Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Анастасии Индинок, которая заняла 3-е место в VIII сезоне Конкурса среди учеников 6-7 классов
АНАСТАСИЯ ИНДИНОК
СОШ №2 г. Яхрома
Педагог: Елисеев Сергей Александрович
Знать до косточки свой народ
Заочный этап
Мне повезло родиться на русской земле и говорить на великом русском языке. Повезло учиться в русской школе и изучать творчество известных писателей и поэтов. Одним из писателей, который проник в моё сердце, оказался Константин Георгиевич Паустовский. Меня поразил его красивый язык, его отношение к миру.
Константин Георгиевич Паустовский родился 1892 году до революции, до Первой Мировой и Великой Отечественной воин. Пройдя сложный, порой тяжёлый жизненный путь, он не любил громких полемик и споров, он ни кому ничего не доказывал, он творил правду, и его орудием было перо. Читая его произведения, как бы оказываешься невольным свидетелем тех событий, радуясь и переживая вместе с героями рассказов.
Георгий Константинович умел не только выражать характер своего персонажа, но и его внутренний мир. У него много замечательных произведений, например «Золотая роза».
В этом произведении рассказывается о бедном человеке по имени Шамет, который, ещё когда был молод, рассказал девочке по имени Сюзанна историю о золотой розе. Эта роза дарила человеку вечное счастье. И Сюзанна тоже захотела, чтобы ей кто-нибудь подарил такую розу. И тогда Шамет решил сделать для неё такой подарок. Он работал в ювелирных мастерских уборщиком, там он потихоньку стал собирать золотую пыль. Собрав нужное количество, он отдал ее в ювелирную мастерскую, где ему из этой пыли изготовили красивую золотую розу. Шамет долго не решался подарить ее Сюзанне. А когда собрался, то узнал, что она уехала с молодым человеком в Америку, и, как все говорили, навсегда. Шамет, убитый горем, не знал, что ему делать. Вскоре он тяжело заболел и умер. После смерти Шамета в его дом пришёл ювелир, который делал для него эту розу, и забрал ее. Ювелир отдал эту розу писателю, рассказав историю Шамета.
Эта история говорит нам о большой душе, о готовности к самопожертвованию. Ради почти незнакомой ему девочки Сюзанны, ради того, чтобы она стала счастливей, он готов был сделать все. Шамет вложил в эту розу не только своё время и силы, но и свою душу. К.Г. Паустовский сравнивает эту историю с трудом писателя. Он, как Шамет, собиравший золотую пыль, путешествует по миру, собирает истории, чтобы создать свою «золотую розу» из пылинок слов, из частичек человеческих душ, из крупинок разочарований и искорок простого тихого счастья. Писатель создаёт ту уникальную «золотую розу», чтобы всех нас сделать капельку счастливей. И вручая нам свои произведения, дарит надежду, веру и бесконечную любовь к ближнему, к бескрайней красоте нашей природы.
Паустовский писал не только о любви, но и о сострадании. Например, его рассказ о заячьих лапах повествует нам о дедушке, который во время охоты хотел подстрелить зайца, но промахнулся и попал в ухо. Когда он уже собрался возвращаться домой, почувствовал запах гари. Он увидел вдалеке языки пламени, стал бежать прочь и заметил зайца, который бежал небыстро, потому что у него были обожжённые лапы. Дед побежал за ним, но всё равно не успевал и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!». Этими словами Паустовский показывает, что дед обращается с зайцем как с человеком. Дед знал, что животные чувствуют, куда надо бежать. Заяц оправдал его надежды и провёл дедушку к его дому, который стоял около озера. Он отдал зайца внуку и сказал, чтобы Ваня отнёс его к ветеринару. Но когда Ваня пришёл к ветеринару, тот сказал ему, что не станет лечить зайца и прогнал их прочь. Ваня чуть не заплакал от того, что никак не может помочь зайцу, но встретил бабушку, которая вела козу на лечение, и она сказала, что в городе есть хороший детский врач, и он сможет помочь зайцу. Внук с дедом стали искать этого врача. Врача звали Кирилл Петрович, и он тоже отказался лечить бедное животное, сославшись на то, что его работа - это лечить детей, а не зайцев. Дедушка с Ваней не могли смириться с таким решением врача, и, говоря: «Что ребенок, что заяц – все одно», - им удалось растопить сердце строгого Карла Петровича своим участливым отношением к дикому маленькому животному, и доктор взялся за лечение зайца. Потом поползли слухи и все узнали, что уважаемый детский врач вылечил зайца, к нему даже приезжал сотрудник московской газеты, чтобы написать об этой истории. Вскоре она была забыта, однако был один юноша, который настойчиво уговаривал деда продать зайца, но письменным ответом деда было: «Заяц не продажный! Живая душа!». Паустовский нам сказал этой фразой, что животные тоже всё понимают и чувствуют. Читая это произведение и понимая, как мучается зайчик, я тоже переживала, когда Ваня отчаивался его спасти.
