С 3 по 6 июня в Москве проходил масштабный книжный фестиваль «Красная площадь». Тысячи книг, сотни событий, десятки самых читаемых авторов, все лучшие издательства России. О том, что происходило на главной площади страны — в репортаже «Правмира».
Третий книжный фестиваль «Красная площадь» открылся у стен собора Василия Блаженного выступлением симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета. Берлиоз и Чайковский, Прокофьев и Мусоргский – прекрасная компания и замечательная музыка.
А потом на разных площадках перед зрителями развернулось что-то наподобие литературного состязания. Артур Смолянинов на главной сцене читал Бродского, Сергей Хрусталев – Маяковского, Евтушенко и Есенина, а Максим Аверин посвятил выступление Роберту Рождественскому.
С противоположной стороны площади, у стен Исторического музея, отражали удар актеры театра Et Cetera, которые читали стихи Сергея Гандлевского.
«Хотелось бы, чтобы книга вернулась в дом, – сказал на открытии фестиваля президент российского книжного союза Сергей Степашин. – Чтобы в каждой квартире, большая она или маленькая, появился хороший книжный шкаф с книгами». Такая задача перед фестивалем, ни много ни мало – популяризация бумажной книги. Хотя все больше читателей переходит на электронные носители, ставить крест на бумажной книге, по мнению Степашина, рановато, тем более что книги возвращаются в магазины и вообще становятся доступнее.
С ним согласен руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. По его словам, в прошлом году общий тираж изданных в России книг составил 450 миллионов экземпляров; наша страна — в четверке самых крупнейших книжных держав. Сеславинский надеется, что часть этого тиража раскупят посетители «Красной площади», ведь «стоимость книг на книжном фестивале на 25 процентов меньше, чем в книжных магазинах».
«Какие у тебя стильные варежки!»
Как ни молились организаторы, а погода подкачала. 9 градусов в полдень – совсем не июньская жара. Солнце выглядывало и тут же скрывалось за свинцовыми тучами. Зонтики то раскрывались в ответ на душ из-под облаков, то выворачивались наизнанку порывами ветра.
Но, как и обещали организаторы, белые шатры стояли на площади не шелохнувшись.
Уже в середине первого дня в Фейсбуке появился забавный флешмоб –
#фестивальнаяМода. На своих страничках участники фестиваля и гости, довольные мероприятием, но возмущенные непогодой, хвастались варежками, драповыми шапками, ботинками с термостельками, пуховиками и шерстяными шарфами, превращающимися в пледы. «Толстовки с начесом, перчатки – без этих модных аксессуаров этим летом никак», – сетовали одни. «Но и без солнечных очков не обойтись», – отвечали вторые. «Какие у тебя стильные варежки! Считаю, это лучший комплимент девушке нынешним летом», – писали третьи.
Когда на главную сцену фестиваля поднялся автор «Авиатора» Евгений Водолазкин, с неба вообще посыпал град. Публику это совершенно не испугало. Настоящей любви к литературе не страшны перемены погоды и прогнозы Гидрометцентра. Все раскрыли зонты и дослушали выступление писателя до конца. Кто был понастойчивее, получил автограф. «Лавр» и «Авиатор» разлетелись как горячие пирожки.
Опять "Витя Малеев"
Желтые, фиолетовые, голубые стяги фестиваля шумно трепетали над площадью. Дождь время от времени загонял толпы посетителей и туристов в примыкающее к площади здание ГУМа, но фестиваль продолжался и там — на первой аллее магазина разместилось сразу несколько павильонов.
Слева – музейная улица, справа – антикварная и букинистическая аллея. Именно в этом углу читателей скопилось неожиданно много. Географические атласы, энциклопедии, дореволюционные открытки, старинные фотографии, а еще Плутарх, Тарквиний, Апулей из серии «Литературные памятники» и Маршак, Чуковский, Барто, изданные в 60-е годы издательством «Детская литература». Кстати, ровно с теми же иллюстрациями и тех же авторов, но уже совершенно по другой, «современной» цене, книги можно было найти в павильоне «Детской литературы».
Наверное, треть книг на фестивале – детские.
Детская литература — востребована. Лучшим доказательством тому родители, пришедшие на фестиваль с длинными списками «книг на лето». «Ну почему список такой закостеневший? Почему спрашивают „Витю Малеева" и „Сына полка", — негодовал один из книгоиздателей, разглядывая такой список. — Где место современной детской литературы в школе? Она вообще там есть?»
"Гарри Поттер" - лучше на английском
Очередь – лучшее место подглядеть, какую книгу схватил сосед, и в покупательском ажиотаже взять то же самое. На «Красной площади» две примечательных очереди. Правда первая из них – в мавзолей. Она доходит до ворот Александровского сада. Люди, посетившие главную туристическую достопримечательность, вливаются во вторую очередь. Она ведет к кассам в шатре «Детская литература», расположенном ровно напротив мрачноватого мраморного здания.
