Рассказы Владимира Крупина, лауреата Патриаршей литературной премии 2011 года
УСТАНОВКА КРЕСТА на храме всегда притягательна. Вот Крест на земле ещё. Читаются и поются молитвы, священник окропляет Крест освящённой водой. Окропляет и собравшихся. Молящиеся подходят, прикладываются. Хор особенно громко слышен. И вот - подъёмный кран подъезжает, за дело берётся крановщик. Крест медленно поднимается, в прямом смысле возносится. На куполе его ждут верхолазы, устанавливают в гнезде, закрепляют. Всё это время молитвенно поёт хор. Но работающий мотор крана его глушит. Установили. Кран отъезжает. Снова хор. И долго не расходятся молящиеся, всё глядят на сверкающий Крест. Ведь к нему они прикладывались и говорили свои моления, и они вознеслись ближе к небу. Они уже там. И кажется тебе, что частичка тебя тоже вознеслась и стала жить на храме.
И всегда потом, бывая у храма, глядя на Крест, вспоминаешь Вознесение Иисуса Христа и то, что прикоснулся губами именно к тому месту, где были прибитые кованым гвоздями ступни Спасителя. Из которых лилась кровь, которой ты причащаешься.
РАЗОЧАРОВАНИЕ ГЕРЦЕНА в Западе и разочарование Чаадаева в России - вот, может быть, ключ к разгадке ума русских учёных и политологов, и философов, и историков.
ТЫ ОСУЖДАЕШЬ кого-то? Твоё осуждение - это прямое указание на тот недостаток (грех), который есть в тебе. «Да она такая завистница. Он такой жадный. Он и в церковь-то не любит ходить». И тому подобное. Трудно это правило на себя перевести. Но надо стараться. Дёргает тебя нечистый за язык, спохватись: это же ты о себе говоришь.
Это я ещё и самому себе говорю. Ибо принадлежу к цеху пишущих, рисующих, сочиняющих, играющих, ваяющих: «Да какой он писатель! Да разве это поэзия? И это, вы думаете, актёр? Актриса? Это художник? Да это Леонардо недовинченный. Он, а вы что, не знали, такой бабник. Да она на всех мужиков вешается».
Осуждение в мире искусства сближает бездарей. «Против кого мы будем дружить?»
УПУСТИМ ШКОЛУ - упустим страну. Да уже и упустили. Меж жизнью, родителями и школой охранники. Это «для безопасности учащихся». Имеется в виду терроризм. Но главная опасность свершается ежечасно: дети воспитываются без Закона Божия.
Никак не возьмут наши руководители пример руководства страной от предшественников. Для тех школа была наиважнейшей.
ЕКАТЕРИНА II, «Наказ»: «Чтобы нравственно возвысить народ, надобно ему дать надлежащее воспитание, построенное на началах разума, проникнутое духом христианской любви».
НИКОЛАЙ I, «Манифест» от 13.7.1826г. «Паче же всего да будет страх Божий и твердое отечественное воспитание юношества основой всех надежд к лучшему, первою потребностью всех состояний». «Закон Божий» как учебный предмет был введён именно Николаем I.
ЗАПАД ОТ ТОГО отстал от нас в организации школы как учреждения не только образования, но и воспитания, что совсем нами не интересовался. Но мы-то поглядывали на них. И брали, что получше. Но учили по-своему. И у нас было чему поучиться. Доселе плохо изучен пример церковно-приходских школ, когда даже читать учили по Псалтири, то есть одновременно с грамотностью шло и нравственное обучение.
Но недолго была такая радость: тогдашние либералы убедили государство создавать земские школы. А они были обезбожены. Отсюда всё: падение нравов, воспитание недовольства порядками в стране, то есть близкая революция.
И сейчас опять во все источники информации, печать, интернеты, айфоны всеваются семена пошлости, издевательства над историей, вливается яд зависти к богатству. О любви к родине, о ценности семьи, где это? Нет, есть и нужное, но мало, оно – в насильственном забвении.
ЛОМОНОСОВ О РУССКОМ языке: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет».
НЕ ТО СТРАШНО в старости, что скоро умрёшь, а страшно, что именно в старости настигает тягчайшее осознание того, что сделал мало и плохо. И многих огорчил, обнадёжил, а не успел загладить вину.
РНЛ