Жить по-Божьи

Жить по-Божьи
Фото: Сергей Ломов
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Кирилла Фролова, который занял 3-е место в VIII сезоне Конкурса среди учеников 8-9 классов

КИРИЛЛ ФРОЛОВ

МБОУ "Лицей №1" п.Добринка
Педагог: Князева Татьяна Вячеславовна

Жить по-Божьи

Заочный этап

Какие красивые места в тамбовском крае!  Одна речка в селе Стрельцы чего стоит! Неширокая,  мелководная, она спокойно течёт по степной равнине и только в одном месте  с небольшого холма  как бы ускоряет  бег, бросая вниз свои воды и создавая при этом белую пузырчатую пену.  Ранней весной от таяния снега она выходит из берегов, а к  концу лета заметно мелеет. И только осенние дожди наполняют её влагой.  По весне, когда тает лёд,  ребятишки с азартом пускают по речушке  самодельные кораблики из дощечек, из бумаги и бегут за ними до тех пор, пока не потеряют из виду. Летом серо-голубая извилистая лента реки обрамляется зелёным бархатным ковром с вкраплёнными в него с  разными оттенками красок  цветами. Правда, в  пору сенокоса  мужики почти до самой кромки воды выкашивают эту красоту на корм домашней скотине.  Зато  в это время  беспрепятственно  и свободно можно подойти  к речке.   Когда  очутишься  ближе к воде,  тогда  через редкий тростник, камыши, рогоз   отчётливее видишь красавиц белых кувшинок на  разлапистых полукруглых листьях-блинах, плашмя лежащих  на поверхности воды. Кое-где замечаешь  в воде  ярко-жёлтые купавки.

А сколько разнообразной рыбёшки в реке!  Испокон веков   все  ребятишки в деревне были заядлыми рыбаками.  Дети, перенесшие военное лихолетье,   ещё мальцами  далеко до кровавых событий научились ловить рыбу, а   во время войны, когда их отцы и деды были на фронте, а они, истощённые,  вынуждены были хоть что-то добывать для пропитания, чтобы не умереть с голода. С самой ранней весны и до поздней осени детвора  с самодельными удочками облепляла берега  и молила Господа Бога, чтобы послал он им рыбки на уху или  просто поджарить  на сковородке. Это увлечение не пропало и в  послевоенные годы.

Одинокий дед  Платон, овдовевший сразу после войны,  не любил сидеть с удочкой и ловить всякую мелочь. «Времени нет у меня на эту забаву, да не люблю я с такими  хвостиками  связываться (так он называл мелкую рыбку).   Мне по нраву  крупная рыбица,  чтоб душа радовалась», - говорил он.  Был   он коренастый, небольшого роста старик, на редкость опрятный и доброжелательный. Его седая голова никогда не расставалась с защитного цвета  военной  фуражкой, из-под лоснящегося козырька которой выглядывали черные быстрые глаза, полные затаившейся в них грусти. По одной шибкой походке  со своеобразным припаданием на правую ногу односельчане узнавали его издали. Говорил он своим сиплым прокуренным голосом редко и только по делу. Всё больше слушал, что говорили другие.  И только по выражению его лица можно было определить, одобрял он собеседника или нет. Был он на все руки мастер. Он валял валенки, шил тапочки и рукавицы, выделывал шкуры животных.  Из дерева он делал столы, лавки, полки, табуретки, сундуки.  А какие деревянные игрушки украшали его дом!  Одним из занятий его было плетение из хвороста. Старый Платон заготавливал зимой бесчисленное количество снопов из  хвороста и плёл из него высокие оградки  (плетни) вокруг дома,  корзины, кошёлки, сундучки с крышкой. Сельскому жителю в хозяйстве всё годится! Любил дедок   из хвороста делать кубари (верши) для ловли щук и другой крупной рыбы. У него этих кубарей  около десятка было  расставлено по реке в разных местах. Кубари, а он их называл кумарями,  являлись   западнёй для крупной рыбы.  Данная  рыболовная снасть представляла собой  конусообразную  конструкцию с узкой  глухой вершиной. В неё вставлялась плетёная воронка меньшего размера с отверстием.  Широким отверстием  (входом)  кубарь  ставился  непременно по течению реки, так как любой рыбак знает, что рыба плывёт всегда против течения.  Опускалась верша  на дно либо между камнями, либо цепляли её между  корягами, чтобы текущая вода  её не унесла. Щука, попавшаяся в вершу, не могла в ней развернуться и высвободиться, а так и стояла, пока её не вытащит счастливый рыбак, проверяя улов.  Дед знал, что при нересте рыбы приманка никакая не нужна, а вот в другое время года завёртывал в марлю пропитанные растительным маслом сухари, жмых, картофельную шелуху, яичную скорлупу, привязывал внутри кубаря этот мешочек. Рыба охотно шла на запах, словно мотыльки на электрическую лампочку. Дед Платон осматривал снасти регулярно и с удовольствием вытаскивал оттуда пленниц.  Иногда он мог принести домой  даже  не одну, а несколько  щук. Зачем ему удочки, когда есть такое приспособление!