Есть у Паустовского ещё один рассказ о любви к животным - «Теплый хлеб». В нём тоже говорится о сострадании. Старого коня оставили во время войны в деревне, где жил мальчик по прозвищу «Ну тебя!». Звали его так, потому что он всегда отвечал: « Да ну тебя!». Зовут его мальчишки гулять, а он: « Да ну вас!» Даже бабушке своей говорил: «Да ну тебя! Надоела!». Конь поселился у Панкрата, мельника. Зима в тот год была тёплая. Хозяйки жаловались, что мука кончается, и Панкрату пришлось починить мельницу. В один из тёплых дней ко двору Фильки пришёл этот конь. Все в деревне считали своим долгом накормить старого больного коня. Бабки не было в это время дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, хорошо посыпанного солью. Конь постучался в калитку, Филька нехотя открыл её, и конь сразу потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!»- крикнул Филька, ударил коня и выкинул хлеб далеко в рыхлый снег, сказав, чтобы конь теперь шёл и сам копал мордой мокрый снег и искал хлеб. После этого конь заржал, взмахнул хвостом и слеза скатилась из его глаз, и в эту же минуту поднялась сильная метель, такая сильная, что из-за ветра Филька никак не мог найти своё крыльцо. Метель начала затихать только к вечеру, и только тогда бабка смогла добраться до дома. Вернувшись, бабка плача рассказывала, что уже замёрзли все колодцы, и теперь их ждёт неминуемая смерть. Воды нет, мука кончилась, а мельница не работает – река замёрзла. Филька заплакал от страха, залёг на печь и слушал бабку. Она рассказала, что сто лет назад был такой же мороз, когда старый солдат, придя к ним в деревню, попросил хлеба, а хозяин дома кинул ему только чёрствую корку. Солдат был без одной ноги, и ему очень сложно было поднять корку с пола, а когда он изловчился и поднял её, вместо хлеба увидел одну плесень. Когда он вышел на улицу, посвистел, и начался лютый мороз, а мужик тот помер от переохлаждения. Бабка сказала, что надо надеяться на того человека, который сделал это зло, только он может всё исправить, сказала она, что только Панкрат знает, что делать. Наступила ночь и Филька пошёл к Панкрату рассказать про историю с конём. Панкрат, подумав, сказал Фильке: «Раз ты сам виноват, то тебе и выручать всех!» На следующий день Филька собрал всех друзей, и они вместе растопили лед на речке, и мельница заработала. После этого Филька подошёл к коню и, попросив прощения, дал ему кусок хлеба. В этом рассказе Паустовский говорит о том, что есть и такие люди, которые считают, что животные не имеют чувств, и как, приобретя жизненный опыт, люди меняют своё отношение к этому миру.
Почти во всех рассказах Константина Георгиевича перед нами раскрывается какая-то тайная, но такая настоящая красота природы. Читая написанные им строки, ты как будто окунаешься с головой в картину происходящего. Ещё меня сразила его способность, донести до читателя музыку с помощью одних только слов. У Паустовского есть трогательная история про слепого старого повара. К старому слепому повару пришёл юноша, случайный прохожий с улицы, чтобы дать ему возможность уйти в иной мир с чистой совестью. Старик желал исповедоваться, и последним его желанием в этом мире было видеть… Но видеть ни эту позднюю осень, ни эту старость, он хотел видеть свою молодость, хотел видеть весну, свою жену молодой и красивой. И этот юноша, садясь за клавесин, решает исполнить последнее желание старика. Он начинает играть. И вот тут читатель начинает понимать, как хороша, как красива та музыка, будто распускаются цветы в садах, и кажется, что так играть может только великий Моцарт. Молодой Моцарт исполняет последнее желание старика, а в душе читателя ещё долго не умолкает та волшебная мелодия, и даже забывается, что мелодия эта услышана между строк.
Константин Георгиевич Паустовский писал о бескорыстной любви. Я думаю, что так он хотел показать нам, каким должен быть настоящий человек. Своими рассказами Паустовский нам помогает увидеть тот тонкий, бесконечно прекрасный мир вокруг нас, почувствовать и понять те трепетные ноты души, то тихие и печальные, то звонкие и задорные, создающие какую-то неповторимую, чудесную музыку. Музыку, которая остаётся навсегда в сердце каждого человека, которому посчастливилось познакомиться поближе с творчеством Константина Георгиевича Паустовского.