Афонский старец Макарий

Автор: Монах Арсений (Святогорский) Все новинки

Мини-выставка «От пера до ручки»

Мини-выставка «От пера до ручки»

В Музее книги Российской государственной библиотеки проходит мини-выставка «От пера до ручки», рассказывающая о том, как менялись на протяжении веков инструменты для письма. Выставка перекликается с основной экспозицией музея, продолжая и дополняя её


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Каждому посетителю выставки нужно будет вспомнить историю письменности, и тогда станет понятно, почему для каждого времени и места подходил свой вид инструмента для письма — они всегда зависели от материала, на котором нужно было писать. В Древнем Египте это были заострённые тростниковые палочки — каламы, которыми писали на папирусе. Письму обучали только мальчиков, начинали обучение в пятилетнем возрасте, а длилось оно около 12 лет. А вот богиня письменности у древних египтян была женщина — Сешат, дочь бога мудрости Тота. Сешат — покровительницу писцов , архитекторов и храмовых библиотек, — изображали с длинным каламом в руках.

Месопотамия — родина клинописи, древнейшей в мире системы письма. Маленькие треугольники выдавливались на глиняных табличках палочкой с треугольным основанием. Потом табличку высушивали на солнце и обжигали — для прочности.

В Китае писали на бамбуке специальными деревянными палочками. А позже, когда появилась бумага, каллиграфы стали использовать для письма кисти.


Нина Викторовна Чаленко, главный хранитель фондов сектора музейной и выставочной работы научно-исследовательского отдела редких книг РГБ (Музея книги), проводит экскурсию по выставке. Фото: Мария Говтвань, РГБ

В античные времена писали на вощёных дощечках стилосами. Эта принадлежность имела не только заострённый конец, но и лопаточку с обратной стороны: ею можно было стереть написанное. На выставке в Музее книги представлены два стилоса, датирующиеся XVI веком, но лопаточек у них нет, зато на одном есть ушко для подвешивания.

Долгое время считалось, что в Древней Руси таких инструментов для письма не было. Но раскопки в Новгороде показали, что уже существовало письмо на деревянных дощечках, а наносили на них знаки стилосами — на Руси их называли «писало».

Примерно в IV веке нашей эры начинают писать птичьими перьями — и использовать их продолжали до начала века XX-го. В витрине — два современных пера, но технология их подготовки и применения практически не менялась. Для удобства письма с XVII века перья нередко вставляли в металлические держатели. В экспозиции Музея книги есть книга, показывающая, как правильно нужно было держать перо для письма, и представлено перо с металлическим держателем.


Птичьи перья (конец XX в.) – главные инструменты для письма в Европе, начиная с IV века н.э. Каламы – инструменты для письма из тростника, используемые для каллиграфии в арабской традиции. Египет, вторая половина XX – начало XXI века. Фото: Мария Говтвань, РГБ

В мае 2018 года в Музее книги проходила выставка «Обиход писца». Тогда Сергей Иванович Нелюбов, создатель и директор Музея русского быта «Вотчина», познакомил посетителей выставки с тем, как выбирали гусиные перья для письма. Подходили только перья из крыльев: для правши — из левого крыла, для леворукого — из правого. Сейчас куратор выставки Нина Викторовна Чаленко, главный хранитель фондов сектора музейной и выставочной работы научно-исследовательского отдела редких книг РГБ (Музея книги), рассказала, как готовили инструмент к письму: «Перья вставляли в песок или золу, нагретые до 60 градусов, потом оскабливали стержень, протирали, надрезали наискось и расщепляли».

С помощью пера писали чернилами. В экспозиции представлена книга «Драгоценный подарок детям или Новая и полная энциклопедическая российская азбука; Содержащая в себе все нужныя и полезныя познания для детей и других некоторого возраста и звания людей...», выпущенная в 1818 году. Один из разделов книги посвящён письменности и включает следующие статьи: «О делании разных чернил для письма»..., «О расположении руки и держании пера», «О чинении перьев», «О двойном пере», «О расположении корпуса к письму». В одном из рецептов изготовления чёрных чернил перечисляются следующие ингредиенты: чернильные орешки, белый рейнский уксус, вода, поваренная соль, белый купорос, камедь. Красные чернила делали из красного сандала, рейнского уксуса, квасцов, винного красного камня, соли.
 


Планшет для перьев фирмы «Blanzy Poure & C° ». Франция (Париж), 1895. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Рядом — ещё одна книга: «Новая детская библиотека, издаваемая Борисом Фёдоровым», датированная 1827 годом. Она открыта на странице с басней «Перо и чернила», написанной Эрастом Сергеевичем Даргомыжским, братом известного композитора.

Войдя однажды в кабинет,
Я слышу спор: нет! нет!
Шумит Перо: сознайтесь сами 
И согласитесь вы на то,
Чернила — без меня ничто.
А я... «Ты много значишь — с нами,-
Чернила тут ему в ответ. — 
А ведь в одном тебе, друг, также прока нет».


Новая детская библиотека, издаваемая Борисом Фёдоровым. Кн. пятая. – Санкт-Петербург, 1827. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Специалисты считают, что впервые металлические перья появились в античные времена. Но они были настолько несовершенны, что в обиход так и не вошли. Металлическое перо в привычном нам виде было изобретено в 1780 году Самюэлем Гаррисоном из Бирмингема. С 1803 года эти перья поступили в продажу, а в 1830 году стальное перо было запатентовано как изобретение. В экспозиции мини-выставки — коробочка для перьев фирмы Sommerville & Co, планшет для перьев фирмы D. Leonardt & C°, чернильницы и ручки.

Одна витрина отведена лучшим и интереснейшим образцам перьевых ручек из фонда некнижных материалов. Здесь можно увидеть уникальные по оформлению ручки — с микромозаикой, филигранью, из резной кости и ценных пород дерева. Привлекает внимание необычная ручка со штампом и яркая ручка из собрания Николая Александровича Рубакина — книговеда, библиографа, популяризатора науки и писателя.

И ещё одна витрина рассказывает о современных перьях — не для повседневного письма, а для каллиграфии. В наше время, когда люди предпочитают переписываться по электронной почте или в мессенджерах, умение красиво писать, казалось бы, совсем отошло в прошлое. Но, как это ни удивительно, всё больше людей начинает заниматься каллиграфией. Умение красиво писать они поднимают на новый уровень — оно развивается как искусство.
 


Старший научный сотрудник сектора музейной и выставочной работы НИО редких книг Юлия Игоревна Вишняковарассказывет о современных инструментах для каллиграфического письма. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Старший научный сотрудник сектора музейной и выставочной работы НИО редких книг Юлия Игоревна Вишнякова рассказала о современных инструментах для каллиграфического письма. Например, ширококонечное перо со скошенным концом позволяет создавать линии разной толщины, широкое перо предназначено для написания букв большого размера, перо с плоской круглой пластинкой на конце даёт возможность создавать линии одинаковой толщины. Более похожие на «исторических» собратьев остроконечное и канцелярское перья предназначаются для письма «с нажимом» и создания чертёжного шрифта. Линия от плоской кисти при письме похожа на линию широконечного пера. А круглая кисть прекрасна сама по себе.

Современные каллиграфы пишут чернилами или специальной тушью. В витрине посетители выставки увидят и классическую сухую тушь, и перламутровые заготовки для будущих нарядных надписей.

Выставка «От пера до ручки» будет интересна и взрослым, и детям. Каждый её экспонат заслуживает отдельного внимания, за каждым — своя история.


Фото: Мария Говтвань, РГБ


РГБ