Жил он один  на краю деревни в небольшом саманном доме, покрытом соломой. Трое сыновей не вернулись с Отечественной войны, а жена, Татьяна, не могла вынести навалившегося на неё непомерного горя, занемогла и умерла от  поглотившей её жуткой  тоски,  оставив старика совсем  одного.  Самому ему не пришлось воевать, так как он был слишком стар и тяжело ранен в ногу во время  называемой в народе «финской» войны.  Не думал дед Платон, что будет доживать отмеренный век  один-одинёшенек. Чтобы отвлечься от своего безутешного горя, он старался быть  постоянно в работе. Почти ежедневно он пропадал на реке.

Улов свой дед не поедал. Он охотно делился с соседями, а иногда носил щук на маленькую станцию к поезду, где пассажиры охотно покупали свежую рыбу по дешёвой цене.  Да и ходил дед Платон не за наживой, а просто пообщаться с пассажирами, совершенно  незнакомыми людьми, узнать хоть что-то новое. На вырученные деньги он приобретал в местном сельпо хлеб, махорку, а на почте  выписывал   газеты. Очень любил читать всякие новости, которыми охотно делился со стариками и старушками.

Конечно, орудие ловли -  кубари были недолговечными: служили 2-3 сезона, а потом, так как находились долгое время  в воде,  начинали гнить, ломаться, выходить из строя.  Кое-какие снасти  дед ремонтировал, а про некоторые, унесённые течением,  вовсе и забывал. Они так и сгнивали в речке.

Местные ребятишки в самое пекло  ходили купаться на речку. Излюбленным их местом были так называемые Пески. «Пойдём купаться на Пески!» - говорили они и гурьбой бежали на речку. В этом месте песок  прямо с берега сходил  в речку. Дно было не вязкое, чистое, а вода по шею.  В других же местах росла осока, которая до крови резала ноги, и схода в воду там  никакого не было. А в привычном месте  вода даже казалась теплее, чем в других местах.  Маленькие ребятишки предпочитали купаться у  самого берега, потому что плавать не умели и боялись заходить вглубь.  А большие  дети с разбега ныряли в тёплую, как парное молоко,  воду  и выныривали аж около противоположного  берега. Какие надо было иметь лёгкие, чтобы находиться в воде несколько минут!

В один из знойных дней   июля на Песках собралась многочисленная   детвора. Маленькие, как лягушата,  кишели около берега и мешали большим товарищам нырять. Взрослые пацаны разгоняли мелюзгу  со своего пути, когда с головой ухали в воду. «Расступись! – что есть мочи заорал   в этот день четырнадцатилетний Лёшка Абросимов и в очередной раз нырнул в воду. Только брызги в разные стороны! Все знали, что его голова через несколько минут появится около противоположного берега. Но время шло, а Лёшка всё ещё не показывался из воды.  Кто-то из взрослых мальчишек на том берегу серьёзно забеспокоился. «Что-то Лёнька не выныривает! Время-то уже вышло. Неужто утонул?» - заволновался его двоюродный  братишка   Васька. Не успел он прыгнуть в реку, чтобы спасать Лёшку, как из воды, ближе к камышам, с шумом вынырнуло плетёное чудовище, обросшее водорослями, с которых быстро и шумно стекала грязная вода. Сквозь хворост и грязь  ребята увидели  голову Лёшки, застрявшую в кубаре, как в клетке. Болтавшаяся на шее  корзина или  плетёнка одновременно вызывала страх и смех. Ребята помогли парню выбраться  на берег. Они с трудом сняли с перепуганного ныряльщика  плетёнку и поняли, что это не что иное, как  верша  деда Платона.  В одном месте кубарь прогнил.  В него и угодил Лёнька головой. Текущая вода помогла его туда затянуть. Лёшка, немного успокоившись, рассказал ребятам про  свои ощущения. Оказывается, он нырнул и угодил в этот брошенный и забытый кубарь прямо в круговину прогнившей воронки. Попробовал вытащить голову, но не мог. Илом, казалось, намертво  затянуло боковину кубаря. Лёшку обуял страх. «Неужели это моя погибель?»- проносилось в его голове. Стало не хватать воздуха. Парень  долго прилагал усилия, чтобы освободиться. Наконец, с помощью рук он, почти обессиленный,  оторвал ото дна вершу и еле вынырнул с ней на шее. «Думал, что утону! Силёнок не хватало у меня, кубарь прямо мёртвой хваткой  впился в песок с илом. Наверно, Господь помог мне. Я под водой просил у него помощи…» - отдышавшись, рассказывал Лёшка. Ребята обступили его и с нескрываемым страхом  и любопытством слушали.  «А что ты говорил Богу под водой?» - пропищал ещё дрожащий от страха маленький Мишутка Денискин. После этого вопроса как-то все повеселели, а Лёшка вполне серьёзно и конкретно ответил: « Помочь просил мне…  « Отче наш» читал, «Богородицу… » «И он тебя услышал?» - не унимался малец.  «Если б не услышал, лежать бы мне  на дне на съедение щукам вот в этой шляпе, - указывая на остатки плетёного кубаря, задумчиво сказал потерпевший, и , перекрестившись, заключил, - Слава тебе Господи, спаси и сохрани всех нас!» Все стоявшие на берегу, как по команде, перекрестились в знак благодарности нашему Спасителю Всевышнему.

