в глухой час ночи, когда насилуют его дочь? И так же спит он после праздничного (последнего!) ужина, устроенного Тамарой Ивановной, и не слышит, как жена на кухне превращает его одностволку двадцатого калибра в орудие мести в обрез. Даже опытный следователь, пришедший с обыском, смотрит на Анатолия «с тяжелым любопытством»: «...видно, что не знал; но как же так, браток, — не знал!..» Пытается Анатолий разобраться в происходящем с ним, с его семьей, с соседями, с окружающими. Пытается вместе со своим верным другом Деминым понять, трус он сам-то или не трус, морщит лицо от презрения к себе, ищет причину, по которой люди перестали уважать себя, стали «на чужое клевать, а от своего нос воротить». Видит Анатолий уродство окружающей его жизни, но находит ли силы противостоять ему? Тяготят его редкие встречи с Тамарой Ивановной, отбывающей заключение: «Он боялся спрашивать о жизни и отношениях в колонии, это было что-то непредставимое, о чем не хотелось изгнать ». И жену свою встречает в финале повести «в полной потерянности».

Так от строки к строке, от эпизода к эпизоду расширяются горизонты осмысления драматичной истории одной семьи, расширяется тема человеческой слабости, покорности, привычки не жить, а «перемогаться» только частью своей души, «притом не лучшей частью», привычка засыпать рано («Делать нечего. Когда делать нечего - что остается? Спать»).

В центр повести писатель поставил натуру цельную, внутренне сильную. Это — в традициях русской литературы. Глубина, сила, простота и искренность составляют самую суть характера русской женщины. Она отчаянно пытается восстановить справедливость, без которой жизнь сделалась бы для нее каторгой. Это ей принадлежат слова, обращенные к дочери: «Надо стать сильной. Сильнее себя!».

А вот слова младшего сына Тамары Ивановны, Ивана, которые говорит себе постоянно: «...необходимо создавать из себя крепкий орешек...» Силой характера, решительностью он пошел в мать. Слова его не только о крепкой скорлупе орешка, но еще больше — о необходимости создавать себя, свой внутренний мир, осознавать себя, находить свое место в запутанной в клубок жизни.

Именно с этими двумя героями – матерью связана главная тема повести «Дочь Ивана, мать Ивана» - тема пробуждения самосознания человека, тема пробуждения целого народа от сна. Иван — сын Тамары Ивановны и по крови, и по духу. С детства наделенный твердым и самостоятельным характером, он не спешит жить как все: «Это главное. Иван, как и все подростки, ходил на дискотеку, но она не захватывала его с руками и ногами... Все, во что фанатично бросаются другие, его настораживало».

За несколько недель выстраданных его семьей он быстро взрослеет. Конечно, это драма, переживаемая его семьей, это судьба его решительной и горячо любимой матери, рвущего свою душу на лоскуты отца. Но это и стычка скинхедов с наркоманами, превратившими кинотеатр «Пионер» в притон, в которую случайно был вовлечен Иван. После нее начинает размышлять Иван, почему он не похож ни на тех, ни на других и каково же его «собственное нутро».

Помогают Ивану прислушиваться к себе, обрести новые силы и мощные струи Ангары, «то темной, то голубой, то серой, то гладкой, то бьющейся в волнах». И «печаль уходящего лета

По-новому слышит теперь Иван, как звучат старинные слова: лепота, вельми, верея, чресла, навет, златозарный, светосиянный. Начинает понимать он, что само их звучание способно оживить душу человека, никогда не слышавшего слов: мама, люблю, дорогой, спасибо-только вслушайся в них.

В конце повести Иван показан человеком, определившимся в жизни, выбравшим свой путь: отслужив два года в армии, он возвращается в родные места с бригадой плотников, что покосившуюся запущенную избу своего дела, он бы ставить церковь в дальнем селе. Осматривая думает: «Вот навострюсь тюкать топориком - и надо сюда. Надо наводить порядок. Тут, если руки приложить, жить дa жить еще можно».

Острая, драматичная повесть Распутина завершается описанием светлого, «целебного», умиротворяющего дня, напитавшего все вокруг надеждой на обновление жизни и героев повести, и читателей. Новая повесть Распутина внушает веру в становление Нового человека, осознавшего себя и нашедшего свое место в жизни России.