Март! А это значит, что очный этап Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господня» им Ивана Шмелёва состоится уже совсем скоро: в Москву для написания очной работы и знакомства с писателями и литературными достопримечательностями города приедут 37 финалистов четвёртого конкурсного сезона из самых разных уголков России и Зарубежья…
А пока наиболее яркими впечатлениями от заочного этапа с пресс-секретарем конкурса Сергеем Сергеевичем Арутюновым делятся эксперты-педагоги –
Марина Саввиных (Красноярск),
Татьяна Васюченкова (Москва) и
Марина Агафонова (город Михайловка Волгоградской области).
- Уважаемые эксперты, заочный этап конкурса «Лето Господне» завершён. Вы скрупулёзно проверяли каждую работу, присваивали её баллы по нескольким критериям, и, пока ещё свежи впечатления, позвольте задать вам несколько вопросов. Во-первых, какие из работ оказали на вас наибольшее впечатление? О чём они были написаны и, что самое важное в литературе, - каким языком? Припоминаются ли вам из них какие-нибудь особенные сюжеты, описания, выражения? Сделали ли вы какие-нибудь открытия?
М.С.: Теперь уже очень хочется узнать имена юных авторов, сочинения которых я отложила в отдельную папку, но, к сожалению, пока это недоступно: все работы зашифрованы. Впрочем, есть в этой интриге и приятная таинственность. В моей «особой папке» – работы, как говорят филологи, «аутентичные», то есть полностью самостоятельные. Ведь не секрет, что текст, даже дающий 100% уникальности при проверке «антиплагиатом», не всегда соответствует возрасту и личному опыту конкурсанта.
Бывает, что за написанным от имени ребёнка текстом, стоит – иной раз и далеко не бесталанный – взрослый человек. Так вот: в моей «особой папке» - сочинения, в авторстве которых я не сомневаюсь. Они написаны таким живым, непосредственным – пусть не всегда гладким, но собственным языком, что сомнений не остаётся: это написал ребёнок. Иногда, чтобы раскрыть сложное мировоззренческое понятие, юные авторы прибегают к художественному вымыслу. На этот раз среди работ, которые я проверила, было много сказок и даже один фантастический рассказ о путешествии во времени. Была даже пьеса для школьного театра! Крайне наивная, но живая. В этом сезоне среди присланных на конкурс сочинений я отметила действительно талантливое стихотворение, что бывает крайне редко. Возрастная категория – 8-9 класс. Вот начальная строфа:
Белые ночи, Белое море
Без хищного зверя – остров святой.
Здесь и вода отдает чистотой.
Разве возможно людское горе?
Так размышляли Савватий, Зосима.
Монастырь Соловецкий основали за сим.
Приятно удивили литературоведческие изыскания нынешних конкурсантов. Казалось бы, сколько уже написано о «Слове о полку Игореве», но в одном из конкурсных эссе я обнаружила такую горячую, страстную апологию православной основы «Слова…», что ещё и ещё раз утвердилась во мнении: «Слово о полку Игореве» могло быть создано только христианином! «Чем-то князь Игорь похож на блудного сына, который, влекомый страстью, попал в невыносимое, позорное положение, но раскаялся и попросил прощения у доброго отца, который помиловал и простил его», - пишет автор эссе. Согласитесь, не банальное суждение!
Или – вот: «Этюды православной жизни». Молодой человек рассказывает об опыте воцерковления. Очень тонкий и выразительный образчик литературной исповеди. Может быть, без особых стилистических изысков, но «этюды» захватывают, читаются «на одном дыхании».
Нужно сказать, что «стилистические ухищрения» в детском тексте чаще всего выглядят избыточно и неуместно. Любые «тропы» тем и хороши, что непредвзяты, естественны. Лучшие сочинения наших конкурсантов отмечены как раз такой естественностью, органичностью.
Т.В.: В прошлом году после проверки помнила в деталях две работы – «Девочка с красными руками» и рассказ-впечатление о поездке в гости к монаху, переданы были запах трав, висевших в келье, вкус чая, настоянного на этих травах, задушевность бесед. Мне на вручении наград (я была уверена: они попадут в число призёров) хотелось увидеть юных авторов и поблагодарить за творчество, что я и сделала потом.
В этом году ни одна работа не врезалась так же в память, кроме нестандартного оригинального анализа романа «Мастер и Маргарита»… Так как конкурс творческий, то, прежде всего, запомнились и работы творческие – «Арское чудо», «Волшебный праздник» «Утешение», «Чтобы помнило сердце», «Бог позаботится обо мне», «Подстрекатель», «Светоч во мраке Смуты».
Есть интересные работы литературоведческой направленности, они, конечно же, носят и субъективно-личностный и исследовательский характер, в отличие от многочисленных реферативных работ. Наиболее выделились – «Творчество современных писателей Святой Руси и духовное осмысление событий современности», «Смысл эпиграфа последнего романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Смирение, вера и любовь в творчестве И. С. Тургенева (стихотворения в прозе и рассказ «Живые мощи»), «Вклад писателей в развитие духовных ценностей общества», «Благодарственное письмо архимандриту Тихону, автору книги «Несвятые святые», «Утраченные ценности в романе И. Шмелёва «Богомолье» и в повести А. Платонова «Котлован», «Всё, что ни вижу я… глядит на меня любовно».
Третий вид работ – исследования исторического характера. Работа, которая полностью соответствует заявленному жанру – исследовательская работа, - «Жизнь и подвиг за веру иеромонаха Гурия». Хороши также «Жизнь Луки Войно-Ясенецкого», «Новомученики –опора православной веры», «Дневниковые записи горничной Дуни при великих княжнах», «Подвиг новомучеников и исповедников церкви Русской, уроженцев Граховского района» «Новомученик Евгений Родионов».
