Время вспять

Время вспять
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Анастасии Папиной, которая заняла 2-е место V сезона Конкурса среди учеников 6-7 классов

ПАПИНА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА
Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа во имя праведного Иоанна Кронштадтского»
Педагог: Выставкина Валентина Федоровна

Время вспять

Заочный этап

Время

Что такое время? Это слово мы слышим довольно часто. «Время - это последовательная смена часов, дней и лет» – сухо сообщает нам словарь. Я согласна с определением, но время для меня состоит не только из секунд и недель. Время – это еще и события. Если не было бы событий, не было бы и времени. Только застывшее пространство. Событие – громкое слово, а между тем любое действие, любой, даже ничего не значимый  поступок, уже событие. Ведь правда, чем больше событий происходит, тем быстрее для нас летит время, а если сидеть без дел и слушать сухие щелчки стрелки, отмеряющей секунды, время, кажется, вовсе остановится.

Над планетой последовательно и размеренно меняются эпохи. Стираются с лица земли города, тают льды, там, где раньше была пустыня, бушует море. Наша планета меняется. И это правильно, так и должно быть. Меняются люди. Внутри человека тоже меняются эпохи. Меняются его привычки, пристрастия, его характер, его мораль. Иной раз под давлением случая все могут кардинально перемениться.

Случайности

Как много их в жизни людей. То и дело мы слышим: «счастливое совпадение», «несчастный случай», «неслучайная встреча»… Мы не заостряем на них внимание, даже не пытается понять промысел Божий, сверкнувший в неожиданном совпадении. Вся жизнь разделяется случаем, сверкнувшим как комета, но озарившим все прежние годы. Молекулы, как стеклянные шарики, сталкиваясь, разлетаются, чтобы снова столкнуться с уже другими и своим хаотичным движением в пространстве создают траекторию своей жизни. 

И только православный человек понимает, что в жизни нет ничего случайного.

Бабушка

Моя бабушка – учительница математики. Больше двадцати лет назад она была совсем не воцерковленная, в храм  после позднего крещения редко заходившая. Но случай (вот он – случай в жизни!) привел ее в церковь. Совершенно не зная, что ей там делать, она обратилась к свечнице, а та указала на исповедующего священника. После этой встречи бабушка изменилась, стала заходить в церковь. После одной особо затянувшейся исповеди ей кто-то сделал замечание, что нехорошо так задерживать других людей. И, если уж так необходимо поговорить, нужно пойти в православную воскресную школу, в которой и преподает этот священник – отец Вячеслав. Бабушка спросила адрес и пошла. Там она познакомилась с новыми людьми, желающими открыть в нашем городе православную гимназию. Например, с будущим ее директором. Он был ученый-математик. Работал в институте, рассчитывал траектории полетов баллистических ракет. 

DSC05742.jpg
Анастасия Сергеевна Папина

Ученые

Считается, что деятели науки не признают существование Бога. Не понимаю, откуда могло взяться это мнение. Великие ученые, такие, как Менделеев, Ньютон, верили во Всевышнего, в Его высокий промысел. Биологам, математикам, любителям точных наук труднее познать Бога. Это понятно, ведь математики, прежде всего, ценят разум, знания. Вера же отличается от знания тем, что знание воздействует больше на ум, а вера – на чувства, вызывая согласие с полученным мироощущением. Ведь непостижимая сила Творца является в законах вселенной, глубина Его разума запечатлена во всем мире. Да что там законы мира, они рассыпаются в прах пред самыми обыкновенными чудесами, которые могут произойти в жизни каждого. Они и происходят. Коробейниковская Казанская икона Божией Матери, просиявшая у нас в Алтайском крае, известна теперь повсюду. Эта икона невероятно обновилась. Я долгое время была уверена в том, что это чуть ли не единичный случай. Но нет, подобные случаи нередки. Слышала множество свидетельств, как люди приносили домой иконы с почти стершимися ликами. И через какое-то время иконы начинали меняться, время будто бы поворачивало над ними вспять. Подобное я слышала и от бабушки…

Рассказ бабушки

Бабушка перешла работать в православную гимназию. Однажды сюда принесли икону, с первого взгляда и не ясно было, чья это икона. Просто темная доска. Но, если приглядеться, становилось заметно очертание женщины, стоящей в полный рост, и буквы красивой славянской вязи рядом. Однако прочитать, что написано, было невозможно. Девушка, принесшая икону, рассказала, что к ней она попала от некоего мужчины, жена которого прибила святой образ к собачьей будке. Святой лик был спасен от дальнейшего поругания, но что с ним делать, девушка не знала, и отнесла ее в православную гимназию. Икона была большая, видимо, храмовая, когда-то была, конечно же, очень красива…