Несколько десятков издательств представили здесь свои книги. Кажется, самая взыскательная публика должна остаться довольной. «Два капитана» Каверина можно найти в исполнении сразу трех издательств, причем, разместившихся в полуметре друг от друга.
Но вот десятилетняя девочка рядом со мной внимательно просматривает книгу за книгой произведения Джоан Роулинг. Откладывает одну, берет другую, по лицу видно, чем-то недовольна. Под мышкой зажат Гарри Поттер на английском.
– Почему на английском языке берешь? Читаешь на английском?
– Да, конечно. Поискала переводы, все обошла, не понравилось ничего. Решила, лучше на языке прочту.
Снаружи павильона сгрудилась толпа девочек-подростков: кто-то одет строго, носит очки, а у кого-то балахон и волосы цвета морской волны. Они что-то обсуждают, приподнимаются на цыпочки, чтобы разглядеть «эпицентр» события. Не понимающие природу такого оживления прохожие вообще встают на замоченные дождем скамейки. Силятся рассмотреть, что происходит, а вдруг «нам тоже надо».
Где-то внизу, как в воронке, сидит на корточках писатель. Его то и облепили подростки. Стоят к Евгению Галгоеву подписать «Зерцалию».
– Что вы там читаете? Это вообще интересно? – не выдерживает пожилой мужчина.
Отвечать ему никто не торопится. Все девочки ушли в себя.
– Да у него Кир Булычев был фаворитом. Он пишет фантастическую литературу для подростков 12-14 лет, – выгораживает детей чья-то мама.
– Куда он их заводит? – продолжает негодовать прохожий.
– Вы не понимаете, это параллельные миры, в которых происходят самые разные события. Это такие перипетии, которые связывают один мир с другим…
— Гляди-ка чем программирует сознание! Что, уйти от реальности захотелось?
— Так у нас у всех одно желание – уйти от реальности.
— Биомасса. И чего народ лезет-то? – говорит мужчина и уходит дальше браниться с кем-то.
– Я познакомилась с этими книгами случайно, – объясняет мне одна из девочек, когда сердитый дядечка пропадает из поля зрения, – подруга подсадила на эту фэнтези-серию, когда в больнице лежали. Сюжет мне кажется интересным и мир довольно хорошо прописан. Я специально приехала купить и подписать книги для себя и для друзей. Их и в магазине купить несложно, но подписать все-таки хочется.
Обмен комплиментами и ложка дегтя
Одних на фестиваль привлекли многочисленные детские мероприятия: мастер-классы, спектакли, квесты, а других – встречи с писателями, художниками и литературными критиками. А еще «Красная площадь» на четыре дня превратилась в место, где обмениваются комплиментами.
— Я здесь, потому что всю жизнь пытаюсь писать книги и рад посмотреть в глаза людям, которым хоть сколько-то интересно то, чем я занимаюсь. В этом и заключается смысл пишущего человека, – говорил Михаил Веллер на одной площадке. А с другой, адресуя реплику издателям «Литературной газеты», пожилой читатель отвечал: «…Если нас лишить литературы, мы откатимся на тысячелетия назад причем не в гомеровскую, а в догомеровскую эпоху. Чтобы этого не было, надо воспитывать писателей, читателей и наше государство. Успехов вам в этом деле!»
— Есть английская пословица: лучшее испытание пудинга – есть съедение его! Убежден, лучшая реклама книги – есть прочтение ее, – говорил на третьей площадке художник Анатолий Елисеев, тот самый, который иллюстрировал «Мойдодыра» и «Хаврошечку». – «Зарницы памяти» – мой первый литературный труд. Всю жизнь я рисовал, а тут попросили написать о себе. Сама идея мне кажется замечательной, потому что о художниках пишут разные люди, но эти тексты несут мнение автора, а вот что думает, как чувствует сам художник… Моя книга написана жизнью.
Ответом пожилому художнику стала очередь за автографом.
— В прошлом году было всего шесть площадок, сейчас – в два раза больше. Не знаешь куда пойти, – говорит женщина, в беседу которой я случайно вклиниваюсь.– Фестиваль- такое важное событие для всего читательского сообщества. Это пример чтения и пространства, где читают. Понимаете, читать книгу надо всем. Она одухотворяет, силу дает внутреннюю, во всяком случае, мне уж точно.
Впрочем, не все посетители фестиваля были довольны. Встречались и откровенно негодующие.
– Я турист, приехал из Перми, хотел увидеть площадь без палаток, в первозданном виде. Прихожу, а тут жизнь кипит, как в муравейнике. Если бы это мероприятие было в парке, ну значительно лучше было бы. А здесь очевидно показуха.