М.А.: Наибольшее впечатление произвела работа «Богом данная». Девочка католической веры пишет о старице Макарии с любовью и почтением, уважительно относится к православной вере.
- Какие из заочных работ показались вам наиболее отвечающими критериям конкурса?
М.С.: Пожалуй, работы, посвящённые семейным историям, или такие, в которых речь идёт о паломнических поездках, или местных храмах… Немало сочинений о книгах – особенно популярны у нынешних участников Достоевский, Платонов, разумеется, сам Шмелёв. В принципе, всё, что говорит о связи поколений, о ценности традиций, об осмыслении трагической истории нашей страны в ХХ веке, - соответствует направлению конкурса. Таких работ было много.
М.А.: Все работы, получившие максимальные баллы, отвечают критериям конкурса. Авторы не используют «штампов», пишут «от себя». И это важно!
- Каких работ было больше, «художественных» или «реферативных», и какой тип работы, субъективно-личный или исследовательский, ценнее для формирования молодого человека?
М.С.: Разумеется, реферативных работ было больше. Убеждена, в отроческие годы гораздо важнее развивать у человека личную позицию в отношении идей, явлений, поступков окружающих людей и своих собственных. Воспитывать чувство авторства и развивать у детей собственную «прямую» речь. Учёных-филологов «сделает» высшая школа. А нам, учителям детей и подростков, гораздо важнее почувствовать характер дарования ученика и поддержать его. Не знаю, как другие эксперты, но я обращала внимание, прежде всего, на работы с ярко выраженным субъективно-личным компонентом.
Т.В.: Из проверенных мною работ больше реферативных. А запоминаются больше творческие работы. Очевидно, надо развести два направления работ, творческие и реферативные: выработать немного другие критерии для работ исторической направленности.
М.А.: Больше было «реферативных» работ. Большинство конкурсантов не разграничивает понятия «название» и «тема», и потому, во избежание путаницы, им стоит внимательнее вчитываться в положение о конкурсе.
- Отметили ли вы какие-нибудь специфические черты в том, как отнеслись конкурсанты к предложенным темам, если иметь в виду, что в истекшем году вспоминалась и 100-летняя годовщина двух революций 1917 года, восстановления патриаршества, гонения на Церковь?
М.С.: Названные темы действительно привлекли много участников, но, по моим наблюдениям, так было и в предыдущем сезоне. Когда речь заходит о Православии, у ребят, видимо, именно эти вопросы первыми всплывают в сознании.
Т.В.: По сравнению с прошлым годом стало больше значимых исторических работ, когда участники конкурса обращаются к документальным источникам, сопоставляют их, дают субъективную оценку, а не просто переписывают известные факты. Очень много работ, связанных с гонениями на Церковь, и, я думаю, конкурсантам были интересны конкретные исторические сведения.
М.А.: Темы, предложенные в этом году, интересны, им было посвящено множество работ («Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова», «Жизненный путь священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого)», «Патриаршество на Руси»). Однако некоторые конкурсанты отнеслись к темам поверхностно: просто прочитали и пересказали. Такие работы «не цепляют», читать их скучно.
- Если вы помните предыдущий сезон и пусть невольно, но сравниваете сегодняшние работы с теми, что читали год назад, углубляется ли год от года характер сочинений, становится ли более совершенной, и если да, то в чём именно?
М.С.: Мне кажется, что самостоятельных работ всё-таки стало больше. Дети более ориентированы на личное, авторское высказывание. У них заметно выше стало желание включить «машину воображения», пофантазировать, что-то изобрести. Чрезвычайно греет душу участие в конкурсе нерусских ребятишек. Их пристальное внимание в русской культуре о многом говорит! На этот раз я отметила среди детских работ несколько абсолютно зрелых, буквально готовых к публикации статей и эссе.
Т.В.: Говорить о том, что характер сочинений становится совершенней, думаю, рано. Итоги конкурса надо обобщать и обсуждать с руководителями проектов, а не только с детьми, чтобы чётко определить уровень требований и критерии оценивания. К сожалению, пришлось проверять много работ, в которых процент плагиата очень высок.
Т.А.: Характер сочинений, по-моему, не становится более углубленным. Можно назвать несколько причин:
- учителя могла заставить принять участие в конкурсе администрация школы;
- учитель передоверился ученику (не проконтролировал);
- из-за обилия платных конкурсов учитель становится не разборчивым (учителя работают на портфолио, на баллы).
- Каким видите будущее конкурса «Лето Господне» через пять, десять лет? Приведёт ли, по вашему мнению, формирование поколения православной молодёжи к более устойчивому, эволюционному развитию нашего общества? Помогут ли молодые люди, прошедшие через конкурс, духовному возрождению нашей страны?
М.С.: Очень на это надеюсь!
Т.В.: То, что конкурс сплачивает, объединяет единомышленников, бесспорно, поэтому будущее у «Лета Господня» есть. Но православные люди, как мне кажется, не стремятся афишировать свои взгляды, интересы; скромность, даже уединённость – весьма типичные их черты, поэтому говорить о влиянии молодых людей, прошедших через конкурс, на духовное возрождение нашей страны я бы не стала. Дай Бог им сил жить с этой верой в добро, противостоять злу.
Т.А.: Полагаю, конкурсу суждена долгая жизнь с детьми читающими и думающими над прочитанным. Без них ничего не получится.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 №93-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом Президентских грантов.
Сергей Арутюнов,
пресс-служба конкурса "Лето Господне"