Законы Божьи и заповеди блаженства в сказке Пушкина

Законы Божьи и заповеди блаженства в сказке Пушкина
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Ники Куприяновой - финалистки VIII сезона Конкурса среди учеников 6-7 классов

НИКА КУПРИЯНОВА

ЧОУ «Православная гимназия во имя святого равноапостольного князя Владимира»
(Новосибирск)
Педагог: Перепелкина Людмила Ивановна

Законы Божьи и заповеди блаженства в сказке Пушкина 

Заочный этап

В пятом классе на уроках литературы мы читали и анализировали сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказку о мертвой царевне». Конечно, эту сказку я слышала в раннем детстве от мамы и хорошо знала ее. Но сейчас, когда я выросла, когда я учусь в Православной гимназии, я уже по-другому воспринимаю события этого произведения. А самое главное – я увидела то, что раньше не видела и не понимала. Для меня эта сказка открылась по-другому.

Что же нового я обнаружила в этой сказке? Раньше я воспринимала ее как волшебную занимательную историю, похожую на сказку о Белоснежке. Читая Евангелие, я знаю, что Господь через пророка Моисея дал людям десять заповедей. Не сотвори себе кумира, почитай отца твоего и мать твою, не убий, не прелюбодействуй. Не лги, не пожелай чужого добра…. Нарушение этих заповедей не приводит ни к чему хорошему, это давно известно. Конечно, я сразу увидела в тексте сказки нарушение царицей трех важных заповедей: не делай себе кумира, не завидуй, не убивай.

Какой же кумир был у царицы? Какого кумира она сотворила? В толковых словарях говорится, что кумир – это статуя, изображающая языческие божества, предмет, служащий объектом религиозного поклонения. В современном значении, кумир – предмет для подражания. Для царицы таким кумиром была ее необыкновенная красота. Царица была своенравной, ревнивой, надменной и гордой, но, когда зеркальце говорило о ее красоте, она сразу менялась, становилась доброй и ласковой. «С ним приветливо шутила». Ни с кем она себя так не вела. «И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь.»»

Но вот подрастает молодая царевна, и она оказывается красивее царицы. Как гром среди ясного неба прозвучали для царицы слова из зеркальца: « Но царевна всех милее, всех румяней и белее.» Зависть заполнила душу царицы. Пушкин так и пишет, что царица наполнилась «черной завистью». Значит, нарушение первой заповеди привело к нарушению другой. Зависть – это страшное состояние, когда человек не может смириться с тем, что кто-то оказался лучше его. Так у царицы появляется желание убить царевну, а это нарушение третьей заповеди. С помощью Чернавки она пытается осуществить свой коварный замысел. Когда у людей рушится их кумир, им больше нечем жить. Вот это и произошло с царицей в конце сказки. Ей нечем и незачем теперь жить, и она умирает.

Увидела я также в этой сказке и заповеди блаженства. Вспомним первую заповедь: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Я знаю, что нищие духом это люди, которые понимают, что все, что мы имеем, дал нам Господь. Красоту, здоровье, способности, богатство. Но царица считает, что красота - это ее собственность, которую у нее не отнять. Господь таких гордых людей смиряет, что и произошло с царицей. Но молодая царевна своей красотой нисколько не гордится, она ее словно не замечает, не соперничает с мачехой, ведет себя скромно. Бог любит смиренных и всегда им помогает. Это и произошло с царевной.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Кротость - это спокойствие и христианская любовь к людям. Такой и является царевна. Ее хотели убить, ее выгнали из царского дворца, она живет в лесу у семи богатырей, но она не возмущается, не ропщет. Она смиренно все принимает. Царица же наоборот: возмущается, гневается, когда узнает о появлении соперницы. Хотя зеркальце говорит ей, что она по-прежнему прекрасна. Но ей этого мало.

Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут. Милостивые люди – это сострадательные, жалеющие других. Люди, которые помогают попавшим в беду. Этой заповеди придерживалась сначала Чернавка. Царица приказала ей связать в лесу молодую царевну, но Чернавка, жалея девушку, отпускает ее. Проявляет милость, сострадание. Потом, когда царица угрожала ей рогаткой, Чернавка все-таки выполнила ее приказ. Хотя, может быть, это сама царица переоделась?

Этой заповеди придерживаются и семь богатырей. Они приняли царевну, уважают ее, любят, не обижаются, когда она отказывает им в сватовстве. Они уважают ее выбор и ее верность королевичу Елисею. Именно они хоронят царевну в хрустальном гробу, потому что она лежала как живая.

Даже пес Соколко жалеет царевну. Не подпускает к ней старуху с отравленным яблоком. Когда богатыри возвращаются домой, пес жертвует своей жизнью. Он съедает яблоко, чтобы показать братьям, как погибла царевна.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Для меня таким героем с чистым сердце является королевич Елисей. Мне нравится, как он верен царевне. Он ищет ее и обращается за помощью к солнцу, месяцу и ветру. Даже узнав, что невеста умерла, он все-таки продолжает ее искать. Он плачет два раза о своей невесте, так ее очень любит.

Блаженны плачущие….   Плачущие это те, кто горюет о своих грехах. Но царица нисколько не раскаивается в том, что она сделала. Умирает она из-за своей гордости и эгоизма. Царь-отец тужит о своей пропавшей дочери. Но ведь это он женился, не подумав. Он увидел в царице только красоту, а что она за человек, не понял. Сможет ли она стать матерью маленькой царевне? Не кажется, что об этом царь не подумал, когда женился.

Вот что можно увидеть, если внимательно вглядеться в содержание сказки. Александр Сергеевич Пушкин был прекрасным поэтом и православным человеком. В этой сказке он воплотил идеалы русского народа. Мне очень нравится, когда в произведении отражены божьи заповеди и заповеди блаженства. Это очень хорошо. Читая такие книги, дети учатся различать добро и зло. В сказках это очень хорошо видно, ведь в них всегда добро побеждает зло. Дети подражают хорошим героям, дети знакомятся с законами, по которым мы должны жить.