10 лет назад умер писатель Александр Солженицын

10 лет назад умер писатель Александр Солженицын
9 февраля 1945 года Солженицына арестовали за негативные высказывания о Сталине и приговорили к 8 годам лагерей. В феврале 1953-го он был выслан в Казахстан, затем в Сибирь, а через четыре года полностью реабилитирован.

18 ноября 1962 года в журнале «Новый мир» было опубликовано первое произведение Александра Солженицына — повесть «Один день Ивана Денисовича».

Спустя 5 лет после выхода «лагерной» повести писателя подвергли новым преследованиям, его произведения были запрещены, а сам он был исключен из Союза писателей.
В 1970-м Александр Солженицын получил Нобелевскую премию по литературе, однако это только усилило гонения на него со стороны советских властей.

В итоге, в 1974-м он был лишен гражданства СССР и депортирован в ФРГ, откуда проездом через Швейцарию переехал в США.

Лишь только в 1994 году писателю-диссиденту удалось вернуться на Родину, где он продолжил свою литературную деятельность.

В 1978 году в Гарвардской речи, произнесенной на ассамблее выпускников университета, Александр Солженицын, в частности, сказал:

«…есть катастрофа, которая наступила уже изрядно: это — катастрофа гуманистического автономного безрелигиозного сознания. Мерою всех вещей на Земле оно поставило человека — несовершенного человека, никогда не свободного от самолюбия, корыстолюбия, зависти, тщеславия и десятков других пороков. И вот ошибки, не оцененные в начале пути, теперь мстят за себя. Путь, пройденный от Возрождения, обогатил нас опытом, но мы утеряли то Целое, Высшее, когда-то полагавшее предел нашим страстям и безответственности. Слишком много надежд мы отдали политико-социальным преобразованиям, — а оказалось, что у нас отбирают самое драгоценное, что у нас есть: нашу внутреннюю жизнь… Если бы, как декларировал гуманизм, человек был рожден только для счастья, — он не был бы рожден и для смерти. Но оттого, что он телесно обречен смерти, его земная задача, очевидно, духовней: не захлеб повседневностью, не наилучшие способы добывания благ, а потом веселого проживания их, но несение постоянного и трудного долга, так что весь жизненный путь становится опытом главным образом нравственного возвышения: покинуть жизнь существом более высоким, чем начинал ее».
Фома