Дед Платон  чуть с ума не сошёл, когда узнал о происшествии на реке.  Кубарь-то, несомненно, был его. Больше никто не плёл их в деревне. «Вот бес попутал меня! Ведь все кумари вроде у меня на счету. Как же кумарь в Пески попал? Я ж там никогда не ставил… Видно, течением унесло. Вот старый дурень!» - ругал себя старик. Чтобы загладить вину, на следующее утро дед пришёл домой к матери  Лёшки  прямо с реки  и принёс трёх огромных щук:

- Прости меня, Анна,  Христа ради прости меня, чуть пацана твоего  на тот свет не отправил

- Как это понять, дядя Платон?

Мать Лёшки, маленькая, худенькая женщина, так и всплеснула руками, когда узнала всю правду. Оказывается,  Лёшка ей ничего не сказал, чтобы лишний раз не волновать её. Они жили вдвоём с ней, бедно и убого.  Мужа  Николая  убили под Сталинградом. После инцидента на реке  дед  Платон зачастил к Абросимовым,  помогал  вдове  по хозяйству. Вместе с Лёшкой они забор починили, сруб колодца поправили, сам колодец почистили, вырубили разросшиеся вётла у двора – на дрова пошли.  Потом навес для дров смастерили.  Как-то дед принёс корзинку, две кошёлки и ещё что-то из  своих поделок:

- Возьми, Анна, в хозяйстве пригодится!

- Спасибо, дядя Платон! Что бы мы без тебя делали!

-Ты обращайся ко мне завсегда!  Не стесняйся! Я и ножи наточу,   и серп, и  косу,  и тяпки…

- Спасибо, мил человек! Нам и жить теперь  с Вашей заботой стало веселее.

- Лёшка, а тебе вот кубарь сплёл, будешь на ночь на крупную рыбицу  ставить.

Так и завязалась дружба деда с семьёй Лёшки. Злые языки чего только не говорили про это! Почему-то никто не верил в бескорыстную дружбу, а видел в этом какую-то некрасивую подоплёку. Посмеивались и над дедом, и над матерью Лёшки.  А парень всем давал достойный отпор. Он знал чуткое и доброе сердце деда. Тот сначала хотел загладить свою вину перед матерью и Лёшкой, а потом привязался к ним, как к родным.  Стали жить   они как будто одной семьёй. Каждый день дряхлевший старичок приходил к Анне, которая кормила его незатейливой едой, стирала и штопала его одежду. Появившиеся деньжонки тот отдавал вдове. Когда  Платон  Игнатьевич стал совсем немощным  (Лёшка в это время уже уехал в город, выучился на доктора, женился и жил там своей семьёй), Анна взяла его  к себе, ухаживала за ним до самой его смерти. Перед самой своей кончиной, как только Анна закрыла дверь за батюшкой после соборования Платона Игнатьевича, умирающий невнятно сказал: « Анна, я жил по- божьи, по совести… и ты тоже такая… шибко любил я тебя…» Тихо и неразборчиво  произнёс  старик последние слова, но Анна его поняла. Как ей было не понять родственную душу! Всю жизнь она прожила по-божьи, воспитала достойного сына, который избрал благородную профессию – лечить людей.

Похоронили Платона Игнатьевича  на сельском кладбище. Всё село оплакивало этого скромного и  достойного человека.   Алексей  приехал на похороны с двумя сыновьями. Перед гробом он признался, что дед Платон в тяжёлое для семьи время заменил ему погибшего отца, был духовно близок ему и научил жить по-Божьи.