Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

Курс лекций «Введение в коптскую христианскую литературу». Москва

Курс лекций «Введение в коптскую христианскую литературу». Москва

В «Центре изучения патристики и христианской древности» МДА состоится курс из двух лекций «Введение в коптскую христианскую литературу», сообщает "Богослов.ru".

Египет, история распространения евангельской проповеди в котором восходит ещё к апостольской эпохе, стал одним из важных богословских центров в первом тысячелетии. Свидетельством этого являются тексты, дошедшие до нас на древнегреческом языке (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Александрийский, Дидим Слепец, свт. Кирилл Александрийский). Но греческий не был единственным языком, на котором писали и говорили христиане этого региона. Многие важные документы богословской египетской мысли (принадлежащие как представителям Великой Церкви, так и гетеродоксальным течениям) дошли до нас на коптском языке. 

Коптский язык и коптская литература являются одним из важных и малоизученных пластов истории восточного христианства. Целью данного цикла лекций является знакомство слушателей с этой обширной областью исследований.

Лекция 2. История христианства в Египте. Коптская литература. Исследования по коптологии в России.

24 мая 2022 (16:00–18:00, время московское)

В ходе первой части лекции будут представлены основные события истории христианской Церкви в Египте (проповедь евангелиста Марка, Эдикт императора Константина, Халкидонский собор, арабское завоевание, современное состояние).

Во второй части лекции будет рассмотрена переводная и оригинальная коптская литература, представленная библейскими, гомилетическими, агиографическими, богословскими, апокрифическими, гностическими и литургическими текстами, а также основные авторы (Шенуте Атрипский, прп. Антоний Великий, свт. Афанасий Александрийский, прп. Пахомий Великий, Беcа, прп. Феодор Освященный, прп. Орсисий, Чарур и др.).

Третья часть лекции будет посвящена истории коптологии в России и её основным представителям (Оскар Эдуардовиа фон Лемм, Борис Александрович Тураев, Пётр Викторович Ернштедт, Марианна Казимировна Трофимова, Алла Ивановна Еланская, а также современные исследователи).

О лекторе

Алексей Александрович Морозов

  • В 2011 г. окончил бакалавриат Самарской Православной Духовной семинарии.
  • С 2012 по 2013 гг. проходил обучение в рамках Университетского диплома «Межкультурное взаимодействие, светскость, религии» Парижского католического института (Франция).
  • В 2016 г. окончил бакалавриат по профилю классической филологии Университета Сорбонны (Париж, Франция).
  • С 2015 по 2017 гг. проходил обучение по профилю «Коптский язык» в рамках Университетского диплома «Древний и средневековый миры. Древние языки, эпиграфика, папирология» Страсбургского Университета (Франция).
  • С 2016 по 2018 гг. обучался на магистратуре по профилю классической филологии Университета Сорбонны (Париж, Франция), в рамках которой были написаны и защищены две магистерские диссертации под руководством профессора Оливье Мюник на темы «Досье гностической школы Валентиниан в Опровержении всех ересей Псевдо-Ипполита Римского» и «Досье Симона Самаритянина в Опровержении всех ересей Псевдо-Ипполита Римского».
  • С 2018 г. является преподавателем-ассистентом кафедры патристики и истории древней Церкви факультета теологии Фрибурского университета (Швейцария), а также докторантом факультета классической филологии Университета Сорбонны (Париж, Франция) и теологического факультета Фрибурского Университета (Фрибур, Швейцария). Тема докторской диссертации: «Трактат ”О воскресении” Мефодия Олимпийского: критическое издание, перевод и комментарий».
  • В 2020 г. окончил обучение по профилю «Сирийский язык» в рамках Университетского диплома «Древний и средневековый миры. Древние языки, эпиграфика, папирология» Страсбургского Университета (Франция).