– Говорите, как человек, в книжных фестивалях искушенный.
– Конечно, у нас в Перми постоянно проходят книжные фестивали, поэтому для меня это событие рядовое. И потом, технологии развиваются, ну зачем лукавить? Книги мы уже другим образом читаем.
А бить по голове книгой?
Между торговыми рядами вижу новое скопление людей. На этот раз пожилых. Бойкие женщины машут руками в самой гуще. Кажется, дерутся. Мужчины спокойно наблюдают за ажиотажем, взяв дам в кольцо.
– Что здесь происходит? – спрашиваю я.
— Да «Комсомольская правда» раздает бесплатно свою серию «Великие умы России». Добыть вам?
Отказываюсь. Замечая, что собеседникам бесплатные книги не так уж интересны – у одного сумка забита до отказа, другой явно задержался из любопытства – прошу поделиться впечатлениями.
– Знаете, я третий год прихожу сюда, но если честно, в 2015 году было интереснее,– говорит военный пенсионер. – Да, много новинок, но скорее на любителя, психологическая литература какая-то, и еще больше книг, которые не раскуплены с прошлых фестивалей. А почему? Да потому что книги дорогие. Покупательная способность людей уменьшилась.
Вот Краснодарское издательство. Очень интересное. Выпускает репринтные издания, которые выходили еще в середине XIX столетия, посвященные Шамилю, Кавказской войне, Ермолову, Паскевичу и другим деятелям российской военной науки. Но книги такие дорогие, даже самый бюджетный вариант – 800 рублей, а в золотых обрезах – от тысячи.
Сожалею, что в этот раз нет Санкт-Петербургского военно-морского издательства. Сегодня три круга сделал, так и не нашел. Мне понравились их книги о первом плавании Крузенштерна, о других знаменитых наших исследователях: Кацебу, Беллинсгаузене, Лазареве. Альбомы у них фантастически красивые и даже поторговаться в прошлом году удалось, рублей по 150 скинули. А в этот раз издательства нет. Да, теперь все в интернете!
– Ага, половина в интернете, – откликается радиофизик на пенсии, – а бабушки-дедушки здесь, но не смогут приобрести книги по тем ценам, которые предлагаются. Очень дорогие. Вот и стоим за бесплатными. Да, фестиваль, здорово. Знаете, не хватает вещей, с которых вообще начинается любовь к книге. Вот сделали бы павильон переплетного дела! Когда человек сталкивается с чем-то подобным, он иначе начинает к книге относиться. Вы посмотрите, я сам из области приехал. Что у нас там происходит?! Есть в поселке сарай. Туда в макулатуру такие потрясающие книги приносят, никому до них дела нет, никто их не спасает. И библиотеки ветхое не берут. Я молчу, что половина библиотек закрылись…
Они продолжают уже между собой, не особо отвлекаясь на меня, но я все равно прислушиваюсь.
– Да, из жизни молодых книга уходит, что тут говорить. А пожилых и среднего возраста людей не оторвать. Подержать книгу в руках, подышать, услышать ее запах – это же такое удовольствие. А когда ты листаешь цветные вкладки книг...
– …А резать книги, помните, страницы надо было резать? А бить по голове книгой… Гаджетом не треснешь же, убьешь… Книга – большое дело, жаль, что мы разучились их хранить.
Длинные белые павильоны мелькают названиями регионов и областей: Республика Тыва, Хакасия, Алания, Ставропольский край, Тульская, Рязанская, Ростовская, Краснодарская, Ивановская, Волгоградская, Орловская, Нижегородская. Книги, альбомы, журналы, газеты. Тонкие, толстые, в суперобложках и дорогих переплетах, миниатюрные или громадные. О политике, религии, истории, еде, детстве, о прошлом, о будущем. Все это просто океан книг, в который одни окунаются с удовольствием, а другие, выныривая глотнуть воздуха, буквально за волосы оттаскивают себя от прилавков и касс.
Голоса звучат из каждого шатра. Писатели легко меняют амплуа и превращаются то в рассказчиков и лекторов, то на равных со всеми – в слушателей. И тут же растворяются в толпе.
Те, кто не смог купить книгу, послушали ее живьем, озвученную голосами знаменитых актеров, писателей и поэтов. Кто-то узнал о новых издательствах, а кому-то достаточно было автографа любимого автора. Дети поиграли среди животных деревянного зоопарка, туристы повалялись на пуфах и в шезлонгах под звуки классической музыки. Ну что сказать, погоды и правда стоят мартовские, но фестиваль-то удался.
Текст: Дарья Рощеня. Фото, Видео: Виктор Аромштам
Источник: Православие и мир