Представляемое пособие является еще одним собранием, фиксирующим исследовательские сведения в области истории музыки известного современного музыковеда, доктора искусствоведения, профессора, педагога и выдающегося специалиста в области античной и византийской музыки Евгения Владимировича Герцмана.
Структурированно представленный материал освещает особенности формирования основных гимнографических форм Византийской Церкви, опирающихся на жанровые истоки греческой системы, с исследовательским комментарием автора о специфике их содержания, смыслового наполнения и норм музыкального мышления времени. Включение рассматриваемых византийских богослужебных жанровых форм в церковный обиход приводится в главе об исследовании сохранившихся сведений церковно-певческого исполнительства праздника Рождества Христова, в соответствии с которыми нередко наблюдается аналогичная структура совершения богослужений других праздников византийского богослужебного обихода.
Приведенные в книге документы эпохи представлены в переводе самого автора в той редакции, которая формирует цельное смысловое представление об исследуемой церковно-музыкальной форме Византийской Церкви. Собранный воедино материал публикуется впервые и представляет собой уникальное издание в исследуемой профессиональной церковно-певческой области.
Рекомендуется преподавателям и студентам духовных и светских учебных заведений в качестве хрестоматийного материала при изучении истории церковной музыки, а также всем исследователям и любителям церковного пения, хоровой музыки и церковно-певческой истории.