"Великая святоотеческая личность" (митрополит Идры, Спеца и Эгины Иерофей (Цандилис)). "Могучий дуб Православия" (проигумен архимандрит Гавриил). "Сокровенная совесть Сербской Церкви" (академик Иоанн Н. Кармирис). Далеко не каждый святой Православной Церкви удостаивался подобной оценки. Однако в случае с преподобным Иустином Челийским это не поэтические преувеличения. Богослов и подвижник, которого высоко ценили представители столь разных образов Православия, как протопресвитер Александр Шмеман и епископ Григорий (Граббе), за советом к которому обращались известные старцы схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) и архимандрит Клеопа (Илие), преподобный Иустин (Попович) не просто жил в православном предании - он стал живым преданием Православной Церкви. В прошлом веке много говорилось о необходимости возвращения к святым отцам, но нужно признать, порой это возвращение совершалось на интеллектуальном уровне. А в преподобном отце Иустине воплотился не только вожделенный "ум отцов", а сам святоотеческий дух. Именно ему в своей жизни удалось явить органичное единство умозрения и подвига. Отец Иустин не просто святоотечески мыслил - он святоотечески жил.