Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

Секция «Религиозный опыт и религиозное учение в западной философской теологии и русской религиозной мысли XIX–XX вв.». Москва

Секция «Религиозный опыт и религиозное учение в западной философской теологии и русской религиозной мысли XIX–XX вв.». Москва
Секция проводится при поддержке РФФИ в рамках реализации научного проекта № 21-011-00001 «Мышление бытия и вера Откровения: пути соотнесения в немецкоязычной протестантской теологии и русской религиозной философии ХХ века», сообщает сайт Учебного комитета.

Дата и место проведения: 26 ноября 2021 г. Главное здание ПСТГУ, Лихов пер., 6

Модераторы: Константин Михайлович Антонов, Александр Валерьевич Кольцов

Во все времена перед христианскими мыслителями стоит задача поиска богословского языка, с одной стороны, чувствительного к интеллектуальному климату своего времени, и в то же время, с другой стороны, сохраняющего независимость от главенствующих научно-философских парадигм. На протяжении XIX–XX столетий было сформулировано несколько крупных философско-теологических проектов, каждый из которых по-своему решал задачу выражения христианской керигмы в условиях позднего модерна.

Едва ли не наиболее влиятельным – как по степени новизны, так и по обилию последовавшей критики – стала либеральная программа немецкого культурпротестантизма, в рамках которой ключевым понятием теологии стал концепт религиозного опыта. Это привело как к необходимости согласования концептуальных новшеств с традиционной церковной доктриной, так и к случаям дискредитации самого понятия христианского вероучения. Разнились и линии рецепции либеральной теологии – не только в католицизме и православии, но и внутри самого протестантизма: от дальнейшей разработки категории религиозного опыта (например, в русской религиозно-философской мысли рубежа веков, в феноменологии или философской теологии герменевтического толка) до кардинальной критики этого понятия в постлиберальных проектах. Неизменной при этом оставалась задача соотнесения философских новаций с традиционным религиозным учением.

В рамках секции планируется обсудить различные варианты решения указанных проблем, предложенные как западными, так и отечественными богословами и философами. Специальное внимание предполагается уделить прослеживанию общих процессов и взаимных влияний между представителями разных программ (например, восприятие русскими философами бартианской критики в адрес либеральной теологии, феноменологические мотивы в теологии К. Барта, интерес к русской мысли М. Шелера и мн. др.).

Центральными мотивами обсуждения могут стать:

  • проблема церковного вероучения в либеральной теологии,
  • диалектика религиозного переживания в феноменологии религии,
  • критика религиозного опыта с точки зрения диалектической теологии,
  • диалог русского академического богословия и религиозной философии в XIX–XX вв.,
  • проблема взаимных влияний в немецкой и русской религиозной мысли.

Предполагаемый регламент: 20 минут доклад и 20 минут обсуждение, в заключение работы секции – подведение итогов в режиме круглого стола.