Дискуссия «Простить нельзя забыть» прошла в Новодевичьем монастыре

Дискуссия «Простить нельзя забыть» прошла в Новодевичьем монастыре

Первая встреча просветительского цикла «Великопостные встречи в Новодевичьем» прошла в Неделю о блудном сыне, 12 февраля, в Казанском храме монастыря. Она называлась «Простить нельзя забыть: 1917-2017 — уроки столетия». Предлагаем вам репортаж ИА «Вода живая».

Организаторы — Воскресенский Новодевичий монастырь, издательский совет епархии и издательство «Никея». Ведущий — иерей Дионисий Харин. Первая встреча была посвящена памяти новомучеников. В ней участвовали председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин, религиовед и историк Сергей Фирсов и главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов.

Открывая встречу, иерей Дионисий Харин сказал, что цель ее — осмыслить «школьные» вроде бы вопросы, на которые ни у кого нет прямых ответов: в чем причины событий 1917 года; какие изменения произошли в результате с людьми; усвоили ли мы уроки истории, и если нет, то по какой причине. Отец Дионисий процитировал знаменитое письмо священномученика Сергия Мечева:

«Суд Божий совершается над Церковью Русской. Не случайно отнимается от нас видимая сторона христианства. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению. Совершающееся — неожиданно и непонятно для живущих в миру. Они и теперь еще стараются свести все к внешним, вне Церкви лежащим причинам. Живущим же по Богу давно все было открыто».

На вопрос ведущего, ответственна ли отчасти Церковь в крахе Российской империи, протоиерей Владимир Сорокин ответил, что этот вопрос — в компетенции историков. «Меня заинтересовала сама формулировка темы нашей встречи: «Простить нельзя забыть». Где, как вы думаете, надо поставить запятую? В этом году отмечается столетие… чего? Часто спорят, как это назвать — смута, переворот, заговор? Но, мне кажется, для верующих людей первостепенным будет вот что. 13 октября 1917 года был зверски замучен иерей Иоанн Кочуров: его волокли по городу, издевались над ним, а потом расстреляли. Заметьте, это было вскоре после октябрьских событий, еще царская семья была жива… Для нас, верующих, эта дата — начало гонений за веру, гонений на тех, кто верит в Бога».

Отец Владимир подчеркнул, что с тех пор как гонения на Церковь прекратились, постоянно идет сбор сведений о тех, кто подвергся репрессиям, но широкую общественность эти проблемы, к сожалению, занимают мало. «Поднимите руки, кто ездил в Левашовскую пустошь, где похоронены 47 тысяч человек, расстрелянных без суда и следствия? Пять человек из всех здесь сидящих? Вот диагноз нашей памяти».

Протоиерей Владимир Сорокин обратил внимание на то, что иногда сведения о количестве репрессированных берутся «с потолка», и призвал пользоваться только проверенными источниками. Напомнил он и о важной для церковной жизни нашего города дате: в ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде арестовали всех монашествующих и отправили в Казахстан.

Возвращаясь к теме встречи, отец Владимир сказал: «Я считаю, что запятую нужно поставить после слова «простить». Если мы не будем прощать, зачем мы празднуем Светлое Христово Воскресение? А не забывать — это значит не мстить, а молиться».

Историк Сергей Фирсов тоже попытался ответить на вопрос, как стали в России возможны события 1917 года. По его мнению, решительным образом повлияли на настроение масс события 1905 года: «Те, кто в 1905 году взяли в руки оружие, продолжили в 1917-м», — сказал он. Сергей Фирсов привел классификацию верующих, сформулированную в начале ХХ века правящим архиереем Екатеринославской епархии епископом Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит подразделял верующих на «сильных» (глубоко верующие люди, готовые отстаивать свои убеждения; их меньшинство), «людей земли» (инертное большинство, которое верует больше по привычке и легко поддается манипуляциям) и «хулиганов» (стихийных анархистов). Разумеется, суть проблемы заключалась в том, за кем пойдут «люди земли».

mar1109.jpg

Сергей Фирсов подчеркнул, что опасения многих людей за будущее России подтвердились, взять хотя бы знаменитую «Записку Дурново» от февраля 1914 года, в которой бывший министр внутренних дел Петр Дурново (1845-1915) предостерегал императора Николая II от ведения войны с Германией, подробно рассказав, к каким последствиям это может привести. «Но знание симптомов болезни еще не означает умения лечить», — сказал историк.

Легковесными, на взгляд историка, выглядят обвинения в адрес церковных иерархов начала ХХ века, с восторгом встретивших Февральскую революцию:

«Обвинять очень просто, но надо учитывать при этом исторические реалии. В конце концов, опыт людей, переживших эту смуту и не отказавшихся от своих убеждений даже ценою жизни, поможет нам правильно «расставить запятые».

На вопрос отца Дионисия, откуда в разных слоях населения России возникла такая ненависть к царской власти, Сергей Фирсов ответил, что революция сама по себе — апология насилия, она вызывает в человеке доселе дремавшие инстинкты. Когда с падением монархии произошла десакрализация власти, выяснилось, что монархия была «стержнем», на котором всё держалось.

Оба выступающих отметили, что церковная ситуация в предреволюционной России отнюдь не была идеальной. Священников было мало, и заниматься в массовом порядке какой-то духовно-просветительской работой среди народа было невозможно. Отец Владимир добавил, что, несмотря на малую просвещенность населения и начавшиеся гонения, по результатам переписи населения 1937 года 70 процентов причислили себя к верующим.

В завершение встречи Владимир Лучанинов представил книги издательства «Никея», посвященные событиям ХХ века в России: «Милосердия двери» Алексея Арцыбушева и серию «Наследие семьи Пестовых и Соколовых».

mar1396.jpg

«Великопостные встречи в Новодевичьем» состоятся также:

12 марта — «Святая гора: уроки и благословения. Что значит Афон в жизни современного христианина?»;

2 апреля — «Слова любви митрополита Антония Сурожского».

Начало в 14:00. 

По материалам ИА «Вода живая»