Христологическая система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли

Христологическая система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли
Настоящее исследование имеет целью реконструировать христологическую
систему греческого умеренного монофизитства (Севир Антиохийский, Иоанн Филопон и др.) и определить ее место в истории византийской богословской мысли.

Одной из основных задач исследования является сравнительный анализ монофизитского христологического учения и православной (дифизитской) христологии.

Такое сравнение необходимо не только для реконструкции христологической системы умеренного монофизитства, но и для лучшего понимания христологической
мысли православных авторов VI–VIII веков, на которых противостояние монофизитству, главным образом в его умеренном севирианском варианте, оказало огромное влияние. В работе подробно рассмотрены основные богословские термины («сущность», «природа», «ипостась», «лицо», «энергия») и христологические формулы («воипостасная сущность», «частная сущность», «природа в неделимом», «сложная природа», «сложная ипостась», «богомужняя энергия», «единая природа Бога
Слова воплощенная» и др.), которыми пользовались участники христологических
дисскуссий эпохи Вселенских соборов. Одна из глав посвящена малоизученному
вопросу о философских аспектах христологических споров. Центральное место в
исследовании занимает вопрос о возможности приведения севирианской и православной христологических систем к взаимному согласованию.

Монография подготовлена на основе диссертации на соискание ученой степени
доктора теологии, успешно защищенной 21 мая 2019 г. в Объединенном
диссертационном совете по теологии и утвержденной ВАК