Федор Абрамов - яркий представитель советской деревенской прозы - говорил, что все мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только закончится эта духовная работа, так человечество и погибнет. Критики неизменно отмечали его редкое умение показать человека через интимное, через психологически сложное. Его книги знали повсюду, их много переводили. Сам Федор Александрович утверждал, что однажды в поездке по Африке африканец подошел к нему со словами: «Это я Мишка Пряслин» (из «Братьев и сестёр»). 29-е февраля – день рождения Фёдора Абрамова, 100-летие со дня рождения отмечается в эти дни, сообщает телеканал "Культура".
Он родился на верхнем конце Верколы. Веркола или верхний кол, который, как гласит легенда, поставили здесь проплывавшие по Пинеге новгородцы. От него пошла деревня. Большая - домов на триста. В одном из них 29 февраля 1920 года появился на свет Федор Абрамов.
«Это большой русский писатель. Главной его трагической темой была, конечно, гибель крестьянства. Уничтожение крестьянства, прежде всего, ходом истории, прежде всего, советской властью», - рассказал художественный руководитель - директор Малого драматического театра — Театра Европы Лев Додин.
Он был человеком неуступчивым, ершистым, угловатым. Нравственный максималист, обладавший жгучей нетерпимостью к приспособленчеству, двуличию, неискренности. В то же время - очень скромный и ранимый. Не любил дни рождения, когда надо было подводить итоги. Его постоянно мучили вопросы. Так ли жил? Все ли сделал? Настоящий ли писатель?
«Я хорошо помню. Я стоял и разговаривал с двумя местными мужиками, и вдруг один другого толкает и говорит, мол, тихо, писатель идёт», - добавил Додин.
Он был поразительным оратором-публицистом, слушать которого было почти потрясением. Абрамов говорил, что мы не бессильны. Каждый из нас может противостоять злу словом, делом, добротой, чистотой помыслов.
«Сердцевед и человек, понимавший значение совести для русского человека, для северного человека. Потому что русский север Фёдора Абрамова – это царство мужества, красоты и совести», - заметил писатель, председатель экспертного совета премии имени Фёдора Абрамова «Чистая книга» Сергей Шаргунов.
Написал четыре романа, несколько повестей, рассказы, статьи. Все романы и многие повести инсценированы. Почти четверть века на сцене – «Братья и сестры». Работу над ним начали в 77-м. Чтоб достичь достоверности, Лев Додин со своим студенческим курсом отправился в Верколу к Абрамову.
«Является ко мне делегация этих студентов - три сопливых девчонки 18-летних - и заявляет, что будем ставить на нашей студенческой сцене вашу тетралогию «Пряслины». Я взглянул и в ужас пришел. Думал, это фантасмогория. А ведь в «Пряслиных» речь о чем? О военных бедах, о трагедии, о страшных годах, голод, холод, и как все это уместить в этих вот фитюльках», - вспоминал в одном из интервью Абрамов.
Студенты не отступали: жили в стенах бывшего монастыря, готовили на костре, наблюдали за жизнью села, слушали местный говор.
«У него то, что написано, он это писал, имея в виду музыку этого северного языка. Мы ее слушали, записывали, частушки, истории. А он жил на другой стороне реки и видимо наблюдал за нами. Но контактов не было, человек он был суровый», - вспомнил народный артист России Игорь Скляр.
«Меня поразила чистота, красота духовная, самоотверженность этих ребят. Они приняли в себя, в свое сердце все боли, все печали, все радости, которые пережило старшее поколение. И вот эта духовная эстафета разных поколений, отстоящих друг от друга на таком расстоянии - в этом театре это было прекрасно», - рассказывал Абрамов.
Федор Абрамов говорил: «Мой литературный успех я ощущаю, как очень скромный. Всю жизнь меня грызёт недовольство собой. Только в редчайшие часы мне кажется, что что-то удалось написать». «Дом» - одно из самых трагических произведений. Вопрос о его публикации решался на уровне ЦК КПСС. К нему было около тысячи замечаний.
«Роман долго не печатали, не хотели печатать. Пока он не заявил: «хотите получить ещё одного Солженицына? Получите. Отправлюсь за границу», - добавил Додин.
К столетию Федора Абрамова на сайте «Год литературы» появилась видеокнига «Читаем Абрамова. Братья и Сестры». Книгу, которую земляки автора называют «народной библией», читают наши современники.
«Его жизнь можно брать и смело экранизировать. Это был бы остросюжетный, драматический и глубокий фильм», - заключил Шаргунов.