Образ повесили в молельной комнате, и как-то позабыли о ней. Через некоторое время священник обратил на нее внимание, и только тогда люди заметили перемену. Платье на женщине заголубело, пусть еще и не яркими, но уже весьма четкими красками, а из надписи следовало, что это Боголюбская икона Богоматери. Все изумились чуду. В помещении ведь никто не бывал, кроме преподавателей, некому было тайком подкрашивать лик. Пространство и время будто стали течь над иконой по-другому, возвращая ее к первоначальному образу. Говорят, позднее, когда уже бабушка не работала в гимназии, люди замечали еще более сильные изменения в святом изображении.

История гимназии

Не только иконы страдали и терпели в безбожное время. Гнали, расстреливали священнослужителей, храмы захватывали обновленцы, или  устраивали там склады, конюшни, а то и совсем взрывали. В Бийске, некогда бывшем духовной столицей Алтая, работал только один храм, не разрушенный и не захваченный обновленцами – Успенский кафедральный собор. Судьбы остальных не избежало и Архиерейское подворье – сердце Алтайской Духовной Миссии. Но обновленческое движение не прижилось на намоленных землях Алтая, храмы возвращались в православие, восстанавливались, как и иконы, тут уж, конечно, не без участия людей, но время лечило.

…Катехизаторское училище, обучающее будущих миссионеров, катехизаторов, педагогов, ученых, писателей. Здание было построено с помощью городских меценатов и почетных горожан. Так же приходили и пожертвования от отца Иоанна Кронштадтского, на эти средства был приобретен иконостас однопрестольной домовой церкви. Но во время революции здание было отобрано. Двадцатого апреля 1920 года местный уездный революционный комитет постановил «предоставить в распоряжение отдела здравоохранения для использования катехизаторское училище и архиерейский дом» для уездной больницы. В течение нескольких последующих лет священнослужители еще удерживались на этой территории, но после ареста архиепископа Иннокентия в бывшей архиерейской церкви служили обновленцы. А в 1930 году там разместилась воинская часть. Домовой храм катехизаторского училища прекратил свое существование, просторное помещение облюбовали как актовый зал дома офицеров. Впоследствии архиерейский дом и Казанский храм были возвращены Православной Церкви. А училище? Да, но за него еще долгое время шла борьба…

Гимназия

Гимназия начиналась с нуля, но постепенно росла, развивалась. В начале существования был лишь один первый класс, потом каждый год прибавлялся еще один.

Школа меняла множество помещений. В конце концов, ей пообещали здание бывшего Катехизаторского училища. Но вначале его не отдали целиком, половину помещений все равно занимали офицеры. Они были уверены, что скоро выгонят отсюда детей с их учителями…  А получилось наоборот. В двухтысячных годах военным пришлось уйти.

Мифы и правда

Со временем гимназия крепла, в ней оживала Миссия, уничтоженная было революцией, которая разделила жизнь России и Православной Церкви на «до» и «после». Люди и сейчас не полностью оправились после нее. До сих пор на религию смотрят как на нечто устаревшее. На православную гимназию тоже…

Когда я говорю, где учусь, многие, мягко говоря, удивляются. А некоторые деликатно интересуются, не собираюсь ли я стать монахиней. Когда я отвечаю «нет», удивляются, спрашивают, зачем тогда такой выбор? Люди изменились, изменилось время. А ведь на Руси единственные школы были церковно-приходские. А сейчас? Многие уверены, что если учишься в православной школе, регулярно ходишь в храм, значит, ты станешь монахиней. Почему? Разве только в монастыре можно по-настоящему верить в Бога? А в миру – нет? Неправильное мнение. Да, из гимназии вышло много монахов, клириков, регентов. Но не только! Наши выпускники поступают в самые разные высшие учебные заведения. Они становятся программистами, физиками, инженерами… А я хочу стать историком. Наблюдать за временем.

Ведь мы знаем, что машина времени – сказка, вернуться в прошлое нельзя. Но то, что не подвластно человеку – подвластно Богу. Даже повернуть время вспять…