Пока чиновники от образования спорят о том, как мотивировать подростков читать, сами школьники недоуменно пожимают плечами, потому что они-то читают каждый день. Причем помногу, и для учебы, и для собственного удовольствия. По крайней мере, таковы данные нового общероссийского опроса, проведенного лабораторией социокультурных образовательных практик института системных проектов МГПУ.
По их данным, каждый день читают 41 процент учеников старших классов, еще 43 процента опрошенных признались, что читают несколько раз в неделю. Но это касается только учебы.
А вот в свое удовольствие регулярно читает лишь каждый третий подросток. 27 процентов читают каждый день, 34 процента — несколько раз в неделю, еще 16 процентов берутся за книгу несколько раз в месяц.
Каждый пятый говорил о том, что у него совершенно нет свободного времени, поэтому для себя он ничего не читает, только литературу, необходимую для занятий. Но в душе большинство из них мечтает читать почаще.
На вопрос, зачем они читают, абсолютное большинство (80 процентов) ответили — ради удовольствия. Второй по популярности ответ (65 процентов) — отдых и возможность расслабиться.
В выборе книг старшеклассники доверяют мнению учителей, если дело касается учебы, друзей и родителей, если ищут книгу для себя. Готовы они поверить советам и рекомендациям в интернете.
Меньше всего, как выяснилось, подростки доверяют мнению библиотекарей
Также исследование опровергает миф о том, что подростки читают, но не понимают прочитанное. Еще как понимают и обсуждают со сверстниками и даже учителями. Каждый второй стремится поделиться своими читательскими впечатлениями в реальном общении или в социальных сетях.
Более того, половина школьников состоит в читательских или писательских сообществах — всевозможных группах в социальных сетях, сообществах любителей той или иной книги, творческих мастерских. По крайней мере, они сами так о себе говорят.
Более того, подростки готовы сами вести читательские блоги (12 процентов), готовить тематические поэтические сборники (11 процентов), писать «фанфики» и комиксы по мотивам прочитанного (10 процентов).
Неужели мы снова превращаемся в читающую страну? Но, к сожалению, не все так просто.
Ректор Литературного института имени Горького писатель Алексей Варламов, например, предлагает не обольщаться и не забывать о таком замечательном глаголе, как мотивировать.
«Читающих детей много — это правда. Но правда и в том, что это не значит, что они будут читать, когда вырастут», — говорил он в программе «Тем временем» на телеканале «Культура».
А литературный критик, программный директор Института книги Александр Гаврилов напоминает, что
чтение и чтение литературы — это совершенно разные вещи
Например, офисные менеджеры пишут и читают целыми днями, но этот навык восприятия информации никто не связывает с литературой. Поэтому он предлагает развивать навык чтения как понимание и выражение мысли, и отдельное литературное чтение как элемент эстетического саморазвития.
Источник: ГодЛитературы.РФ