Хуже всего ситуация с чтением обстоит у ребят старше десяти лет. Если в младшей школе с удовольствием читает по крайней мере каждый третий ребенок, то к 15 годам о любви к книге говорят уже не более 9% подростков. Кроме того, многие из опрошенных утверждают, что в их среде чрезмерное увлечение чтением нередко подвергается осмеянию
В октябре в России традиционно прошел месячник школьных библиотек, направленный на развитие детского чтения. Как отметили специалисты, сейчас наблюдается настоящий кризис чтения у школьников, большинство ребят растут в окружении нечитающих взрослых и не имеют доступа к полноценным домашним и школьным библиотекам. Исследования читательских предпочтений школьников в возрасте 11–15 лет показали, что увлекаться литературой в их среде не только не считается престижным, но, наоборот, осуждается сверстниками, сообщает «Московский комсомолец».
Педагоги и ученые уже не первый год бьют тревогу по поводу резкого снижения общей культуры, в том числе и любви к чтению у современных школьников. При этом хуже всего ситуация с чтением обстоит у ребят старше десяти лет. Если в младшей школе с удовольствием читает по крайней мере каждый третий ребенок, то к 15 годам о любви к книге говорят уже не более 9% подростков. Кроме того, многие из опрошенных утверждают, что в их среде чрезмерное увлечение чтением нередко подвергается осмеянию.
Исследования также показали, что отчасти вина за отсутствие у детей любви к чтению лежит на их семье. Если в 70-е годы прошлого века регулярно читали книги своим детям около 70% взрослых, то теперь это делают лишь 7%, то есть за 50 лет этот показатель снизился в десять раз.
«Я всегда говорю родителям, что прививать любовь к чтению ребенку нужно в первую очередь на собственном примере. Что можно хотеть от ребенка, если мама вечерами пропадает в соцсетях, а папу невозможно оторвать от телевизора? Сейчас многие взрослые вместо того, чтобы почитать ребенку книгу перед сном, отделываются мультиками, а сами спокойно занимаются своими делами. Но ни один, даже самый хороший мультфильм не может заменить книгу, это совершенно разные способы восприятия информации», — цитирует газета учительницу начальных классов Марину Валентиновну.
Она добавила: «Давно доказано, что дети, которые много читают, развиваются быстрее своих сверстников, у них лучше развиты память и интеллект. Конечно, бесконечные реформы нашего образования тоже отражаются на чтении школьников. Из-за постоянных изменений в программе детям приходится все больше читать «для дела», а для книг для души зачастую просто не хватает сил и времени. И чем старше ребенок, тем большая нагрузка на него ложится в школе».
Сотрудники детских библиотек отмечают также плачевное состояние большинства книжных хранилищ для школьников. Главные проблемы школьных библиотек в наше время — это катастрофическое недофинансирование и отсутствие качественной современной литературы для детей.
По словам библиотекаря одной из подмосковных школ, дети быстро теряют интерес к посещению библиотеки, если им приходится ждать желанную книгу по нескольку недель: «Если раньше у советских детей был стандартный набор любимых книг, которые все хотели прочитать, то сейчас таких произведений практически не осталась. Единственная книга, которую читает большинство, — это, пожалуй, только «Гарри Поттер». А у нас все его части есть только в двух экземплярах, поэтому за ними стоит огромная очередь. В результате некоторые дети, подождав пару недель, к нам больше не возвращаются».
Еще одна проблема, продолжил библиотекарь, — в том, что чтение у школьников сейчас все больше становится чисто развлекательным: «В моде — бесконечные вампирские истории, фэнтези и т.п. По сравнению с прошлыми годами дети все реже выбирают, скажем, Сэлинджера или Джека Лондона, которые были очень популярны у советских детей. А действительно серьезной, качественной современной литературы издается все меньше, поэтому выбирать школьникам особо не из чего».
Помимо прочего сотрудники библиотек указывают и на огромное количество ошибок и опечаток, которыми пестрят современные издания. Нередко, заметив в той же исторической энциклопедии ошибку в важной дате, дети окончательно убеждаются, что надежнее проверять свои знания по интернет, чем по непроверенной книге.
По словам педагогов, чтобы научить ребенка полюбить чтение, важно также найти ту самую первую книгу, после которой малышу захочется читать дальше. Для кого-то это может быть тот же Гарри Поттер, для кого-то — Большая энциклопедия, для увлеченных спортом — книги о футболистах и т.д. Главное — не опускать руки: заинтересовать чтением при желании можно любого ребенка.
Влияние смартфонов на детей
Недавно ВЦИОМ обнародовал результаты опроса россиян по поводу использования смартфонов или планшетов в школе во время уроков. Выяснилось, что 83% наших соотечественников считают, что личные телефоны мешают детям учиться. Три четверти опрошенных одобряют идею о запрете использования смартфонов в школе. И лишь 17% полагают, что от запрета мобильников в школе ничего существенно не поменяется.
Отправляя ребенка в школу, сегодня каждый родитель кладет ему в портфель телефон. Забыл учебник, обидел одноклассник, несправедливо поставили «двойку», мало ли что может случиться — родители всегда на связи. Смартфоны с функциями поиска информации, развлечений, звонков и чатов, появившись в современной жизни как помощники, со временем стали забирать все больше нашего времени и, по мнению многих родителей, даже вредить учебе.
В конце августа 2018 года министр просвещения Ольга Васильева заявила, что использовать смартфоны на уроках или нет — решает каждая школа самостоятельно.
По словам педагога из Хабаровска Анастасии Смирновой, младшим школьникам постоянно на уроках звонят родители.
«Старшие, похоже, находятся в психологической зависимости: если они десять минут не чатятся и не пишут комментарии, то у них аж руки чешутся — так хочется телефон достать», — цитирует ее газета.
Мама третьеклассника из Нижегородской области рассказала, что в школе ее сына в каждом классе поставили небольшой сейф на столе у учителя: «Утром каждый ребенок убирает туда свой телефон. Поначалу многие родители возмущались, а теперь привыкли. Еще старшеклассники иногда хитрят: сдают старые телефоны, а со своими так и ходят. Телефонов в школе в течение дня почти не видно».
Детский психолог Галина Михайленко объясняет: «Ребенок начинает искать что-то в смартфоне, когда ему неинтересен урок. В этот момент у него появляется тревожность, а смартфон ее снижает. Раньше в таких случаях младшие школьники просто плохо себя вели, а старшеклассники прогуливали уроки. Теперь наличие смартфона хотя бы обеспечивает их присутствие».
Она добавила: «В ситуации, когда педагог использует смартфон для поиска интересных задач, нужно понимать, что ребенок, взяв телефон в руки, может пойти дальше по ненужным ссылкам, и учитель должен вовремя вернуть школьника к теме. Переключаться с одного вида деятельности на другой ребятам до десяти лет сложно, так как у них пока не развита регуляторная функция поведения».
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что если смартфоны используются, чтобы по ним говорили и писали смс, тогда они будут мешать учебному процессу: «Если ребенок использует смартфон для поиска информации, то это во благо. Запрет смартфонов на уроках для старшеклассников — нерациональная мера, а для детей младших классов это разумно».
Татьянин день